Технологическая карта бинарного урока (ИЗО + музыка) на тему "Национальный орнамент. Вышивка тюбетейки". 5-й класс

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 5


Раздел:  «Декоративно-прикладное искусство и жизни человека»

Цель:  обобщить знания учащихся о татарском национальном орнаменте, о его значении.

Межпредметные связи: история, литература,музыка.

Тип урока: комбинированный

Программные  задачи: 

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с лучшими образцами национального орнамента;
    • узнать особенности музыкальной культуры татарского народа (пентатоника, мелизмы)
    • познакомить учащихся с историей развития татарского народного декоративно-прикладного творчества;
  • Развивающие:
    • развивать наблюдательность, творческое мышление, внимание, художественный вкус, пробуждать творческую активность и фантазию учащихся.
    • развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность.
    • развивать творческие способности у учащихся;
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство гордости за культуру и искусство родного края;
    • способствовать воспитанию любви и интереса к народному искусству;
    • воспитывать самостоятельность.

Опорные понятия, термины: орнамент, пентатоника

Результат взаимодействия, формируемые УУД: психологическая готовность учеников к уроку, к активной познавательной деятельности, самостоятельное выполнение синтеза, анализа, сравнению, получение достоверной информации о достижении всеми учащимися плана результата, адекватность самооценки учащихся оценивать качества своей деятельности.

Оборудование:

  • Для учителя:
    • компьютер, проектор, презентация, образцы работ, набор репродукций по теме, последовательность выполнения работы;
    • выставка изделий с национальными вышивками, тюбетейки, калфаки;
    • видеоматериал «Декоративно-прикладное творчество Татарстана»;
    • выкроенные детали тюбетейки (боковая и верхняя часть);  
    • музыкальные фрагменты татарских и русских народных песен.
  • Для учащихся: цветная бумага, оракал, ножницы, клей.

Структура урока:

1. Организационный момент  (1 мин.)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
3. Основная часть:
а) Объяснение нового материала (10 мин.)
б) Динамическая пауза (1 мин.)
в) Закрепление изученного материала  (2 мин.)
г) Практическая работа (20 мин.)
д) Анализ работ учащихся (1 мин.)
4. Подведение итогов – (1 мин.)
5. Рефлексия (1 мин.)
6. Домашнее задание (1 мин.)
7. Уборка кабинета (1 мин.)

Ход урока:

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность  детей

Методы и приемы

1.

Организационный момент (1 мин.)

Взаимное приветствие. Открытый вход в деятельность.

Приветствие. Установление дисциплины. Проверка готовности и явки на занятии. Звучит татарская народная мелодия.
Учитель. Здравствуйте! Как вы думаете, о творчестве какого народа мы будем говорить на уроке. Мы с вами поделимся своими знаниями в этой области.  

Приветствуют учителя.
Наш сегодняшний урок посвящен татарскому декоративно-прикладному творчеству, национальному орнаменту.

2.

Актуализация опорных знаний
(5 мин.)

Вызвать интерес к теме и эмоциональный отклик  по поводу увиденного.

 

 

– Сегодня мы продолжим знакомиться с татарским искусством.

Ребята, что объединяет данные предметы одежды?
– Верно, это орнамент, узор.
– Что такое орнамент? (орнамент (лат. ornamentum — украшение) – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (и не только предметов).
– Послушайте песню, обратите внимание на мелодию.
Они называются мелизмы.
– С древнейших времён люди украшали свою одежду, обувь, предметы быта, стены жилищ узорами, вырезанными из самых разных материалов: войлока, тканей, кожи животных, природных материалов.
– С помощью орнамента человек выражал свое отношение к миру. Например:

– У каждого народа свой традиционный орнамент.
– В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивах. Традиционные мотивы отражают культуру и искусство народа.
– Ребята, кто мне скажет, где какое полотенце?

– Верно, слева татарское полотенце, а справа русское.
– В чем отличия?
– Татарские полотенца отличаются большой красочностью, нарядностью. В татарских полотенцах чаще всего встречается единый развитый, разветвленный мотив букета располагается во все ширину конца полотенца и обрамляется узким вышитым бордюром. В композициях полотенец иногда встречаются стилизованные изображения пчел, бабочек, птиц, приближенные к цветочно-растительному узору.
– В русской вышивке чаще используется геометрический орнамент. В русской вышивке помимо обычных узоров, можно встретить и животных, и растений; Основной цвет вышивки – красный.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Мелодия украшена красивыми переливами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают презентацию, слушают учителя.
Отвечают на вопросы – делятся  своими впечатлениями

Вводная беседа. Проблемные вопросы.

3.

Основная часть:

а) Объяснение нового материала
(10 мин.)

Создание условий для усвоения нового материала.
Активизация познавательной деятельности

Учитель.
– И цель нашего урока заключается в том, что нужно выполнить национальный орнамент  вышивки тюбетейки.
– А сейчас рассмотрим особенности татарского орнамента.
– Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный.
– Цветочно-растительный орнамент является наиболее распространенным.  Мастера  создают  как  простые  формы,  так  и  сложные  букеты. Цвета,  которые  используются  для  орнамента,  яркие,  богатые  и  хорошо  сочетаются.
– По происхождению цветочно-растительный мир делится на три группы: степные, полевые и садовые растения.
– Из степных мотивов: тюльпан, незабудка, мак, ветреница, гвоздика; из полевых мотивов: ромашка, колокольчик, василек, шиповник встречаются часто. Из садовых цветов самые распространенные: георгин, астра, хризантема, пион, фиалка, роза. Нарцисс, ирис встречаются реже.
– Каждый цветок – это символ. Наши прабабушки вышивая, желали здоровья, добра, любви. Например: цветок граната – здоровье, тюльпан – достаток, ромашка – трудолюбие.
Игра: Обратите внимание на изображение цветов. Они были упрощены, т.е. стилизованны.
– Зооморфные рисунки практически не используются. Как я говорила на прошлом уроке,   это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных.
– Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Из геометрического орнамента большое распространение получили повторяющиеся линии, полосы, зигзаги, волны, спирали, изображения шестиконечной и восьмиконечной звезды, солярные знаки – розетки простые и сложные, вихревые и цветочные и т.д.
– В орнаменте встречаются следующие композиции:

  • Ленточная композиция образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие.
  • Геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси.
  • Центрально-лучевая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей.
  • Композиция в виде цветочного букета.

В татарском орнаменте цветовая гамма яркая, сочная, богатая, полнокровная, часто сопоставляются «теплые» и «холодные» тона, например цветы на одной ветке могут быть голубыми и розовыми, одна половинка листа имеет тепло-зеленый тон, другая – холодно-зеленый. Излюбленные сочетания – зеленого с голубым, синего с фиолетовым, желтого с красным, розового с голубым, зеленого с желтым. Черный цвет в татарском орнаменте встречается крайне редко. Несмотря на непривычные сочетания цветов татарский народный орнамент очень спокоен, гармоничен, в нем нет пестроты и грубости, он создает впечатление легкости.
– Итак, какие же цветы можно встретить в орнаменте? (розы, нарцисс, трилистник, гвоздика, тюльпан, георгин, пионы, хризантемы, шиповник, ромашки, фиалки, лотос и др.)

Слушают новый материал, разглядывают репродукции художников под музыку.

Ученики. Испокон веков одежду себе и своим близким татарская женщина старалась изготовлять сама, вкладывая в это увлекательное дело все свое умение и эстетический вкус. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений. Вкладывая свою душевную теплоту, талантливые мастерицы создавали поистине удивительные головные уборы, которые являются центральным декоративным элементом национальной одежды. С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративного оформления костюма, но и в своей орнаментации – охранно-магическую роль. Головные уборы, входящие в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы. Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы.

 

Рассматривают презентацию.

 

 

 

 

 

 

Анализируют работу в целом и по-отдельности.

Создание и решение проблемной ситуации.
Наглядный показ образца, способа действия.
Объяснение  с опорой на наглядный материал.

 

б) Динамическая пауза (1 мин.)

Сохранение и укрепление здоровья детей

А сейчас поиграем. Найдите ленточную композицию, в  виде цветочного букета.
– Молодцы, ребята!

Играют по музыку

Игровой прием. Наглядные действия.

 

в) Закрепление изученного материала (2 мин.)

– Какие цветочные мотивы использовались в национальной вышивке? Вам подскажут следующие загадки.

1. Расцветает он весной,
Только снег сойдет лесной,
И на каждом стебле в ряд
Словно лампочки висят! (Ландыш)

2. На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные ... (ромашки)

3. Он стоит на ножке длинной,
В пачке, словно балерина.
Как букет — цветок один:
Темно-красный... (георгин)

– Молодцы, ребята!

Разгадывают загадки

Демонстрация. Проверка усвоенных знаний. 

 

г) Практическая работа (20 мин.)

Выполнение практических работ

– Мы сегодня с вами остановимся на вышивке тюбетейки. Детали мы уже приготовили на предыдущих занятиях.
– Для начала  вы должны определиться с композицией.  
 
   

Слушают в какой последовательности выполнять работу.
Выполняют практическую работу под музыку.

Практические действия.

 

д) Анализ работ учащихся (1 мин.)

 

– Ребята выскажите свои впечатления о своей работе.
– Какие цветы вы использовали в своей работе. И чтобы вы хотели пожелать своим одноклассникам.
– Как вы считаете, вы справились с задачей сегодняшнего урока?
– Молодцы! У вас получились очень красивые  тюбетейки.

Рассматривают свои работы и работы одноклассников. Отвечают на вопросы.

Мальчик:

Каляпуш я свой надену,
Песню звонко запою.
И джигитом сразу стану,
Лихо танцевать пойду.
Исполнение песни «Родной край» Батыр–Булгари

Анализ и обсуждение результатов.

4.

Подведение итогов
(1 мин.)

Дать анализ и оценку успешности достигнутых целей

– Вы меня сегодня порадовали, вы все хорошо потрудились.
– Итак, что же нового вы узнали на уроке?

Слушают, осмысливают.
Отвечают на вопросы.

Проблемные вопросы.

5.

Рефлексия (1 мин.)

Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения

Дети выражают свое эмоциональное состояние, отношение к уроку  и своей работе.
Если вам понравился урок и было все понятно поднимите один карандаш, а если не понравился и что-то непонятно – то два карандаша.

Слушают, высказываются.

Заключительное слово учителя.
Прием рефлексии «незаконченное предложение

6.

Домашнее задание (1 мин.)

Подготовка учеников к следующему  уроку.

 

Слушают учителя, записывают.

 

7.

Уборка кабинета   (1 мин.)

Способствовать воспитанию аккуратности и чистоплотности. Приучение детей к труду.

Убираем за собой рабочие места. До встречи!

Убирают рабочие места.