Раздел: «Декоративно-прикладное искусство и жизни человека»
Цель: обобщить знания учащихся о татарском национальном орнаменте, о его значении.
Межпредметные связи: история, литература,музыка.
Тип урока: комбинированный
Программные задачи:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с лучшими образцами национального орнамента;
- узнать особенности музыкальной культуры татарского народа (пентатоника, мелизмы)
- познакомить учащихся с историей развития татарского народного декоративно-прикладного творчества;
- Развивающие:
- развивать наблюдательность, творческое мышление, внимание, художественный вкус, пробуждать творческую активность и фантазию учащихся.
- развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность.
- развивать творческие способности у учащихся;
- Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за культуру и искусство родного края;
- способствовать воспитанию любви и интереса к народному искусству;
- воспитывать самостоятельность.
Опорные понятия, термины: орнамент, пентатоника
Результат взаимодействия, формируемые УУД: психологическая готовность учеников к уроку, к активной познавательной деятельности, самостоятельное выполнение синтеза, анализа, сравнению, получение достоверной информации о достижении всеми учащимися плана результата, адекватность самооценки учащихся оценивать качества своей деятельности.
Оборудование:
- Для учителя:
- компьютер, проектор, презентация, образцы работ, набор репродукций по теме, последовательность выполнения работы;
- выставка изделий с национальными вышивками, тюбетейки, калфаки;
- видеоматериал «Декоративно-прикладное творчество Татарстана»;
- выкроенные детали тюбетейки (боковая и верхняя часть);
- музыкальные фрагменты татарских и русских народных песен.
- Для учащихся: цветная бумага, оракал, ножницы, клей.
Структура урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
3. Основная часть:
а) Объяснение нового материала (10 мин.)
б) Динамическая пауза (1 мин.)
в) Закрепление изученного материала (2 мин.)
г) Практическая работа (20 мин.)
д) Анализ работ учащихся (1 мин.)
4. Подведение итогов – (1 мин.)
5. Рефлексия (1 мин.)
6. Домашнее задание (1 мин.)
7. Уборка кабинета (1 мин.)
Ход урока:
№ | Этап, его продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Методы и приемы |
1. |
Организационный момент (1 мин.) |
Взаимное приветствие. Открытый вход в деятельность. |
Приветствие. Установление дисциплины. Проверка готовности и явки на занятии. Звучит татарская народная мелодия. |
Приветствуют учителя. |
|
2. |
Актуализация опорных знаний |
Вызвать интерес к теме и эмоциональный отклик по поводу увиденного.
|
– Сегодня мы продолжим знакомиться с татарским искусством. – Ребята, что объединяет данные предметы одежды? – У каждого народа свой традиционный орнамент. – Верно, слева татарское полотенце, а справа русское. |
Отвечают на вопросы учителя.
Мелодия украшена красивыми переливами
Рассматривают презентацию, слушают учителя. |
Вводная беседа. Проблемные вопросы. |
3. |
Основная часть: а) Объяснение нового материала |
Создание условий для усвоения нового материала. |
Учитель.
В татарском орнаменте цветовая гамма яркая, сочная, богатая, полнокровная, часто сопоставляются «теплые» и «холодные» тона, например цветы на одной ветке могут быть голубыми и розовыми, одна половинка листа имеет тепло-зеленый тон, другая – холодно-зеленый. Излюбленные сочетания – зеленого с голубым, синего с фиолетовым, желтого с красным, розового с голубым, зеленого с желтым. Черный цвет в татарском орнаменте встречается крайне редко. Несмотря на непривычные сочетания цветов татарский народный орнамент очень спокоен, гармоничен, в нем нет пестроты и грубости, он создает впечатление легкости. |
Слушают новый материал, разглядывают репродукции художников под музыку. Ученики. Испокон веков одежду себе и своим близким татарская женщина старалась изготовлять сама, вкладывая в это увлекательное дело все свое умение и эстетический вкус. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений. Вкладывая свою душевную теплоту, талантливые мастерицы создавали поистине удивительные головные уборы, которые являются центральным декоративным элементом национальной одежды. С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративного оформления костюма, но и в своей орнаментации – охранно-магическую роль. Головные уборы, входящие в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы. Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы.
Рассматривают презентацию.
Анализируют работу в целом и по-отдельности. |
Создание и решение проблемной ситуации. |
|
б) Динамическая пауза (1 мин.) |
Сохранение и укрепление здоровья детей |
А сейчас поиграем. Найдите ленточную композицию, в виде цветочного букета. |
Играют по музыку |
Игровой прием. Наглядные действия. |
|
в) Закрепление изученного материала (2 мин.) |
– Какие цветочные мотивы использовались в национальной вышивке? Вам подскажут следующие загадки. 1. Расцветает он весной, 2. На поляне у реки 3. Он стоит на ножке длинной, – Молодцы, ребята! |
Разгадывают загадки |
Демонстрация. Проверка усвоенных знаний. |
|
|
г) Практическая работа (20 мин.) |
Выполнение практических работ |
– Мы сегодня с вами остановимся на вышивке тюбетейки. Детали мы уже приготовили на предыдущих занятиях. |
Слушают в какой последовательности выполнять работу. |
Практические действия. |
|
д) Анализ работ учащихся (1 мин.) |
|
– Ребята выскажите свои впечатления о своей работе. |
Рассматривают свои работы и работы одноклассников. Отвечают на вопросы. Мальчик: Каляпуш я свой надену, |
Анализ и обсуждение результатов. |
4. |
Подведение итогов |
Дать анализ и оценку успешности достигнутых целей |
– Вы меня сегодня порадовали, вы все хорошо потрудились. |
Слушают, осмысливают. |
Проблемные вопросы. |
5. |
Рефлексия (1 мин.) |
Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения |
Дети выражают свое эмоциональное состояние, отношение к уроку и своей работе. |
Слушают, высказываются. |
Заключительное слово учителя. |
6. |
Домашнее задание (1 мин.) |
Подготовка учеников к следующему уроку. |
|
Слушают учителя, записывают. |
|
7. |
Уборка кабинета (1 мин.) |
Способствовать воспитанию аккуратности и чистоплотности. Приучение детей к труду. |
Убираем за собой рабочие места. До встречи! |
Убирают рабочие места. |
|