Опыт работы по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,
 приобретают способность сами ставить вопросы
 и получать на них фактические ответы,
 оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
 в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в системе российского дошкольного образования произошли значительные изменения, связанные с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из образовательных областей Федерального государственного стандарта является образовательная область «Познавательное развитие».

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста. Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира через экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют  педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегративных технологий.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования перед нами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, позволяющей педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Развивающая среда, созданная в группе, включает в себя следующие аспекты:

  • разработана система планирования;
  • создана опытно-исследовательская лаборатория «Хочу все знать!»;
  • подобраны детские энциклопедии, книги, наглядные пособия, схемы, модели, пиктограммы, материал для художественного творчества, дидактические игры, презентации, картотеки опытов, наблюдений, художественного слова.

И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. [1] 

Очень важно, что данная деятельность не задаётся заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Экологическое воспитание является не только одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения, но и важным процессом  непрерывного развития экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка. [2]  

В своей деятельности над поставленной темой провожу работу с родителями в следующих направлениях: консультации, рекомендации, анкетирование, родительские клубы, конкурсы поделок, стенгазет, экологические акции и т.д.

Один из приёмов, который я использую в работе с младшими дошкольниками – экологическая сказка. Экологические сказки – самый доступный  способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – открытый конец сказки, где дети могу самостоятельно придумать продолжение истории и конец сказки (для старшего возраста) – такова схема построения  экологических сказок. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.

Сказка «Путешествие  Незабудки»

Цель: создать условия для развития экспериментальной деятельности детей со свойствами воды и воздуха.

Задачи:

  • формировать у детей представления о свойствах воды  (прозрачная, чистая, без запаха, холодная) и воздуха (бесцветный, имеет вес) и навыки экспериментирования;
  • закрепить знания основных цветов;
  • развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, умение отвечать на вопросы, используя форму про­стого предложения;
  • развивать наблюдательность, мышление, прививать самостоятельность;
  • воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру посредством сказки.

«Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им:
– Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там.
Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой».

Опыт №1 «Воздух имеет вес»

Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики. Обратить внимание детей на то, что чаша с на­дутым шариком перевешивает. Вывод: воздух имеет вес.
«А потом семечко упало в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке».

Опыт №2 «Тонет, не тонет»

Для опыта необходима ванночка или таз с водой, различные по весу предметы. Опустить в воду предметы по очереди. Что произошло? Некоторые предметы утонули, а некоторые всплыли. Это зависит от веса предмета.

Вывод: вода выталкивает более легкие предметы.

«Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю».

Опыт №3 «Кораблик на волнах»

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке – свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской).  На море плывёт кораблик. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получает­ся? Волны.

Вывод: чем сильнее дуть, тем выше волны и кораблик плывёт быстрее по направлению ветра.

«Вот подходящее местечко!» – подумало семечко. – Здесь смело можно пустить корни».
Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром».
А что произошло с другими семенами Незабудки, мы с вами узнаем в следующий раз. …»

Список использованной литературы:

  1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240С.
  2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.–240С.

Приложение 1