Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальная, беседа, коллективная, хоровая организация.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер.
Цели урока: |
Задачи: |
Планируемые результаты: |
Образовательные: Развивающие: Воспитывающие: |
Обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. Развивающие: развивать внимание, логику рассуждения. Воспитательные: прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества. |
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности. Метапредметные: развивать операции логического мышления: анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты. Предметные: знать, что такое подлежащее, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения |
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
I. Оргмомент II. Вызов
|
– Откройте тетради, запишите число. Прием «Верите ли вы, что…». Повторение изученного в начальной школе. – Итак, первое задание «Верите ли вы…». 1) Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. 2) Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения. 3) Дополнение, определение, обстоятельство – главные члены предложения. 4) Подлежащее стоит в именительном падеже. 5) Подлежащее обозначает действие. 6) Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать? – Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают. – Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Таблица З – Х – У
– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем. Проверка записей (по группам, по очереди) – Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем? Исследование (разбор предложений) – Спишите предложения, записанные на доске, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические основы. Сделайте вывод о способах выражения подлежащего и его положении в предложении. 1. Три мудр..ца в одном т..зу пустились по морю в гр..зу. Вывод. Подлежащее может быть выражено словосочетанием. Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения. 4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией. – А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 157 из учебника. Прием «Синквейн» Схема синквейна: 1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения. Пример синквейна Подлежащее. – Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку. Игра «Подбери подлежащее» Прошло теплое … Наступает ненастная, дождливая … Перелетные … собираются в дальний путь. Первыми улетают на юг … Длинными цепочками тянутся … 1. Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти его в предложении? Какой частью речи и в форме какого падежа бывает выражено подлежащее? Приведите примеры. 2. Что обозначает сказуемое? С помощью каких вопросов можно найти его в предложении? Какой частью речи и в форме какого времени бывает выражено сказуемое? Приведите примеры. |
Приветствие учащихся.
учащиеся формулируют цель урока (научиться находить грамматическую основу предложения, узнать способы выражения подлежащего)
Заполняют вторую колонку таблицы З-Х-У
Ученики списывают предложения, объясняют орфограммы и подчеркивают грамматические основы.
Учащиеся вместе читают правило и выполняют упражнение.
Составляют синквейн.
|
||||||
III. Рефлексия | Подсчитывают баллы, ставят оценки. Записывают в дневниках домашнее задание. |
Прошло теплое лето. Наступает ненастная, дождливая осень. Перелетные птицы собираются в дальний путь. Первыми улетают на юг ласточки. Длинными цепочками тянутся журавли.
Записать 2 предложения на выбор и подчеркнуть подлежащее.
Какой частью речи оно выражено, записать над словом.
3. Устная работа.
На парте листы с вопросами из упражнения 232. Расскажите о подлежащем, о сказуемом.
Веселые рифмы
Главные члены предложения
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
Перед вами карточки, на которых написаны предложения:
О каком предмете идет речь? Значит, предмет речи – белка (сущ. это подл.), а что делает предмет речи – поет, грызет, вынимает, опускает. Это сказуемое, выражено глаголами. А сколько здесь сказуемых? Это однородные сказуемые.
А из какого это произведения? Кто автор этой сказки?
То же самое со вторым предложением. Записать в тетрадь предложения с чистого листа и подчеркнуть основу.
- Слово учителя. Подлежащее и сказуемое может быть выражено существительным в именительном падеже.
- Работа по таблице. Книга – источник знаний.
- Работа по картине. Посмотрите на экране репродукцию картины «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина. Опишите, пожалуйста, ее. Какие предложения можно составить с тире между подлежащим и сказуемым.
- Объяснение постановки тире между подлежащим и сказуемым.
- Запись составленных предложений в тетрадь.
IV. Задание на дом: упр.235, 17. Словарное слово – скворе[шн]ик.
Поизносится вслух.
Объяснение домашнего задания.