Методическая разработка урока русского языка на тему "Главные члены предложения". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, беседа, коллективная, хоровая организация.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер.

Цели урока:

Задачи:

Планируемые результаты:

Образовательные:
– повторить сведения о сказуемом, известные уч-ся из начальной школы;
– повторить способы выражения подлежащего.

Развивающие:
– развитие познавательной активности учащихся;
– развитие, критического мышления;
– развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);
– развитие речи учащихся.

Воспитывающие:
– воспитание интереса к предмету;
– воспитание ценностного отношения к слову

Обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Развивающие: развивать внимание, логику рассуждения.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической  и творческой деятельности.

Метапредметные: развивать операции логического мышления: анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать, что такое подлежащее, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Оргмомент

II. Вызов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетради, запишите число.

Прием «Верите ли вы, что…».

Повторение изученного в начальной школе.

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1) Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

2) Подлежащее и сказуемое составляют  основу предложения.

3) Дополнение, определение, обстоятельство – главные члены предложения.

4) Подлежащее стоит в именительном падеже.

5) Подлежащее обозначает действие.

6) Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать?

– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.
– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.
– Объясните, почему 1, 3 и 5 утверждения неправильные?
 
Формулирование темы

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
– Запишем тему в тетрадь. «Главные члены предложения».
– Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель нашего занятия.

Таблица З – Х – У

Знаю

Хоeчу узнать

Узнал(а)

 

 

 

– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.
– Начертите в тетрадь таблицу З–Х–У и заполните 1–й столбик.
– Можно совещаться с товарищами.

Проверка записей (по группам, по очереди)

– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?

Исследование (разбор предложений)

Спишите предложения, записанные на доске, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические основы. Сделайте вывод о способах выражения подлежащего и его положении в предложении.

1. Три мудр..ца в одном т..зу пустились по морю в гр..зу.
2. В любую п..году Ч..рное море пр..красно.
3. Прол..тело два дня.

Вывод. Подлежащее может быть выражено словосочетанием. Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения.
– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.
– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 157 из учебника.
1. Упражнение 157
2. Проверка по слайду.
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.
– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?

Прием «Синквейн»

Схема синквейна:

1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.
2) Два прилагательных, характеризующих тему.
3) Три глагола, показывающих действие темы.
4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.
5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально–образном или философско-обобщенном уровне.

Пример синквейна

Подлежащее.
Основное, главное.
Называет, обозначает, отвечает.
Подлежащее – ключевое слово в предложении.
Предмет речи.

– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

Игра «Подбери подлежащее»

Прошло теплое … Наступает ненастная, дождливая … Перелетные … собираются в дальний путь. Первыми улетают на юг … Длинными цепочками тянутся …

1. Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти его в предложении? Какой частью речи  и в форме какого падежа бывает выражено подлежащее? Приведите примеры.

2. Что обозначает сказуемое? С помощью каких вопросов можно найти его в предложении? Какой частью речи и в форме какого времени бывает выражено сказуемое? Приведите примеры.

Приветствие учащихся.
Обучающиеся открывают тетради, записывают число. Пишут ответы и ставят плюсы, если утверждение верное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учащиеся формулируют цель урока (научиться находить грамматическую основу предложения, узнать способы выражения подлежащего)
Заполняют первый столбик таблицы.

 

 

Заполняют вторую колонку таблицы З-Х-У

 

 

Ученики списывают предложения, объясняют орфограммы и подчеркивают грамматические основы.

 

 

 

 

 

Учащиеся вместе читают правило и выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют синквейн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Рефлексия  

Подсчитывают баллы, ставят оценки.

Записывают в дневниках домашнее задание.

Прошло теплое лето. Наступает ненастная, дождливая осень. Перелетные птицы собираются в дальний путь. Первыми улетают на юг ласточки. Длинными цепочками тянутся журавли.

Записать 2 предложения на выбор и подчеркнуть подлежащее.
Какой частью речи оно выражено, записать над словом.

3. Устная работа.

На парте листы с вопросами из упражнения 232. Расскажите о подлежащем, о сказуемом.

Веселые рифмы

Главные члены предложения

Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.

Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.

Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнем без сомнения,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.

Перед вами карточки, на которых написаны предложения:
О каком предмете идет речь? Значит, предмет речи – белка (сущ. это подл.), а что делает  предмет речи – поет, грызет, вынимает, опускает. Это сказуемое, выражено глаголами. А сколько здесь сказуемых? Это однородные сказуемые.
А из какого это произведения? Кто автор этой сказки?
То же самое со вторым предложением. Записать в тетрадь предложения с чистого листа и подчеркнуть основу.

  1. Слово учителя. Подлежащее и сказуемое может быть выражено существительным в именительном падеже.
  2. Работа по таблице. Книга – источник знаний.
  3. Работа по картине. Посмотрите на экране  репродукцию картины «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина. Опишите, пожалуйста, ее. Какие предложения можно составить с тире между подлежащим и сказуемым.
  4. Объяснение постановки тире между подлежащим и сказуемым.
  5. Запись  составленных предложений в тетрадь.

IV. Задание на дом: упр.235, 17. Словарное слово – скворе[шн]ик.
Поизносится вслух.
 Объяснение домашнего задания.