Глагол как часть речи. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели: обобщить изученное по теме «Глагол»;

  • развивать УУД;
  • развивать речь;
  • воспитывать бережное отношение к языковым ресурсам;
  • формировать умения действовать в экстремальных ситуациях.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Виды работы с текстом: просмотровое чтение, поисковое, трансформация текста, практическая работа по тексту, задания творческого характера.

Интеграция предметов: русский язык – литература – ОБЖ.

Домашнее задание вариативно.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Мотивационно-мобилизующий этап (цель – активизация субъектного опыта учащихся, вовлечение их в совместную учебную деятельность через привлечение к совместному планированию)
– Добрый день, ребята, уважаемые гости. Тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Глагол»
В свете заявленной темы, что  нам предстоит сделать?
Верно, перед нами сегодня стоят следующие задачи:
Акцентировать внимание на
 
1. Грамматическом значении глагола
2. Морфологических признаках глагола
3. Синтаксической роли глагола
4. Роли глагола в жизни человека

 

 

 

 

Обобщить всё, что мы знаем о глаголе как части речи

II. Исследовательский этап (цель – осмысление и решение учебной задачи путём исследования языкового материала или учебного текста)

1. Исследуйте рисунок, что можно сказать о глаголе, как о части речи

2. Просмотрите текст бегло, вспомните название  произведения

Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо! Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо.Потом вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов, раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся
Отрывок из произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

3. А теперь нам предстоит практическая работа по данному  тексту

1) Прочитайте текст внимательно, определите тип речи  (свой ответ обоснуйте)
2) Выделите в каждом абзаце ключевые слова

 

 

 

 

 

 

4. Восстановите по картинкам и ключевым словам сюжет отрывка

 


Текст типа речи «повествование», так как много глаголов и
можно выстроить с их помощью  сюжет

Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо! Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо. Потом вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов, раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся.

5. Трансформация текста
 Определите, в каком времени употреблены глаголы в тексте (какая морфема является тому доказательством)
Работа в группах:
1 группа трансформирует 1 абзац в настоящее время

 

2 группа трансформирует 2 абзац в будущее время

 

 

3 группа трансформирует глаголы 3 абзаца в инфинитив, выделите морфемы – показатель инфинитива.

6. Мена наклонений (Употребите глаголы в повелительном наклонении)

1 группа: обломал, сорвал, искрошил, пополз, вспыхнул, посветлело, подбросил, зашарахались, отступила, налетело. 
2 группа: наломал, приволок, выворотил, вздохнул, подумал, сгрёб, присыпал, закрыл, подбросил, вытащил.
3 группа: раскопал, глотал, вспомнил, взял, вывернул, раздавил, улыбнулся, шёл, ковырять, берёт.

Физминутка

Игра «Глагол-повелитель»
Прослушайте инструкции, выполните их:

 

Прошедшее время – показатель - суффикс Л


Васютка обламывает нижние сухие ветки у дерева, ощупью рвёт пучок сухого мха-бородача, крошит мелко сучки, кладёт всё в кучку и поджигает. Огонёк, покачиваясь, неуверенно ползёт по сучкам. Мох вспыхивает — вокруг светлеет. Васютка подбрасывает ещё веток. Между деревьями шарахаются тени, темнота отступает подальше. Монотонно зудя, на огонь летят несколько комаров — веселее с ними.

Надо будет запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломает сучьев, приволокёт сухую валежину, выворотит старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнёт и с тоской подумает: «Заплачет, поди, мамка». Ему тоже захочется плакать, но он переборет себя и, ощипав глухаря, начнёт перочинным ножиком потрошить его. Потом сгребёт костёр в сторону, на горячем месте выкопает ямку и положит туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыплет горячей землёй, золой, углями, сверху положит пылающие головни и подбросит дров.

РаскопаТЬ, идТИ, упреТЬ, глотаТЬ,вспомниТЬ взяТЬ, , быТЬ, вывернуТЬ выковыряТЬ, раздавиТЬ, улыбнуТЬся

 

 

1 группа: обломай, сорви, искроши, поползи, вспыхни, посветлей, подбрось, зашарахайся, отступи, налети. 


2 группа: наломай, приволоки, вывороти, вздохни, подумай, сгреби, присыпь, закрой, подбрось, вытащи.

3 группа: раскопай, глотай, вспомни, возьми, выверни, раздави, улыбнись, иди, ковыряй, бери.

 

 

  • Из-за парт все дружно встали!
  • Руки к солнышку подняли!
  • Опустили вниз…, вздохнули…,
  • Сели …. И работать будем!

III. Этап контроля (цель – осуществление контроля, переходящего в самоконтроль);

7. Игра «Третий лишний»
Найти лишний глагол в строке

 

 

 

 

 

Самопроверка

8. Работа в парах

Игра «Видовая перестрелка»
Один участник игры называет глагол несовершенного вида, другой – трансформирует глагол в совершенный вид (после 5 слов игроки меняются ролями)
Самопроверка

9. Игра «Исправь ошибки»

Пилет, полит, гонет, видет, красет, колит, моит, вяжит
Самопроверка

10. Подведём итог

– Над какой частью речи сегодня работали?
– Что такое глагол?
– Назовите морфологические признаки глагола
– Какова роль глагола в предложении?

 

 

1. Обломал, сорвал, искрошил
2. Запастись, потрошить, улыбнуться
3. Вспомнил, вывернул, проглотит
4. Пополз, кладу, подбросил
5. Зашарахались, испугался, спрятался
Лишний глагол в строке:
1. Обломал, сорвал, искрошил (II спр.)
2. Запастись, потрошить (невозв.), улыбнуться
3. Вспомнил, вывернул, проглотит (буд. вр.)
4. Пополз, кладу (наст. вр.), подбросил
5. Зашарахались (мн. ч.), испугался, спрятался.
6. Ползу, присыпаю, налетело (3 лицо)

Ломал. Рвал. Крошил. Бросил. Летело. Думал. Грёб. Сыпал. Бросил. Шёл.

 

1. Обломал, сорвал, искрошил
2. Запастись, потрошить, улыбнуться
3. Вспомнил, вывернул, проглотит
4. Пополз, кладу, подбросил
5. Зашарахались, испугался, спрятался.

Пилит, полет, гонит, видит, красит, колет, моет, вяжет 

 

 

 

 

Глагол
Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы Что делать, что сделать..
Спряжение, время, лицо, число, наклонение, возвратность, вид

сказуемое

– Какова роль глагола в жизни человека?
(Можно ли обойтись без глагола в речи?)

11. Эксперимент

Расскажите о случившемся с Васюткой, не употребляя глаголы
Почему произведение В.П.Астафьева называется «Васюткино озеро»?

12. Дайте характеристику Васютке.

Ежедневно мы употребляем в своей речи тысячи слов, большую часть которых составляет глагол.
Трудно. Информация будет скудной и мало понятной.

 

Васютка в лесу. Ветки, сучки. Мох, костёр. Дрова на ночь. Приготовление птицы. Воспоминание о маме. Ужин. Пресное мясо. Добыча соли.
Выбравшись из леса, Васютка вышел к озеру, в котором было много рыбы. Односельчане были довольны открытием мальчика, ведь лес и водоёмы-кормильцы.
Обладает умениями и навыками охотника. Смелый, находчивый, самостоятельный, умеющий принимать решения.

13. Проблемный вопрос

– В  нашей жизни могут быть похожие ситуации?
– Как себя вести в экстремальных ситуациях?

IV. Рефлексия

– Что на уроке наиболее удалось?
– Над чем стоило бы ещё поработать?
– Какой вид работы понравился больше?
Самооценка
Оцените себя:

  • Принимал активное участие во всех видах работы – 5
  • Принимал участие в большей части предложенных видов работы – 4
  • Принимал участие в некоторых видах работы – 3
  • Не принимал участие ни в одном виде работы – 2

 

V. Домашнее задание (на выбор)

1) Написать сочинение «Один в  лесу»
2) Записать текст, выделить синтаксическую роль глаголов и указать их морфологические признаки
3) Записать 10 глаголов, определить их морфологические признаки.

 

VI. Завершающее слово учителя

Спасибо, ребята, за работу, полагаю, что сегодняшний урок – залог тесной дружбы с глаголом!

Приложение 1