Цели: обобщить изученное по теме «Глагол»;
- развивать УУД;
- развивать речь;
- воспитывать бережное отношение к языковым ресурсам;
- формировать умения действовать в экстремальных ситуациях.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Виды работы с текстом: просмотровое чтение, поисковое, трансформация текста, практическая работа по тексту, задания творческого характера.
Интеграция предметов: русский язык – литература – ОБЖ.
Домашнее задание вариативно.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I. Мотивационно-мобилизующий этап (цель – активизация субъектного опыта учащихся, вовлечение их в совместную учебную деятельность через привлечение к совместному планированию) |
Обобщить всё, что мы знаем о глаголе как части речи |
II. Исследовательский этап (цель – осмысление и решение учебной задачи путём исследования языкового материала или учебного текста) 1. Исследуйте рисунок, что можно сказать о глаголе, как о части речи |
|
2. Просмотрите текст бегло, вспомните название произведения |
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними. |
3. А теперь нам предстоит практическая работа по данному тексту 1) Прочитайте текст внимательно, определите тип речи (свой ответ обоснуйте)
4. Восстановите по картинкам и ключевым словам сюжет отрывка |
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними. |
5. Трансформация текста
2 группа трансформирует 2 абзац в будущее время
3 группа трансформирует глаголы 3 абзаца в инфинитив, выделите морфемы – показатель инфинитива. 6. Мена наклонений (Употребите глаголы в повелительном наклонении) 1 группа: обломал, сорвал, искрошил, пополз, вспыхнул, посветлело, подбросил, зашарахались, отступила, налетело. Физминутка Игра «Глагол-повелитель» |
Прошедшее время – показатель - суффикс Л
Надо будет запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломает сучьев, приволокёт сухую валежину, выворотит старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнёт и с тоской подумает: «Заплачет, поди, мамка». Ему тоже захочется плакать, но он переборет себя и, ощипав глухаря, начнёт перочинным ножиком потрошить его. Потом сгребёт костёр в сторону, на горячем месте выкопает ямку и положит туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыплет горячей землёй, золой, углями, сверху положит пылающие головни и подбросит дров. РаскопаТЬ, идТИ, упреТЬ, глотаТЬ,вспомниТЬ взяТЬ, , быТЬ, вывернуТЬ выковыряТЬ, раздавиТЬ, улыбнуТЬся
1 группа: обломай, сорви, искроши, поползи, вспыхни, посветлей, подбрось, зашарахайся, отступи, налети.
3 группа: раскопай, глотай, вспомни, возьми, выверни, раздави, улыбнись, иди, ковыряй, бери.
|
III. Этап контроля (цель – осуществление контроля, переходящего в самоконтроль); 7. Игра «Третий лишний»
Самопроверка 8. Работа в парах Игра «Видовая перестрелка» 9. Игра «Исправь ошибки» Пилет, полит, гонет, видет, красет, колит, моит, вяжит 10. Подведём итог – Над какой частью речи сегодня работали? |
1. Обломал, сорвал, искрошил Ломал. Рвал. Крошил. Бросил. Летело. Думал. Грёб. Сыпал. Бросил. Шёл.
1. Обломал, сорвал, искрошил Пилит, полет, гонит, видит, красит, колет, моет, вяжет
Глагол сказуемое |
– Какова роль глагола в жизни человека? 11. Эксперимент Расскажите о случившемся с Васюткой, не употребляя глаголы 12. Дайте характеристику Васютке. |
Ежедневно мы употребляем в своей речи тысячи слов, большую часть которых составляет глагол.
Васютка в лесу. Ветки, сучки. Мох, костёр. Дрова на ночь. Приготовление птицы. Воспоминание о маме. Ужин. Пресное мясо. Добыча соли. |
13. Проблемный вопрос – В нашей жизни могут быть похожие ситуации? |
|
IV. Рефлексия – Что на уроке наиболее удалось?
|
|
V. Домашнее задание (на выбор) 1) Написать сочинение «Один в лесу» |
|
VI. Завершающее слово учителя Спасибо, ребята, за работу, полагаю, что сегодняшний урок – залог тесной дружбы с глаголом! |