Современные исследования о девиантном поведении ставят акцент не столько на вопросах его коррекции, хотя и это, безусловно, важно, сколько на профилактике отклонений в поведении. Бесспорно, лучше предотвратить, чем исправлять. И одним из самых действенных и доступных способов профилактики является знание возрастных особенностей подростков и умение эти знания использовать в учебно-воспитательном процессе.
Омский кадетский военный корпус, в котором я работаю, - это общеобразовательное учебное заведение интернатного типа. Основная его цель: подготовка несовершеннолетних к военной или иной государственной службе.
Возраст кадетов – подростковый, а значит, один из самых сложных как для самих подростков, так и для тех взрослых людей, которые с ними взаимодействуют. Но какие особенности возраста делают его таким сложным? Рассмотрим это на отдельных примерах.
Подростковый возраст – это период пубертатного (т.е. полового) созревания.
Что мы об этом знаем? Половые гормоны сказываются на настроении и поведении подростков: они, если можно так выразиться, “эротизируют” их психику (подростки фантазируют и много говорят на эротические темы, влюбляются, видят эротические сны, у них повышенная половая возбудимостьи т.п.). Это время, когда подростки приобретают свой первый опыт сексуального общения.
В этот же период формируется их половая ориентация. Следует отметить, что влечение в этом возрасте ещё недостаточно дифференцированно, т.е. не имеет четкой направленности на противоположный пол, подростки, по словам М. Кле, еще “бисексуальны”. Подростки экспериментируют с новой для них сексуальной функцией. В рамках такого экспериментирования могут наблюдаться нарушения в половом поведении от самых безобидных до таких, которые скажутся в их дальнейшей жизни.
В условиях закрытого образовательного пространства все эти особенности пубертатного развития могут быть выражены сильнее: однополый коллектив сверстников, фиксированный распорядок жизни, повышенная значимость мужественности.
Что делать? Чтобы избежать осложнений в пубертатном развитии кадетов, в распорядок дня включены обязательные систематические занятия физической культурой и спортом, многие мероприятия носят активный, подвижный характер. Физическая активность снимает физиологическое напряжение и формирует красивую, крепкую, сильную фигуру, о которой мечтает любой подросток. Параллельно с этим, большое внимание уделяется формированию духовной культуры, морально-нравственных устоев кадетов. Настоящий кадет должен быть не только будущим защитником и грамотным специалистом своего дела, но и галантным кавалером, интересным собеседником. Именно поэтому в кадетском корпусе традиционно устраивают Губернаторский кадетский балл, который проходит с особой пышностью, с фейерверком, в присутствии высоких гостей; кадеты занимаются бальными танцами, посещают уроки культуры и этики.
Резкий рост и качественные изменения в самосознании.
Что мы об этом знаем? В.С. Мухина выделила в структуре самосознания пять компонентов:
- имя и физический облик;
- притязания на признания;
- половую идентификацию;
- психологическое время личности;
- социальное пространство личности (права и обязанности).
Если оказываются депривированными один или несколько структурных компонентов самосознания, то это может приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении, а иногда и к суицидальным по пыткам.
Телесное самовосприятие подростков-кадетов начинает выступать как одно из оснований самооценки. Именно в телесном облике, прежде всего, по их мнению, проявляются признаки взросления. Высокий рост, спортивная фигура позволяют ребятам чувствовать себя увереннее тех, у которых есть проблемы с внешностью.
Что делать? И здесь опять на помощь приходят строевая подготовка, кроссы, соревнования, спортивные секции, которые органично встроены в систему учебно- воспитательной работы.
Знаем. Но подростки притязают не только на признание своей внешности, но и факта взросления. Они хотят, чтобы их воспринимали как взрослых. В условиях семьи эти притязания реализовать довольно сложно: подросток в социальном плане зависим от родителей; кроме того, для них он всегда есть и будет ребенком, независимо от возраста, поэтому они сохраняют в отношении своего ребенка детские формы контроля. Совсем другая ситуация в условиях кадетского корпуса.
Делаем. Строгая дисциплина, начальная военная подготовка, кадетская форма одежды, офицеры-воспитатели, ротные командиры и многое другое воспринимается подростками как реалии взрослой жизни, как необходимая подготовка к профессиональной карьере.
Знаем. Подростки претендуют на увеличение их прав и пренебрегают при этом своими обязанностями. На наш взгляд, это связано с тем, что права они понимают, как возможность действовать по своему выбору (“я так хочу”), а обязанности - как нечто, навязанное извне (не зря же этимологически “обязанности” - от слова “вязать”). Таким образом, права ближе к потребностям, а значит, более осознаваемы подростками, чем обязанности. Отсюда следует, что обязанности необходимо доводить до осознания подростков.
Делаем. В кадетском корпусе существует определенный свод правил - “Кодекс чести кадета”, в котором перечислены права и обязанности. Эти обязанности понятны по своей формулировке (что немаловажно для подростков) и вполне посильны для выполнения. Например, кадет обязан закаливать себя, совершенствовать физическую подготовку, соблюдать правила личной и общественной гигиены; выполнять правила ношения одежды; беречь имущество кадетского корпуса и охранять его от порчи; при необходимости отлучиться из корпуса спросить разрешение у офицера-воспитателя, а после возвращения доложить ему о прибытии.
Есть обязанности, регламентирующие отношения кадета с окружающими. Например, уважать старших, заботиться о младших, уважать честь и достоинство товарищей по корпусу; соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям; и т.п.
Обратите внимания, что содержательная сторона этих обязанностей предполагает обращение к взрослому “эго” подростка и этим обеспечивается принятие подобных обязанностей. Даже само названия свода правил, прав и обязанностей кадетов называется “Кодекс чести”, что уже позволяет им идентифицировать себя с достойными героическими образами, поскольку все они, наверняка, слышали о кодексе чести русского офицера, морского офицера, кодекс чести мушкетеров, рыцарей, кодекс дворянской чести и т.п.
Знаем. Следует вспомнить, что Д.Б. Эльконин в свое время описал морально-этический “кодекс”, присущий подростковому возрастному периоду. Его основные требования: уважение к личности, равенство в отношениях, помощь во всем, доверие и верность в дружбе. Воспроизводя подобные нормы отношений, подростки относятся друг к другу в соответствии со своим чувством взрослости.
Делаем. Эти базовые для подростков понятия (уважение, равенство, верность, доверие) нашли отражение и в Кодексе чести кадетов. Например, Дорожить честью мундира кадета Омского кадетского корпуса.
Быть честным и правдивым. Не допускать самому и удерживать товарищей от недостойных поступков.
Дружба желательна, товарищество обязательно.
Бесчестье во имя товарищества остается бесчестьем. Подчиненность не исключает взаимного товарищества. Не подводить товарища под ответ за свои поступки.
Знаем. Еще один компонент подросткового самосознания – психологическое время личности. Деятельность подростка в настоящем определяется тем, как он прогнозирует свое будущее. Если будущего нет или оно представляется как короткая, непролонгированная линия, если оно бессодержательно, плохо структурированно и малореалистично, то подростки живут сиюминутными событиями, у них может наблюдаться инфантильное отношение к жизни вообще и будущему в частности.
Делаем. Чтобы предупредить такие нежелательные явления, в учебно-воспитательный процесс кадетского корпуса включаются мероприятия, направленные на формирование временной перспективы жизни (занятия по профориентации, индивидуальные беседы о жизненных планах, посещение воинских частей, музеев и пр.), кадеты включаются в значимые для них социальные контакты (проект “Чистый Иртыш”; участие в Российском географическом обществе и т.п.), расширяется круг их интересов (есть хор, вокально-инструментальный, танцевальный ансамбли; кружок автомобильного дела, воздушно-десантной подготовки, авиамоделирования, журналистики, спортивные секции: теннис, волейбол, футбол, армейский рукопашный бой, самбо, тяжелая и легкая атлетика).
Нарушения поведения в подростковом возрасте могут возникать на фоне типичных подростковых реакций, например, реакции группирования.
Знаем. Эта реакция имеет биологические корни: известно, что у многих классов животных молодняк объединяется и держится обособленно от взрослых особей. Если у подростков наблюдается такая же реакция, значит в ней есть определенный смысл, связанный с природой выживания. Действительно, реакция группирования позволяет подростку найти свое место среди себе подобных, научиться неформально общаться. Группа для них становится стабильной предсказуемой территорией, обеспечивающей им безопасность.
Поступив в кадетский корпус, подросток попадает в большую, но незнакомую группу сверстников. И как всегда в таких случаях, наблюдаются процессы, характеризующие групповую динамику: образование внутри группы отдельных подгрупп, появление лидеров (явных и теневых), распределение и смена ролей, сплочение группы, конфликты и т.п. Это закономерные процессы развития группы, поэтому их нельзя миновать или обойти. Но они должны регулироваться усилиями психолога, педагогов, офицеров-воспитателей. Условия кадетского воспитания содержат в себе определенные трудности в этом смысле, ведь подросткам необходимо подчиняться своему ровеснику- младшему командиру (командиру класса, командиру отделения), который назначается офицером-воспитателем и командиром роты. Командиры из числа кадетов должны подчинять себе своих одноклассников, не имея никаких рычагов управления, кроме собственного авторитета. Здесь есть признаки жестко регламентированной группы: однополый состав, относительно фиксированные роли, назначенный лидер. Такие группы часто вступают в конфронтацию с другими группами, конфликтуют за лидерство и пр.
Делаем.Для положительного протекания реакции группирования и группообразования в воспитательном процессе предусмотрено деление роты на более мелкие по количеству группы (взвод). В каждом взводе примерно 20 кадетов. Интересно отметить, что 21 ± 2 - это предел функционирования группы как единого целого. При большем количестве членов группа обязательно распадется на подгруппы.
Каждый кадет – это индивидуальность. Предоставляя ему возможность показать и закрепить свою индивидуальность в группе сверстников, мы тем самым, обеспечиваем его эмоциональную привлекательность в глазах других ребят. Многие действия воспитателей направлены на подчеркивание сходства членов группы между собой. Проще всего обеспечить сходство по возрасту и внешнему обличью (все коротко подстрижены, носят одинаковую форму). Но гораздо важнее обеспечить сходство группы во взглядах, ценностях. Этому способствуют не только групповые мероприятия, но и традиции Кадетского корпуса (ежегодные военно-спортивные турниры; музыкально-эстетическое воспитание и др.). Все эти мероприятия “работают” на сплоченность группы.
Обобщая все сказанное, отметим, что мы рассмотрели лишь отдельные особенности подросткового возраста и показали, что учет возрастных особенностей учащихся Кадетского корпуса необходим для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, что, в свою очередь, позволит предотвратить те или иные поведенческие нарушения.