Правописание слов с парными по глухости / звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать умение проверять слова с парными согласными в корне.

Тип урока: закрепление изученного материала

Задачи:

  • учить находить в словах орфограммы;
  • развивать умение обозначать буквой парный по глухости/звонкости согласный звук,
  • обобщить знания о способах подбора проверочных слов.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • находить в словах орфограммы;
  • подбирать слова для проверки парного по глухости / звонкости согласного звука;
  • образовывать однокоренные слова и антонимы с буквой парного согласного

2. Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать свои действия;
  • проводить самопроверку и взаимопроверку;

3. Коммуникативные:

  • уметь строить работу с партнёрами;
  • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

4. Личностные:

  • уметь оценить свою работу и работу товарища;
  • уметь находить причину успеха работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Все готовы? Всё готово?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

2. Мотивация познавательной деятельности.

- Начнем свою работу в тетрадях на печатной основе. Открываем стр.59 упр.149.

Прочитаем задание. (Прочитайте. Поработайте в парах: обсудите, какие орфограммы есть в каждом слове. Подчеркните орфограммы.)

- Как будем работать? (В парах). Вспомните правила работы в парах.

- Проверим . (Дети читаю слова, называют изученные орфограммы и способы их проверки)

3. Актуализация необходимых знаний.

- Почему в словах буквы выделены ? (Их надо запомнить)

- Почему мы запоминаем написание слов? (Трудно проверить написание)

- Какие буквы согласных звуков корня слов требуют проверки на письме? (Безударные гласные и парные согласные по звонкости/ глухости )

- Какие способы проверки вы знаете?

- Что нам помогает в выборе правильного написания буквы? (Памятка.).

- Для чего мы повторили изученные орфограммы?

- Кто сформулирует тему нашего урока. (На интерактивной доске открываем тему урока (шторка))

4. Организация познавательной деятельности.

- Открываем рабочие тетради. Записываем число, классная работа. (Запись на доске)

- Почитаем задание к упражнению. 216 на стр.114

- Прочитаем слова 1 группы.(Ученик читает)

- Какой частью речи являются данные слова?(Именем прилагательным)

- Изменим форму слов, чтобы на конце этих слов был парный по глухости / звонкости согласный звук. (Хороший - хорош, свежий - свеж, слабый - слаб, счастливый - счастлив, грубый – груб, трусливый – труслив, молодой – молод, правдивый – правдив)

- Что за пары слов получились?(Проверочное и проверяемое слово)

- Определите, является ли пара проверяемого и проверочного слова однокоренными или это формы одного слова? (Форма слова)

- На какой вопрос отвечает проверочное слово? (Какой?)

- На какой вопрос отвечает проверяемое слово? (Каков?)

- Запишите эту группу слов, выделяя орфограмму.

- Следующие группы запишите самостоятельно.

Дети выполняют задание.

- Проверим.

- Какой частью речи являются слова 2 группы ? (Глаголы)

- Какие пары слов получились? (Сберегу-сберёг, отнесу-отнёс, отвезу – отвёз, замёрзну – замёрз, подстерегу - подстерёг ) Постепенно появляется запись на доске.

- Какой частью речи являются слова 3 группы ? (Именем существительным)

-Какие слова записали? (Ягоды - много ягод, слёзы - много слёз, книги – много книг, лужи – много луж, сороки- много сорок, канавы – много канав, колёса- много колёс, коровы – много коров, рыбы – много рыб). Постепенно появляется запись на доске.

Прочитайте задание к упражнению 217. (Читают самостоятельно)

- Какой заголовок можно подобрать к стихотворению?

- Спишите, выбирая нужную букву из скобок.

- Что поможет нам в выборе нужной буквы из скобок? (Памятка) Появляется на доске.

- Проверим. (На интерактивной доске стихотворение, дети вставляют буквы, объясняя её выбор) Оцените, как вы выполнили свою работу. Поставьте смайлик. (Дети изображают на полях смайлик.)

Следующее задание написано на доске. В каждом словосочетании замените имя прилагательное антонимом. Работаем самостоятельно.

тяжёлый груз – частый лес –
широкая дорожка – густой кисель -
горькая ягодка – далёкий друг -

- Какие словосочетания записали? (Дети читают)

4. Диагностика достижений планируемых результатов.

- Следующее задание выполним в парах. Запишите 5 слов с парными по глухости/звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным.

- Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.

5. Итог урока.

- В чём сходство и различия способов проверки обозначения буквами безударных гласных и парных по глухости / звонкости согласных звуков?

А сейчас “Проверь себя” в тетрадях на печатной основе с.59 № 149. Работаем в парах.

- Как проверить написание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне? (В орфографическом словаре)

- Как оцениваете успешность выполнения заданий на уроке?

6. Домашнее задание. В тетради на печатной основе задание 150 стр.60.