Цель: формировать умение проверять слова с парными согласными в корне.
Тип урока: закрепление изученного материала
Задачи:
- учить находить в словах орфограммы;
- развивать умение обозначать буквой парный по глухости/звонкости согласный звук,
- обобщить знания о способах подбора проверочных слов.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- находить в словах орфограммы;
- подбирать слова для проверки парного по глухости / звонкости согласного звука;
- образовывать однокоренные слова и антонимы с буквой парного согласного
2. Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- планировать свои действия;
- проводить самопроверку и взаимопроверку;
3. Коммуникативные:
- уметь строить работу с партнёрами;
- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
4. Личностные:
- уметь оценить свою работу и работу товарища;
- уметь находить причину успеха работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Все готовы? Всё готово?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Мотивация познавательной деятельности.
- Начнем свою работу в тетрадях на печатной основе. Открываем стр.59 упр.149.
Прочитаем задание. (Прочитайте. Поработайте в парах: обсудите, какие орфограммы есть в каждом слове. Подчеркните орфограммы.)
- Как будем работать? (В парах). Вспомните правила работы в парах.
- Проверим . (Дети читаю слова, называют изученные орфограммы и способы их проверки)
3. Актуализация необходимых знаний.
- Почему в словах буквы выделены ? (Их надо запомнить)
- Почему мы запоминаем написание слов? (Трудно проверить написание)
- Какие буквы согласных звуков корня слов требуют проверки на письме? (Безударные гласные и парные согласные по звонкости/ глухости )
- Какие способы проверки вы знаете?
- Что нам помогает в выборе правильного написания буквы? (Памятка.).
- Для чего мы повторили изученные орфограммы?
- Кто сформулирует тему нашего урока. (На интерактивной доске открываем тему урока (шторка))
4. Организация познавательной деятельности.
- Открываем рабочие тетради. Записываем число, классная работа. (Запись на доске)
- Почитаем задание к упражнению. 216 на стр.114
- Прочитаем слова 1 группы.(Ученик читает)
- Какой частью речи являются данные слова?(Именем прилагательным)
- Изменим форму слов, чтобы на конце этих слов был парный по глухости / звонкости согласный звук. (Хороший - хорош, свежий - свеж, слабый - слаб, счастливый - счастлив, грубый – груб, трусливый – труслив, молодой – молод, правдивый – правдив)
- Что за пары слов получились?(Проверочное и проверяемое слово)
- Определите, является ли пара проверяемого и проверочного слова однокоренными или это формы одного слова? (Форма слова)
- На какой вопрос отвечает проверочное слово? (Какой?)
- На какой вопрос отвечает проверяемое слово? (Каков?)
- Запишите эту группу слов, выделяя орфограмму.
- Следующие группы запишите самостоятельно.
Дети выполняют задание.
- Проверим.
- Какой частью речи являются слова 2 группы ? (Глаголы)
- Какие пары слов получились? (Сберегу-сберёг, отнесу-отнёс, отвезу – отвёз, замёрзну – замёрз, подстерегу - подстерёг ) Постепенно появляется запись на доске.
- Какой частью речи являются слова 3 группы ? (Именем существительным)
-Какие слова записали? (Ягоды - много ягод, слёзы - много слёз, книги – много книг, лужи – много луж, сороки- много сорок, канавы – много канав, колёса- много колёс, коровы – много коров, рыбы – много рыб). Постепенно появляется запись на доске.
Прочитайте задание к упражнению 217. (Читают самостоятельно)
- Какой заголовок можно подобрать к стихотворению?
- Спишите, выбирая нужную букву из скобок.
- Что поможет нам в выборе нужной буквы из скобок? (Памятка) Появляется на доске.
- Проверим. (На интерактивной доске стихотворение, дети вставляют буквы, объясняя её выбор) Оцените, как вы выполнили свою работу. Поставьте смайлик. (Дети изображают на полях смайлик.)
Следующее задание написано на доске. В каждом словосочетании замените имя прилагательное антонимом. Работаем самостоятельно.
тяжёлый груз – частый лес – широкая дорожка – густой кисель - горькая ягодка – далёкий друг -
- Какие словосочетания записали? (Дети читают)
4. Диагностика достижений планируемых результатов.
- Следующее задание выполним в парах. Запишите 5 слов с парными по глухости/звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным.
- Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.
5. Итог урока.
- В чём сходство и различия способов проверки обозначения буквами безударных гласных и парных по глухости / звонкости согласных звуков?
А сейчас “Проверь себя” в тетрадях на печатной основе с.59 № 149. Работаем в парах.
- Как проверить написание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне? (В орфографическом словаре)
- Как оцениваете успешность выполнения заданий на уроке?
6. Домашнее задание. В тетради на печатной основе задание 150 стр.60.