Педагоги школы показывают высокий уровень понимания концептуальных основ обучения младших школьников в условиях ФГОС, владение современными образовательными технологиями и умелое использование их в практике начального образования. Достигается новое качество управленческой и методической работы в ОУ, растёт активность педагогов по участию в конкурсах различной направленности, остаётся высоким качество образования.
В соответствие с новым ФГОС, выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных приёмов в начальной школе для достижения новых образовательных результатов. При этом подчеркивается, что содержание должно строиться на основе интерактивных мультимедийных технологий. Ведущей педагогической идеей ФГОС является формирование универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Каждый учитель осознает, что новые информационные технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:
- расширяется возможность поиска новой информации, а значит, появляется - возможность более углубленно изучить тот или иной материал;
- разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиск нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;
- возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся, а следовательно, в дальнейшем можно построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; проводить уроки на высоком эстетическом уровне развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обеспечить доступ к различным справочным системам.
В последнее время значительное распространение в педагогической практике приобрели интерактивные технологии обучения, сущность которых заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех участников. Одной из интерактивных технологий обучения есть проектная деятельность, которая предусматривает создание проекта одним, двумя или группой исполнителей. Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной и урочной деятельности. Проектная деятельность призвана способствовать развитию универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного “продукта” (проекта). Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения мест с иллюстрациями, картой и т. д.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Изучая тему по окружающему миру “Почему снег хрустит под ногами” ученики заинтересовались как появляются снежинки. Так возник проект “Лёгкие снежинки, белоснежные пушинки”. Ребята поставили перед собой цель: изучить какой формы бывают снежинки. Определили для себя следующие задачи: узнать, как появляется снежинки? Понаблюдать и изучить формы снежинок? Выяснить все ли снежинки одинаковые. Попробовать получить снежинки в домашних условиях. Выдвинули гипотезу “Снежинки - это кристаллы льда, пар, замерший при низкой температуре”. В своей работе использовали следующие методы: сбор и обработка информации; наблюдение; эксперимент; анкетирование; анализ полученных данных. Таким образом, проект является той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнение, или проектирование.
По литературному чтению метод проекта тоже используется. Особенно при выполнении домашних заданий: придумать концовку рассказа, нарисовать иллюстрации к произведению, придумать свою сказку на новый лад. Очень детям нравится самим придумывать. Так родился сборник книжек-малышек, который называется “Сказка на новый лад. “Колобок”. Необходимым первым условием было: сохранение всех правил оформления книг: титульный лист, оглавление, нумерация страниц, иллюстрации. А второе условие: выступить интересным рассказчиком. За проделанную работу ребенок получил 2 отметки: одну за оформление и содержание, а вторая – за умение рассказать.
У каждого учителя начальных классов в своей копилке найдется немало примеров применения метода проектов в обучении.
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного занятия, которая предполагает работу с проблемными ситуациями, активную самостоятельную деятельность учащихся по творческому разрешению проблем.
Проблемные ситуации разнообразны и могут создаваться на любом этапе процесса обучения.
Существует ряд методических приемов создания проблемных ситуаций: учитель сам подводит школьников к противоречию, предлагая им решить проблему; педагог сталкивает противоречия в практической деятельности; предлагает классу рассмотреть явление с разных сторон; ставит конкретные вопросы и др. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий умениями и навыками. В ходе решения проблемных ситуаций ребенок становится в позицию субъекта своего обучения, и как следствие, у него появляются новые знания, новые способы действия.
Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции. Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? “Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. Учитель предлагает “мозговой штурм”: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.
Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.). Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.
После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему “рекламное” название, например, “Банк моих проверочных слов” .
Затем учащиеся составляют “звездочку обдумывания”, т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в “звездочке” фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.
Одной из главных стратегических задач модернизации российской школы является воспитание самостоятельных, ответственных, инициативных молодых людей, которые способны в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. Основное в начальном звене – понять, адекватны ли желания и мечты ребёнка его возможностям, его потенциалу, давать ему задания по его возможностям, особенно в областях, которые он любит, к которым имеет предрасположенность. Если он проявляет любовь к сложным задачам и играм, и не любит физических усилий, направлять его нужно в интеллектуальном развитии. И, наоборот если у него хорошо работают руки, необходимо постараться разбудить интерес к техническим наукам. Анализ личности ребёнка как в образовательном процессе, так и в семейном воспитании, ни в коей мере нельзя считать потраченным временем, так как ранняя диагностика творческого потенциала даёт возможность прогнозировать, предполагать и своевременно корректировать, направлять дальнейшее развитие личности ребёнка.
Все итоги этой кропотливой работы помещаются в папку – портфолио. Технология “Портфолио” – это оценивание образовательной и профессиональной деятельности; персонально подобранный пакет материалов, которые представляют результаты деятельности в продуктивной форме. В целом, это организация оценивания самим учащимся успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления. Технология реализуется через демонстрацию её результатов, их анализ и оценку. Способствует развитию самостоятельности. В систему своей работы мы включаем формирование личного Портфолио ученика по отдельно взятому предмету. Свои Портфолио создают учащиеся, увлеченные предметами, желающие иметь достижения в данной предметной области. Метод Портфолио позволяет демонстрировать не только результаты, но и прогресс ученика по сравнению с его предыдущими достижениями
В содержании Портфолио мы обязательно включаем разделы: раздел “Мои достижения”, где отражены сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности, раздел “Мои грамоты”, содержащий конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности. Оценка Портфолио проводится учащимися совместно с учителем примерно один раз в полугодие.
Следовательно, современные педагогические технологии, должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.
Литература.
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.- М., 2000.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств . - М., НИИ школьных технологий, 2005.
3. Тыртышная О.В. Использование информационных технологий в начальной школе / О.В.Тыртышная // Учитель. - 2011.