Разработка урока обществознания по теме "Потребности человека". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Этот урок входит в раздел «Человек в социальном измерении». Изучение темы предполагает обращение к социальному опыту учащихся. Очень важный аспект именно этого занятия – формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями.

На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с текстом.

Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.

Характеристика основных видов деятельности ученика

  • Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер
  • Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.
  • Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

План изучения нового материала

  1. Потребности человека – биологические, социальные, духовные.
  2. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
  3. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Вариант организации учебной работы

Предлагается урок «открытия» нового знания с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Методическое обеспечение

  1. Конвенция ООН о правах ребенка
  2. Конвенция ООН о правах инвалидов
  3. Конституция РФ
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  5. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
  6. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2015.
  7. Сорокина Е.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
  8. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
  9. Писаревская М. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. – Новороссийск, 2013.
  10. http://ru.wikipedia.org
  11. http:/ www.unicef.org

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: связать новый материал с уже знакомым.

Проводится вводная беседа с классом по вопросам:

  • Что такое деятельность?
  • Каковы отличительные черты деятельности человека?

Задание для учащихся.

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Формулирование темы и целей урока.

III. Изучение основных идей и понятий темы.

Вводим новые понятия.

Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Вопрос классу.

Чем отличаются потребности животного от потребностей человека?

Или не отличаются совсем?

Или у животных нет потребностей?

В ходе обсуждения начинаем заполнять таблицу.

Виды потребностей

Потребности Характеристика
Биологические (материальные)  
Социальные  
Духовные  

Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 5 на стр. 20

Заполни окошки в пирамиде человеческих потребностей собственными примерами.

Вопрос классу.

Вы слышали когда-нибудь такие выражения: «дети с особыми потребностями» или «особенные дети»?

Что это значит?

В ходе обсуждения выясняем, что это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

Сложно ли таким детям жить и учиться? Почему?

Как общество относится к таким детям?

Классу было дано опережающее задание. Задание в учебнике на стр. 40.

Найди в интернете информацию о значении словосочетания «инклюзивное образование».

Учащиеся приводят определения «инклюзивного образования», дополняя друг друга. Учитель подводит итог.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. (СЛАЙД 2 Презентация)

Принципы инклюзивного образования (СЛАЙДЫ 3, 4)

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Работа в группах.

Работа с текстом (Приложение)

Прочитайте текст и выполните задание.

Выделите основную мысль текста.

Встречались ли вы с негативным отношением к детям-инвалидам?

Как вы можете помочь таким детям?

Что нужно сделать, чтобы детям с ограниченными возможностями не было так одиноко?

Выступление групп. (СЛАЙДЫ 5–8)

Учитель. А сейчас разделитесь на группы по интересам. Каждая группа — это одна команда. Вам нужно выбрать командира, который будет руководить работой команды.

Игра «Город мастеров». Ребята делятся на команды по пять–шесть человек. Каждая команда получает конструктор и должна построить свой город. Побеждает та команда, которая не только быстро закончила работу, но и работала более слаженно, где в команде никто не ссорился, все понимали другу друга и помогали друг другу.

Обобщающая беседа по теме занятия:

  • Вы научились рядом с собой чувствовать других?
  • Вам понравилось быть частью команды?

Этикетная задача: Что вы будете делать, если у вас в команде будет ребенок, у которого вследствие болезни постоянно трясутся руки, и поэтому он не сможет быстро и ловко, как это получается у вас, выполнять работу:

  • сердиться на него;
  • не возьмете в игру;
  • возьмете в игру и будете помогать ему;
  • будете подбадривать его.

IV. Итог занятия.

Учитель.А теперь сделаем вывод: «Мы все разные, с разными возможностями, но каждый хорош по-своему. Чтобы жить в согласии, работать в одной команде, нужно уметь понимать и уважать друг друга, помогать друг другу». Педагог предлагает всем пожать друг другу руки и улыбнуться.

V. Домашнее задание.

§4, выполнить задания после параграфа. Найти в СМИ примеры деятельности региональных общественных организаций по поддержке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.