Этот урок входит в раздел «Человек в социальном измерении». Изучение темы предполагает обращение к социальному опыту учащихся. Очень важный аспект именно этого занятия – формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями.
На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с текстом.
Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.
Характеристика основных видов деятельности ученика
- Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер
- Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.
- Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
План изучения нового материала
- Потребности человека – биологические, социальные, духовные.
- Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
- Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Вариант организации учебной работы
Предлагается урок «открытия» нового знания с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Методическое обеспечение
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конвенция ООН о правах инвалидов
- Конституция РФ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
- Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2015.
- Сорокина Е.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
- Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
- Писаревская М. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. – Новороссийск, 2013.
- http://ru.wikipedia.org
- http:/ www.unicef.org
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: связать новый материал с уже знакомым.
Проводится вводная беседа с классом по вопросам:
- Что такое деятельность?
- Каковы отличительные черты деятельности человека?
Задание для учащихся.
Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?
Формулирование темы и целей урока.
III. Изучение основных идей и понятий темы.
Вводим новые понятия.
Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Вопрос классу.
Чем отличаются потребности животного от потребностей человека?
Или не отличаются совсем?
Или у животных нет потребностей?
В ходе обсуждения начинаем заполнять таблицу.
Виды потребностей
Потребности | Характеристика |
Биологические (материальные) | |
Социальные | |
Духовные |
Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 5 на стр. 20
Заполни окошки в пирамиде человеческих потребностей собственными примерами.
Вопрос классу.
Вы слышали когда-нибудь такие выражения: «дети с особыми потребностями» или «особенные дети»?
Что это значит?
В ходе обсуждения выясняем, что это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Сложно ли таким детям жить и учиться? Почему?
Как общество относится к таким детям?
Классу было дано опережающее задание. Задание в учебнике на стр. 40.
Найди в интернете информацию о значении словосочетания «инклюзивное образование».
Учащиеся приводят определения «инклюзивного образования», дополняя друг друга. Учитель подводит итог.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. (СЛАЙД 2 Презентация)
Принципы инклюзивного образования (СЛАЙДЫ 3, 4)
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Работа в группах.
Работа с текстом (Приложение)
Прочитайте текст и выполните задание.
Выделите основную мысль текста.
Встречались ли вы с негативным отношением к детям-инвалидам?
Как вы можете помочь таким детям?
Что нужно сделать, чтобы детям с ограниченными возможностями не было так одиноко?
Выступление групп. (СЛАЙДЫ 5–8)
Учитель. А сейчас разделитесь на группы по интересам. Каждая группа — это одна команда. Вам нужно выбрать командира, который будет руководить работой команды.
Игра «Город мастеров». Ребята делятся на команды по пять–шесть человек. Каждая команда получает конструктор и должна построить свой город. Побеждает та команда, которая не только быстро закончила работу, но и работала более слаженно, где в команде никто не ссорился, все понимали другу друга и помогали друг другу.
Обобщающая беседа по теме занятия:
- Вы научились рядом с собой чувствовать других?
- Вам понравилось быть частью команды?
Этикетная задача: Что вы будете делать, если у вас в команде будет ребенок, у которого вследствие болезни постоянно трясутся руки, и поэтому он не сможет быстро и ловко, как это получается у вас, выполнять работу:
- сердиться на него;
- не возьмете в игру;
- возьмете в игру и будете помогать ему;
- будете подбадривать его.
IV. Итог занятия.
Учитель.А теперь сделаем вывод: «Мы все разные, с разными возможностями, но каждый хорош по-своему. Чтобы жить в согласии, работать в одной команде, нужно уметь понимать и уважать друг друга, помогать друг другу». Педагог предлагает всем пожать друг другу руки и улыбнуться.
V. Домашнее задание.
§4, выполнить задания после параграфа. Найти в СМИ примеры деятельности региональных общественных организаций по поддержке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.