Формирование читательского интереса у младших школьников

Разделы: Начальная школа


На современном этапе государство ставит перед учителем начальных классов новые цели. Приоритетной целью становится развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. Традиционный способ передачи знания от учителя к ученику путем трансляции сегодня неактуален, системно-деятельностный подход становится ведущим в обучении на всех ступенях образования. Предметные программы, созданные на основе федеральных государственных образовательных стандартов, принятых в 2009 году, строятся на идее развития универсальных учебных действий, формирования компетентностей. В частности, в Примерной программе курса литературного чтения формирование читательской компетентности названо приоритетной целью начального литературного образования.

Для того чтобы осмыслить новую цель начального литературного образования и наметить пути ее достижения, то есть способы организации деятельности на уроках литературного чтения, нам необходимо выявить, как в современной науке понимается феномен чтения, читательской деятельности и читательской компетентности. «Чтение», «читательская деятельность» – те понятия, которые являются базовыми для рассмотрения проблем формирования читательской компетентности.

Умение читать – это особая работа, можно сказать сверхработа, потому что в основе ее лежит умение думать, т.е. наисложнейшая деятельность. Чтобы думать над тем, о чем тебе рассказывает книга, надо осознавать каждое слово, фразу и, напрягая волю, внимание, память, воображение, привлекая все возможные ассоциации, представлять в образах то, о чем идет речь, проникать в переживания, осознавать и оценивать возникшие при этом эмоции, настроения, которые ты испытываешь, и трансформировать их на себя.

Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии. Существующая проблема детского чтения и его содержания может решаться в творческом объединении деятельности учителей, детей, родителей. Применение современных технологий в обучении и воспитательной работе, коллективное взаимодействие, создают возможность развития этой науки и решению проблемы современного детского чтения.

Цель педагога-учителя и классного руководителя – ввести детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Читательский интерес — это достаточно сложная сфера направленности личности, в которой находят свое выражение характер, нравственно-эстетическое отношение к действительности, общий кругозор и культурный уровень человека.

Принадлежность к разным социальным общностям, выполнение различных ролей, своеобразие жизненного опыта, межличностное общение и психологические особенности личности делают ее читательские интересы разнообразнее и богаче группового интереса. В свою очередь, неповторимое сочетание читательского интереса и других свойств читательской психологии характеризует индивидуальное лицо читателя.

В зависимости от того, верно или искаженно отражают читательские интересы объективную значимость печатной продукции для читателя, их делят на истинные и ложные. Очень важно отличать ложные интересы от истинных. Особенно подвержены ложным интересам младшие школьники, так как им иногда навязывают то, что необходимо прочитать.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно – мотивированной деятельности создает свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

Большинство педагогов всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать модные журнала или сканворды.

Выделяют следующие причины снижения читательского интереса:

  • усиление влияния средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
  • резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
  • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»);
  • отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Вопрос развития читательского интереса всегда волновал преподавателей начальной школы. Формирование читательского интереса проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение.

Одним из направлений работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.

Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагается решение следующих задач:

  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;
  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
  • стимулирование творчества детей.

Схему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде схемы:

  • урок литературного чтения;
  • внеклассные занятия;
  • совместная работа с библиотекой;
  • работу с родителями.

В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении:

  • занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия;
  • для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Поэтому одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на урочной деятельности. А для этого необходимо использовать различные методические техники, приемы, наглядные пособия как в урочной деятельности:

  • развитие интереса к чтению и, как следствие, формирование читательского интереса в целом;
  • совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста;
  • развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.
  • освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требует новых форм работы. Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.

Среди многообразия путей и средств формирования читательского интереса наиболее значимые для младших школьников – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

В основе работы лежат приемы развития критического мышления через чтение:

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

  • 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
  •  2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
  •  3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

Прием «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

О чем может пойти речь на уроке?

Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

Прием «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Приемы графической организации учебного материала:

Прием «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Под формами внеклассной деятельности подразумевается выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

Н.В. Столыпина, М.В. Тарабуева считают, что в зависимости от содержания следует выбирать форму и вид внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса.

Приемы по развитию читательского интереса могут быть разнообразны. А.В. Хуторской знакомит в своей книге с основными из них:

  • литературный праздник;
  • литературная игра;
  • литературная гостиная;
  • театральный фестиваль;
  • диспут;
  • концерт;
  • интервью;
  • эссе;
  • кружок;
  • олимпиады, конкурсы, викторины;
  • экскурсии;
  • дискуссии;
  • состязание чтецов и др.

Кроме перечисленных выше форм организации и видов деятельности по развитию читательского интереса в начальной школе Смирнов С.А. предлагает:

  • Сценическое представление эпизода из книги, разыгрываемого детьми.
  • Рисунки и плакаты к книге, читаемой самостоятельно каждым.
  • Школьный спектакль по тексту книги.
  • Посещение театрального спектакля по литературному произведению.
  • Консультация библиотекаря в помещении библиотеки.
  • Создание маленькой обменной библиотеки класса.
  • Плакатная форма рекомендуемой книги для самостоятельного чтения.
  • «Тихое чтение» в группе (все читают свою любимую книгу),

Сочинительство — это интересная форма творческой работы с младшими школьниками. Именно сочинительство помогает развить их читательский и одновременно познавательный интерес. Учащиеся начальной школы могут сочинять и фантазировать на любые темы. Но учителю необходимо осуществлять руководство, предложить темы, составить определенный план. Могут быть предложены, например, такие темы:

  • Я сочиняю сказку (эта работа может проводиться в классе и дома).
  • Я — юный поэт.
  • Мои первые рассказы (при этом необходимо уделить особое внимание индивидуальной манере написания). Эту работу лучше проводить в классе.
  • Мои первые сказки.
  • Мои первые книжки (можно интегрировать урок внеклассного чтения и урок технологии).

Таким образом, уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательского интереса, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.

Приложение