Цели:
- формировать понятие «переместительное свойство умножения», умение применять его на практике;
- закрепить смысл умножения.
Формирование УУД:
Регулятивные:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- учиться высказывать своё предположение;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
Познавательные:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.
Личностные:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Основные понятия: переместительное свойство умножения
Ресурсы:
- основные: Истомина Н.Б. Математика 2 часть, карточки для индивидуальной работы (у автора);
- ИКТ: презентация по теме (у автора).
Ход урока
I. Организационный момент
Я смотрю все ли готовы начать урок?
Все ль у вас на месте,
Все ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ль внимательно глядят?
Все ли правильно сидят?
II. Актуализация знаний и мотивация
– Сегодня к нам на урок пришел клоун
Я весёлый клоун Вася – появился в вашем классе.
И принёс с собой шары для любимой детворы.
Вам шары я подарю, но сначала всем велю думать правильно, писать
И друзей не обижать!
– Клоун Вася принёс вам много заданий. Некоторые, из которых, индивидуальные. Их будут выполнять некоторые из вас (раздача индивидуальных карточек. Инструктаж по выполнению).
– Посмотрите Вася принёс разноцветные шары. Но это непростые шары, а «математические». Каждый шар – это один вопрос из математики. Клоун надеется, что вы сможете ответить, на все вопросы.
- Какое число получается при умножении на нуль?
- Что называется умножением?
- Как называют числа, которые умножают?
- Какое число получается при умножении на единицу?
- Что обозначает первый множитель при умножении?
- Что обозначает второй множитель при умножении?
– Молодцы ребята, вы справились с первым заданием Васи. А теперь настал черед второго задания. Клоун Вася посмотрит, как быстро вы с ним справитесь.
На слайде записаны выражения:
- 5+5+5+5
- 3+3+3+3+8+7
- 6+6+6
- 9+9-4
- 8-8+8+8
- 30+30
– Все ли данные выражения можно заменить умножением? Почему? (нет)
Давайте рассмотрим первое выражение. Прочитайте его: 5+5+5+5 Можно ли его заменить умножением? (можно)
– Почему? (одинаковые слагаемые, а умножение – это сумма одинаковых слагаемых)
– Как будет выглядеть выражение, если его заменить умножением? (Пять умножить на пять)
– Рассмотрим второе выражение. Прочитайте его (3+3+3+3+8+7)
– Можно ли его заменить умножением? (нет)
– Все ли согласны? Почему? (разные слагаемые)
Остальные выражения аналогично.
– Клоун Вася восхищён вами, таких умных и смышлёных ребят он ещё нигде не видел!
– Ребята, теперь клоун Вася просит вас открыть учебник на стр. 60 и прочитать задание к номеру 196. (работа по учебнику)
– Прочитайте задачу про себя. Читаем внимательно!
– Прочитайте теперь задачу вслух
– О чем говорится в задаче? (об огурцах, о том, что их сажали)
– Что нужно найти в задаче?
– Что означает число 6? 9? 8?
6 – число грядок;
9 – число огурцов, собранных с пяти грядок;
8 – число огурцов, собранных с одной из шести грядок.
– Прочитайте задачу про себя ещё раз и в парах постройте схему к данной задаче (дети работают в парах)
– Кто может изобразить схему на доске? (дети работают у доски)
– Ребята, когда я вчера готовилась к уроку я тоже нарисовала схему, посмотрите какая она у меня получилась.
– Глядя на схему, на условие задачи, скажите, какие выражения могут быть решением этой задачи? (выдвигают и обосновывают гипотезы)
(выражения представлены на слайде и в учебнике)
– Может ли быть первое выражение решением? Почему? Второе? И т.д
– Ребята, а значение какого выражения вам легче вычислить? (А мне легче вычислить 9*5+8, потому что я знаю, что 9*5= 45 и к 45+8 =53)
– Так сколько собрала мама огурцов всего?
– Запишите решение задачи в тетрадь. (Один ученик выполняет у доски).
Динамическая пауза
– Что-то наш клоун Вася призадумался: можно ли не вычисляя значений выражений узнать, на сколько одно произведение больше или меньше другого? Давайте ему поможем ответить на этот вопрос.
Для этого посмотрим №197.
– Смотрим на первый столбик.
- 9*6
- 9*5
– Что обозначает число 6 в первом случае? (То, что число 9 взяли 6 раз)
– Что обозначает число 5? (То, что число 9 взяли 5 раз)
– В каком случае число 9 взяли больше раз, когда умножали на 5 или на 6? (При умножении на 6, потому что взяли на одну 9 больше)
– Кто объяснит второй столбик по такому же принципу? Третий? Четвертый?
III. Открытие» детьми нового знания
– Ребята посмотрите на слайд. Что вы видите? (прямоугольник, состоящий из квадратов)
– А из скольких квадратов состоит прямоугольник?
– Как вы сосчитали? (разные варианты детей)
– Ребята, можно было сосчитать сначала, сколько квадратов по вертикали = 7, и сколько по горизонтали = 14, затем умножить их 7*14 и получить ответ на вопрос.
– А как иначе можно было сосчитать? Кто догадался?
- 14*7
– Ребята, а все ли согласны? Не изменится ли произведение?
– Что вы заметили ребята? Какие множители в обоих выражениях?
А что мы сделали с множителями? (переставили местами)
– Какое можно сформулировать свойство умножения? Кто попробует?
(от перестановки множителей значение произведения не изменяется)
– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
IV. Первичное закрепление
Смотрим первый столбик:
- 8*6
- 6*8
Распишем их аналогично:
- 8*6= 8+8+8+8+8+8= 64
- 6*8= 6+6+6+6+6+6+6+6=64
V. Самостоятельная работа
– Теперь каждый сделает самостоятельно (выполняют самостоятельно, по вариантам)
1 вариант: 3 столбик;
2 вариант: 4 столбик;
САМОПРОВЕРКА
– Ребята посмотрите задание № 203 (устно)
– Прочитайте задание: можно ли сравнить выражения, не вычисляя их значений?
- 9+9 …. 2+2+2+2+2+2+2+2+2 (нет)
– Что можно сделать, для того чтобы сравнить данные выражения? (заменить умножением)
– Как тогда будут выглядеть выражения?
- 9*2 и 2*9
– Какое правило можно использовать в данном случае, если у нас одинаковые множители? (переместительное)
- 9*2 …. 9*2
– Теперь можно сравнить данные выражения, не вычисляя их? (можно)
– Почему? (одинаковые множители)
– Что мы получили? (они равны)
Остальные аналогично.
– Следующее задание, которое мы будем выполнять №204
– Прочитайте задание, что нам нужно сделать? (найти значения выражений)
– Смотрим на первое выражение: 2*14
– Применив, какое свойство умножения нам будет легче его вычислить?
(переместительное)
– Как будет выглядеть тогда выражение? 14*2
– Исходя из определения умножения. А кто мне его напомнит? (сложение одинаковых слагаемых)
– Как мы будем вычислять? 14*2= 14+14= 28
Остальные примеры выполняются по цепочки с комментированием.
VI. Рефлексия
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– С каким свойством умножения мы познакомились? Кто сможет мне его озвучить?
– Какие задания у вас вызвали затруднения?
– Ребята у вас на столах лежат смайлы:
Красный – если вы сегодня ничего не поняли, были пассивны на уроке.
Зеленый – если вы достаточно хорошо усвоили тему, были активны на уроке.