Вид урока: Урок закрепления и обобщения знаний учащихся через игру.
Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
- Образовательные – формировать культуру слушания учащихся через средства музыкальной выразительности.
- Воспитательные – воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать и исполнять ее. Воспитывать художественный музыкальный и эстетический вкус учащихся.
- Развивающие – развитие музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха, внимания, мышления, памяти, воображения, фантазии. Развивать умение дифференцировать на слух элементы музыкального языка.
Методы художественно-педагогической деятельности, используемые учителем на уроке:
- Метод музыкальных размышлений;
- Метод эмоциональной драматургии (эмоциональный отклик учащихся на музыку)
- Метод забегания вперед и возвращению к пройденному
- Метод создания композиций
- Метод музыкальных обобщений.
Оборудование урока:
- Музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон.
- Детские музыкальные инструменты.
- Раздаточный материал "Волшебный цветик-семицветик".
- Учебники по музыке 2 класс, составители Критская, Сергеева, Шмагина.
- Наглядные пособия.
- Цветик-семицветик (на доске).
Ход урока
I. Организационный момент
Дети входят в класс под фонограмму песни Д. Кабалевского "Кто дежурные?" и встают около своих мест.
II. Музыкальное приветствие
Учитель поет мажорное трезвучие со словами: Здравствуйте, ребята!
Дети поют: Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
III. Вступительное слово
– На предыдущих уроках мы с вами установили, что если нам чего-то хочется, то лучше не говорить, а петь и слушать музыку. Но музыки нет там, где нет чувств! Музыка там, где шумно и спокойно, грозно и лирично, грустно и радостно. Поэтому воспринимает ее тот, кто умеет чувствовать, радоваться, печалиться, удивляться. А чтобы музыка была разнообразной, увлекательной, выразительной, запоминающейся ей в этом помогают...?
Дети (хором): Средства музыкальной выразительности!
Учитель: Правильно. Молодцы! На сегодняшнем уроке мы повторим, закрепим и обобщим знания о средствах выразительности музыкального языка.
IV. Повторение и закрепление пройденного
У. – Вы узнали музыку, под которую входили в класс?
Д. – Да!
У. – Как называется эта песня?
Д. – "Кто дежурные?"
У. – Какой композитор сочинил эту песню?
Д. – Дмитрий Борисович Кабалевский.
У. – Правильно. Что помогло вам узнать эту песню?
Д. – Знакомые интонации, мелодия...
У. – Значит, вы знаете как называется главное средство музыкальной выразительности?
Д.(хором) – интонация (учитель переворачивает середину Цветика-семицветика)
У. – Давайте споем песню "Кто дежурные" с характерными для нее интонациями (поют).
У. – Назовите, пожалуйста, какие интонации прозвучали в этой песне?
Д. – Песенные, вопросительные, повествовательные, восклицательные.
У. – Приведите примеры и напойте эти интонации. (индивидуальные ответы учащихся)
У. – Правильно, молодцы! Но вы знаете, что существуют и другие средства музыкальной выразительности. Давайте повторим их при помощи волшебного Цветика-семицветика.
К доске поочередно вызываются учащиеся, которые открепляют по одному лепестку, переворачивают его на цветную сторону, где написано одно из средств музыкальной выразительности. Дети хором читают название , а ученик стишок про названное средство музыкальной выразительности.
1. Лад (хором).
Ученик:
Два музыкальных лада мы знаем наизусть:
Минорный – значит? – грусть (хором),
Мажорный лад? – веселье (хором),
Детишкам развлеченье!
Учитель: Давайте споем "Мы поем, весело поем". В каком ладу мы пропели эту попевку?
Д. – В мажорном.
Учитель: Теперь споем "Мы поем, грустно мы поем". В каком ладу мы пели сейчас?
Д. – В минорном.
Учитель: Отвечали вы правильно!
Но настроение у вас изменилось. Что-то вам немного загрустилось?
Все таки петь весело лучше! Споем еще раз в мажоре, чтоб не осталось грусти!
Дети с учителем вместе поют: "Мы поем, весело поем".
2. Темп (хором)
Ученик:
Темпы разные бывают и про них ребята знают:
Быстрый – поезд мчится в поле,
А спокойный – спится вдоволь,
Темп умеренный для нас на уроке в самый раз!
Слушаем, поем, определяем темп произведений:
"Попутная песня" Глинки, "Колыбельная Умке" Крылатов, Ария из Сюиты №3 Баха.
3. Тембр (хором)
Ученик:
Тембр – есть окраска звука,
По нему мы не спеша
Узнаем оркестры, хоры,
Инструменты, голоса!
(смотрим и слушаем колокольные перезвоны)
4. Динамика (хором)
Ученик:
Динамика знакома нам с самой колыбели.
Кричали все мы – форте (хором) – усиливали звук.
А мамы пели нежно, спокойно, затихая,
Пиано – все уснули (дети закрыли глазки и положили головки на руки),
Чтобы проснуться вдруг!!! (удар в бубен)
5. Регистр (хором)
Ученик:
Чтобы в нотах распознать птичку иль медведя,
Надо нам регистры знать – высокий, низкий, средний!(хором)
Звуки низкие – внизу, топчутся как мишка,
Лай собаки по утру – в середине списка,
Ну а сверху – птичья трель, перезвон капели.
Все регистры на слуху – мы ими владеем!
(на фортепиано изобразить мишку, собаку, птичью трель в разных регистрах)
6. Ритм (хором)
Ученик:
Ритм отстукиваем мы нашими руками:
Раз, два, три! Все: – Раз, два, три! – Пунктирными хлопками.
Ученик: – Ну, а ровный – значит так:
Раз – два. Все: – Раз – два!
Учитель: Давайте немного отдохнем и исполним ритмичную физминутку. Закрепим наши знания о ритмах!
Учитель играет, ученик показывает движения, а класс повторяет:
Если нравится тебе, то делай так – (руки вверх, два ровных хлопка над головой) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (два хлопка).
Если нравится тебе, то делай так – (2 ровных щелчка пальцами рук) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (два щелчка).
Если нравится тебе, то делай так – (3 пунктирных хлопка в ладоши) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (3 пунктирных хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так – (2 ровных хлопка над головой, 2 ровных щелчка пальцами, 3 пунктирных хлопка в ладоши) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (2 ровных хлопка над головой, 2 ровных щелчка пальцами,3 пунктирных хлопка в ладоши).
Учитель: Вы замечательно исполнили физминутку! Садитесь, пожалуйста.
7. Мелодия (хором)
Ученик:
Мелодию исполнить поможет аккомпанемент.
Класс:
А если его нет?
Ученик:
То петь нам акапельно придется привыкать,
Настроить сильно ушки, красиво исполнять!
Учитель: Петь акапельно – значит петь без музыкального сопровождения. Мы сейчас попробуем это сделать. Повторяйте за мной, закрыв ушко. Песенка называется "Веселый камертон": Дал верный тон наш камертон. Приготовились, друзья, начинаем петь канон.
До-до-ля. До-до-ля.
Соль-ля-си-си-си-ля-соль. Соль-ля-си-си-си-ля-соль.
Фа-соль-ля-ля-ля-соль-фа. Фа-соль-ля-ля-ля-соль-фа.
У.– Молодцы! У вас все получилось. Теперь вы понимаете, что значит петь акапельно? Но в этой песенке есть два незнакомых вам слова. Кто-то заметил их?
Дети: Да ! Это слова камертон и канон.
Учитель: Я объясню. Канон – все голоса поют одну и ту же мелодию, повторяя друг друга.
Мы пели "Веселый камертон",повторяя друг друга. Камертон (показываю наглядное изображение) – металлический стержень, при ударе издает точный звук, по которому настраивают инструменты или когда поют акапельно. Издает звук "Ля" первой октавы (показываю).
8. Коллективная работа.
У. – На сегодняшнем уроке мы повторили, обобщили и закрепили знания о средствах выразительности музыкального языка. В заключении урока вы смело можете представить себя... как вы думаете кем?... Не знаете?... Людьми, которые сочиняют музыку, песни...
Д. – Композиторами!
У. – Правильно. Подумайте и скажите, какие бы вы использовали средства музыкальной выразительности для сочинения своей песни? (все выбранные "средства музыкальной выразительности" прикрепляются к елочной ветви, нарисованной на доске, в виде елочных украшений).
У. – Лад?
Д. – мажорный – крепим розовую свинку.
У. – Темп?
Д. – умеренный – красный паровозик.
У. – Динамика?
Д. – не громкая и не тихая – фиолетовая юла.
У. – Мелодия?
Д. – с аккомпанементом – серый зайчик.
У. – Ритм?
Д. – пунктирными нотками – оранжевый шар.
У. – Регистр?
Д. – средний – зеленая хлопушка.
У. – Тембр?
Д. – детские голоса – голубая снежинка.
У. – Интонация?
Д. – песенная – желтый месяц.
У. – А какой характер будет у вашей песни?
Д. – Танцевальный, задорный, веселый.
У. – Так какую песню вы споете?
Д. – "В сказке Деда Мороза".
У. – Очень хорошо, с любовью вы исполнили свою песню, замечательно трудились весь урок, и в заключение хочется оценить самых активных и находчивых!
У. – По желанию дома можете самостоятельно позаниматься творчеством, пофантазировать, помечтать и придумать маленькую песенку, где встретятся известные вам средства музыкальной выразительности. А поможет вам в этом "Цветик-семицветик" (раздаточный материал).
Урок закончен. Дети выходят из класса под фонограмму песни "Дорогою добра".
Анализ урока.
Возрастные особенности детей при подготовке к уроку были учтены.
Учащиеся имеют определенный багаж знаний и опыт вокально-хоровой работы.
Могут подключить (если нужно) слуховой контроль за звучанием своего голоса.
Грамотно было рассчитано время урока.
Методы (музыкальных размышлений, эмоциональной драматургии, забегания вперед и возвращению к пройденному, создания композиций, музыкальных обобщений) выполнены.
Задачи (образовательные, воспитательные, развивающие) выполнены.
Урок построен в игровой форме с использованием "физминутки".
Широко использовалась наглядность и технические средства обучения (аудио, видео).
Детям урок был интересен, они проявляли активность, были эмоциональны.
В процессе работы возникает необходимость стимулировать учеников к самооценке, вырабатывая сознательный критерий оценки качества.
Все задачи, поставленные на уроке, были выполнены.