Урок истории по теме "Древний Египет". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Класс: 5.

Цели урока:

  • Обучающие: систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме «Древний Египет»; расширить представления учащихся о жизни древних египтян; повторить основные понятия, исторические термины;
  • Воспитывающие: формировать уважение к культурному наследию прошлого, чувство толерантности;
  • Развивающие: продолжить формирование умений структурировать знания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать делать выводы; решать познавательные задачи; устанавливать причинно – следственные связи; работать в группе, участвовать в обсуждении проблемы и принятии решений; грамотно строить ответ.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Формы организации познавательной деятельности групповая, фронтальная.

Средства обучения:

  • у учителяинтерактивная доска (экран), компьютер, проектор;
  • у обучающихся – рабочие листы с заданиями; учебник.

Сопровождение урока: мультимедийная презентация.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик будет знать особенности зародившейся пять тысяч лет назад в долине реки Нил египетской цивилизации; уметь применять полученные знания для решения познавательных задач по истории Древнего Египта;

Метапредметные:

у обучающихся будут сформированы следующие УУД:

  • Регулятивные – определять цель урока, ставить и формулировать для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать последовательность своих действий на уроке; осуществлять самоконтроль и оценку степени успешности своей деятельности в процессе достижения результата;
  • Познавательные – анализировать представленную информацию, строить логические рассуждения, делать обобщающие выводы;
  • Коммуникативные – обосновывать собственное мнение; оформлять свои мысли в письменной и устной форме; строить продуктивное сотрудничество с учителем, со сверстниками в группе;
  • Личностные – осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха или неудачи в учебной деятельности.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный этап

– приветствует учащихся, настраивает на позитивный лад, просит каждого оценить свою готовность к уроку.

– Сегодня наш урок, ребята, не совсем обычный.

– Какую тему мы закончили изучать?

– Как свою страну называли сами египтяне?

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Египет – греческое название страны Кемет, как сами египтяне называли свою землю (слайд 1).

– координаторы сообщают о готовности групп к уроку;

– ученики оценивают свою готовность к уроку с помощью самооценки (выставляют в рабочих листах) Приложение 1

Регулятивные: сознательная организация и регулирование своих действий; владение основами самоконтроля и самооценки

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

– организация работы в форме продуктивного диалога, подведение учащихся к формулированию целей и задач урока.

ребята, как нам лучше организовать совместную работу, чтобы она была продуктивной, оставила след в памяти, дала стимул для творчества?

– давайте попробуем построить пирамиду знаний. Блоками в ней будут темы, которые нам предстоит повторить.

С чего начнем строительство?

– используя прием незаконченных предложений, формулируют цели и задачи урока (слайд 2)

 

 

– обсуждают и планируют ход урока, предлагают темы – блоки будущей пирамиды и порядок их построения (слайд 3)

Регулятивные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

III. Актуализация знаний

– Для начала проведем логическую разминку.

Задание группам: соотнесите понятия, исторические термины, имена (слайд 4)

– Начинаем строить пирамиду: первый блок – особенности природно-климатических условий

Задание группам: перед вами слова– ориентиры; с помощью этих слов составьте несколько логически связанных предложений о природе и климате Египта так, чтобы получился небольшой рассказ (слайд 5)

– выполняют предложенное задание сначала в группах, затем на интерактивной доске; оценивают свою деятельность в рабочих листах;

– составляют предложения из заданных слов, предварительно выстроив их в нужной последовательности; устно афишируют результаты проделанной работы, сверяют с образцом (слайд 6),осуществляют самоконтроль

Познавательные: умение структурировать знания; строить логическую цепочку рассуждений, проводить аналогии; картографические умения;

Регулятивные: умение корректировать работу по ходу выполнения задания; осуществлять контроль своей деятельности;

Коммуникативные: умение согласовывать и учитывать разные мнения, позиции, строить устный ответ

IV. Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне

Решаем проблемные задачи:

  • Древние египтяне называли свою страну «Та-Кемет» – «Чёрная земля». Почему? Как вы думаете, что они называли «Красной землёй»?
  • В Египте земледельцы считали два цвета очень хорошими, а один заведомо плохим. Какие это цвета? Почему?

– А теперь обобщим знания о природно-климатических условиях Египта с помощью исторической карты (слайд 7);

Задание группам: перед вами еще одна пирамида: постройте иерархию социальных групп египетского общества, объясните свои действия (слайд 8);

– Ну, что же, основание заложено, переходим к строительству второго блока – религия.

Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…, у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов».

Задание группам: определите, с каким богом связано животное или птица (слайд 9); заполните обобщающую таблицу (приложение 2)

– в группах обсуждают решение, дают ответы, выбирая цвета из предложенных (на столах карточки разных цветов), аргументируют свой ответ;

– выходят к карте, показывают Египет, описывают словами его местоположение, называют географические объекты;

– определяют место групп населения в египетском обществе, располагая их на определенной ступеньке социальной пирамиды (сначала работают в группе, затем на интерактивной доске); оценивают свою работу.

– соотносят божество со священным животным; составляют обобщающую таблицу, проводят рефлексию проделанной работы, используя интерактивную доску

Познавательные: умение подводить признак под понятие; применять и преобразовывать символы, схемы, иллюстрации для решения учебных задач; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, устанавливать закономерности.

Регулятивные, коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество в группе, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь; договариваться и приходить к общему решению

Физкультминутка
V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Возводим третий блок – первое из чудес света – пирамиды (слайд10.)

– «Все на свете боятся времени, и только время боится пирамид», – объясните, как понимаете эту древнюю арабскую пословицу?

– организация работы с текстовой информацией;

Задание группам: один ученик, враль и хвастун, утверждал, что с помощью машины времени побывал в Древнем Египте; познакомьтесь с опусом этого школьника, найдите и исправьте не менее десяти исторических ошибок (приложение 3)

Четвертый блокписьменность и знания

– включение детей в решение проблемных познавательных задач, требующих привлечения знаний и умений, полученных на других предметах.

– Кому в Египте нужны были знания? Какие?

– Какая наука возникла из этих знаний? Арифметика. Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю? Где еще были необходимы измерения и расчеты? (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Решите задачу: Археологами были найдены египетские задачники. Вот одна из задач: «Фигура – прямоугольный треугольник. Высота10, основание 4. Узнай его площадь». Но формулы, с помощью которой можно вычислить площадь прямоугольного треугольника у древних египтян не было. На какую хитрость пошли египтяне? (слайд12) (Египтяне складывали два прямоугольных треугольника, вычисляли площадь прямоугольника и брали половину полученного результата). S=20

Последний блокзадание на смекалку!

Вряд ли разумно надеть два головных убора сразу. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить. Кем он был? Сумел ли выполнить свое странное желание? Чем оно было вызвано?

– коллективно обсуждают задачу и дают аргументированные ответы

– работают с текстом, ищут исторические ошибки, обсуждают в группе правильные ответы, принимают совместное решение, оформляют его на листе, затем афишируют, осуществляют самоконтроль с помощью интерактивной доски (слайд 11);

 

 

 

– обсуждают в группе решение проблемных познавательных задач, предлагают варианты ответов, оценивают свою работу;

 

 

 

– обсуждают решение задачи, с помощью учителя формулируют ответ.

 

 

– обсуждают и предлагают варианты ответов. Сверяют с образцом. (Слайд 13)

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию;

Коммуникативные: умение договариваться и согласовывать общее решение; уважать иную точку зрения; формулировать и обосновывать собственное мнение; строить устный ответ;

Личностные: осознание ответственности за общее дело;

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

VI. Рефлексия

– организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке.

– Возвращаемся к нашей пирамиде. Мы закончили ее строительство, добрались до вершины, положив последний блок. Молодцы! (слайд 14)

– Труден ли был путь к вершине?

– Выполнили ли мы поставленные задачи?

– Все ли получилось?

– подводят итоги коллективной работы, оценивают себя, степень своего участия, используя прием незаконченных предложений

(слайд 15). Выставляют себе оценки в рабочих листах.

Регулятивные: умение осуществлять оценку и самооценку результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

Коммуникативные: умение грамотно выражать свои мысли

Приложения 1-3