Внеклассное мероприятие "Дружба начинается с…"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели: Создать условия для раскрытия содержания понятий «дружба», «друг»; формировать представления о качествах настоящего друга.

Образовательные:

  • формировать умение анализировать поступки других детей;
  • актуализировать знания о нравственных качествах, важные для дружбы, давать нравственную оценку качествам друга.
  • ознакомить детей с правилами дружеских отношений, умением строить отношения, дорожить дружбой.

Воспитательные: воспитывать стремление быть настоящим и верным другом; доброжелательность, уважение друг к другу.

Развивающие: развивать
  • коммуникативные способности обучающихся;
  • умение дружить и бережно относиться друг к другу;
  • познавательные процессы: память, внимание, мышление.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, поисково – исследовательский, тест-игра, работа с «Портфолио», групповая работа, инсценировка, «Ковер дружбы», исполнение песни.

Основные термины и понятия: дружба, друг, друзья, качества настоящего друга.

Планируемые результаты:

Изменение позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений, улучше-ние психологического климата в детском коллективе.

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции одноклассника.

Ход занятия

(Звучит песня «Улыбка» сл. М.Пляцковского, муз. В. Шаинского)

I. Психологический настрой

(На партах у детей лежат картинки красивых улыбающихся смайликов)

Учитель: Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются смайликами и дарят их гостям) .

II. Диалог учителя с детьми

Учитель: Поговорим?

Дети: О чем?

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что хорошо.

Учитель: И хорошо не очень.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим. Вдруг будет интересно.

Учитель: Было или не было, очутились однажды безногий и слепой в пустыне. Что делать? Как быть? Как добраться до людей, до воды? Один мог бы идти, да не видит куда: глаз нет. Другой видит куда, да не может идти: ног нет. Но, к счастью, оба они с головой были. Сообразили, что только вместе они выйдут из беды. И вот слепой посадил себе на спину безногого и пошёл, куда указывал зрячий товарищ…

Одна лошадь, услышав эту историю, сказала:

– Подумаешь, дружба! Кто сам себе голова, обойдётся и без дружбы!

– Как вы относитесь к словам лошади? Что помогло безногому и слепому в пустыне. Можно ли обойтись без дружбы? (Ответы детей)

Ученик читает стихи

Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже я в игрушки не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна нам эта… (дружба)! (хором)

III. Основная часть

1)

Учитель: Что же такое дружба?

Дети:

– Мы с мамой нашли в словаре Даля: «Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность, привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности».

– А мы с мамой нашли в словаре Ожегова: «Дружба — это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

Учитель: Молодцы, дети! Вы все хорошо поработали исследователями. Вот некоторые ваши записи (зачитываю с листочков мысли детей о дружбе).

2)

Учитель: А как вы думаете, с чего начинается дружба? (ответы детей)

– У меня есть знакомый мальчик Алёша. Я вчера от него получила письмо. Летом он ездил в гости к бабушке в деревню. Ему там очень понравилось, особенно щенок Шарик. Вот с этим щенком он и играет. Знакомых ребят у него там нет. Неподалёку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются ребятишки. А Алёша грустит. Грустит потому, что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.

– Давайте вместе подумаем, как начать Алёше дружить с ребятами? (Дети высказывают свои мнения.)

– Верно, сначала надо познакомиться. А как?

– Верно, надо назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку.

– А если познакомились, значит – уже друзья? (Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика и т.д.)

– А когда начали вместе играть – уже друзья? Уже есть дружба?

– А если начали играть и вдруг поссорились?

– Если стали перебивать друг друга, не слушать, командовать и кричать – получится дружба?

– А как сделать, чтобы она получилась? Что я напишу Алёше?

– Правильно, ребята, надо играть так, чтобы никому не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась. А если игра понравится, как вы думаете, захотят ребята, потом еще встретиться?

– И тогда они будут встречаться часто, будут скучать друг без друга, вот тогда уже они станут настоящими друзьями.

3) Работа с «Портфолио»

Учитель: Каким должен быть настоящий друг? (высказывания детей)

(Дети зачитывают качества настоящего друга по портфолио.)

– А теперь возьмите голубой карандаш и линейку и соедините рисунок друга с 5 чертами характера, которыми он должен по-вашему обладать.

– Вы выбирали 5 черт характера, которые присущи вам. Честно прочитаем.

– Послушаем ваши сочинения о друге. (Дети зачитывают сочинения о своем друге)

4)

Учитель:

– Что такое дружба? – спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
– Дружба – что такое?

Ученица:

– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

– Кто может рассказать, с кем он дружит, кроме детей? (Ответы детей)

(Чтение по рукописной книге «Учимся дружить») Приложение 1.

5) Игра «Мои друзья»

– А сейчас, чтобы узнать о ваших одноклассниках побольше поиграем с вами в игру «Мои друзья». Я буду говорить словосочетание, а те дети, которым подходит это, будут выполнять определенные действия.

Хлопните в ладоши те, кто играет на музыкальном инструменте.
Поднимите вверх руки те, кто красиво рисует.
Присядьте те, у кого есть дома какое-либо домашнее животное.
Подпрыгните те, кто родился зимой.
Хлопните в ладоши те, кто сочиняет стихи, рассказы.
Поднимите вверх руки те, кто умеет кататься на велосипеде.
Присядьте те, кто танцует или поет на конкурсах.
Подпрыгните те, кто любит дарить подарки.

6)

Учитель: Общение, общие дела, совместные игры… Когда у тебя появляется друг, ты чувствуешь, что это именно тот человек, который будет тебя понимать, ты сможешь рассказывать ему о своих переживаниях, делиться с ним своими секретами.

Но ведь иногда бывает и так… (Сценка)

Учитель:

– Кто кого обидел первым?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первым?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл!
– И я забыл!

Учитель: Из-за чего поссорились два друга?

7)

Учитель: Давайте вспомним моего знакомого мальчика Алешу и дадим ему советы, как надо дружить, чтобы дружба была крепкая. Приложение 2

(Дети, работая в группах с предложенными ситуациями, составляют правила дружбы.)

Учитель: Чего в дружбе нельзя?

Дети: Нельзя обижать друг друга, обзываться, драться, ссориться, нельзя другу пообещать и не сделать, нельзя другу врать и обманывать, нельзя жадничать.

Учитель: А что в дружбе обязательно нужно?

Дети: Нужно помогать другу, защищать его, делиться с ним игрушками и т.д.

Учитель: А как вы помогаете своему другу? (Высказывания детей)

– Ну, ребята, вы просто молодцы! Вы так хорошо знаете, как начать дружить и как сделать дружбу крепкой. Я думаю, ваши советы обязательно помогут Алёше. Спасибо, я обязательно напишу ему об этом. И передам большой привет от вас. Да, ребята, дружба — это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

– Ну, а если все-таки случилась ссора. Как поступим?

8) (Инсценировка. Стихотворение читает ученик, дети инсценируют)

На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились.
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали разнималки –
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять –
Хорошо друзей считать!

9) Рефлексия.

Учитель: Пригласите в круг того человека, которого вы считаете своим другом или испытываете дружелюбные чувства к нему.

(Учитель берет за руку ребёнка, остальные дети присоединяются в круг по цепочке. Образуется круг вокруг «Ковра дружбы», родители расстилают на парте «Ковер дружбы»)

Учитель: Посмотрите, какой красивый ковер сделали нам бабушка и мама Димы. Этот ковер необычный, это «Ковер дружбы». Как вы думаете он нам в классе нужен? А для чего? Но он не закончен, мы с вами тоже должны принять участие в изготовлении ковра. Возьмите ладошки (обведенные детские ладошки) и прикрепим их на наш «Ковер дружбы». А теперь осталось запомнить волшебные слова:

Гляжу с высоты на обиду.
Теряю обиду из виду. (Хором)

Учитель: Друзья могут ссориться и мириться, однако самое главное качество друга – это умение прийти на помощь, несмотря ни на какие обстоятельства.

Когда вы добры – вы красивы,
Когда вы добры и красивы – вас любят,
Когда вас любят – вы счастливы,
Когда вы добры – рядом много добрых, красивых и любящих друзей.

«Человек без друзей, что дерево без корней». Как вы понимаете эту народную пословицу?

10) Итог.

– А теперь споем нашу любимую песню «У друзей нет выходных» (сл. Любаша, муз. Г. Гладкова )