«Здоровье не является целью жизни, но это важнейший РЕСУРС для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, акцентирующая социальные, психические и физические возможности человека»
Всемирная Организация здравоохранения 1986 г.Заболеваемость от года до 14 лет: на первое место выходят болезни органов пищеварения, на второе место выходят болезни глаза и его придаточного аппарата и на третье место выходят травмы, отравления и следствия воздействия внешних причин.
В возрасте от 15 до 17 лет на третьем месте стоят болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.
(Совещание по вопросам детского здравоохранения , 16 мая 2011 г.)За последние пять лет заболеваемость детей выросла на 20 процентов. За последние десять лет патологическая пораженность учащихся младших классов выросла на 92%.
Более чем на 20% увеличилась доля детей с отклонениями в физическом развитии за счет дефицита массы тела. Среди хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения.
В 4,5 раза (17%) увеличилась доля хронических болезней нервной системы, третье место занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, шестое место, чего раньше не наблюдалось никогда, стала занимать гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц …».
Из статьи «Особенности состояния здоровья современных школьников».
Констатация данных фактов не решает проблему охраны здоровья детей и подростков, не снижает уровень их заболеваемости.
ВФЗ «Об образовании в Российской федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся гласит:
- оказание первичной медико-санитарной помощи …;
- определение оптимальной учебной, в том числе внеучебной нагрузки, режима учебных занятий, продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
- организацию оздоровления обучающихся, в том числе создание условий для занятий физической культурой и спортом;
- профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Данная статья определяет стандартные здоровьесберегающей и здоровьеформирующей функций педагога:
- Здоровьесберегающая: Обеспечение условий обучения – организация здоровьесберегающей среды.
- Здоровьеформирующая: Формирование культуры здоровья – изменение самого обучающегося, его личностных качеств на основе осознания необходимости сохранения и укрепления здоровья.
Составляющие готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности:
- знания о физиологических, психологических, индивидуальных особенностей детей;
- наличие мотивации у педагога к сохранению собственного здоровья и здоровья обучающихся;
- знания о здоровьсберегающих технологиях и способах их реализации в образовательных учреждениях на разных ступенях обучения;
- организационная компетентность педагогов в области здоровьесбережения у обучающихся и формирования у них культуры здоровья.
Задачи учащихся по создание необходимых условий для занятий:
- формировании мотивации к здоровью;
- формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
- изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;
- нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях;
Задачи родителей:
- создание условий для оздоровления ребенка;
- формирование морали, социальных установок;
- формирование мотивации;
- передача культурных традиций;
- взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях.
Летний отдых детей и подростков.
Рассматривая пункты 3,4,5, и другие статьи 41 РФ об «Охране здоровья обучающихся», хочется отметить особую роль летнего отдыха детей и подростков в летнем оздоровительном лагере при школе.
…Летний отдых сегодня рассматривается как особая сфера воспитательно-оздоровительной деятельности, направленная на разработку и внедрение современных личностно-ориентированных технологий в рамках организации воспитательной деятельности с детьми.
Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей сегодня приоритетны следующие положения:
- детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;
- комплексное оптимальное сочетание образовательных и оздоровительных технологий определяет новый характер оздоровительно-образовательной среды – адаптивный и здоровьесберегающий главным показателем эффективности деятельности детского лагеря являются ключевые компетентности - физическая, коммуникативная, эмоциональная;
- детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми;
Оздоровительный отдых детей как мощный аккумулятор «зарядки» и «разрядки»: психической, нравственной, этической, эстетической, физической.
На первом месте задача внедрения инновационных направлений деятельности, где исходным источником выступает ЗДОРОВЬЕ ребенка.
Возможность постоянного общения с природой. Задача педагогов в детском лагере – реализация этих возможностей.
Организация воспитательных мероприятий в новых современных условиях приобретает все большую значимость.
Каждое мероприятие имеет свою педагогическую цель и способствует оздоровлению ребенка (психическое, физическое, моральное и т.п.)
Возрастает потребность в развитии и совершенствовании профессиональных компетентностей в рамках досуговой деятельности У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ лагеря.
Не меньшую роль играет профильное обучение, позволяющее в условиях лагеря создавать необходимое пространство для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями детей и подростков , а так же намерениями в отношении продолжения образования.
Развитие детского самоуправления остается одной из важных воспитательных задач в рамках детского лагеря, так как оно предполагает включение ребят В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ отряда, лагеря, дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни.
Идеи укрепления здоровья, образования детей (оздоровительно-образовательная среда) рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей.
Центральное место в предлагаемом приложении о летнем отдыхе детей и подростков, который является очень важной составляющей частью и немаловажным здоровьесберегающим фактором, занимает материал, связанный с решении задач по сохранению здоровья детей, теми профессиональными компетенциями (педагогической, рефлексивной, коммуникативной), которыми должен обладать учитель и воспитатель. Раскрывается специфика их реализации применительно к работе с детьми разных возрастов (т.е. его готовности к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности).
Также в разделах представлены формы и методы оздоровительной работы: достаточно подробные рекомендации относительно развития двигательной активности учащихся, применения различных игровых методик и т.д. Однако центральное место отведено технологиям, направленным на безопасные условия пребывания и работы в летнем оздоровительном лагере при школе, решающие задачи рациональной организации летнего отдыха (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), соответствия индивидуальной и физической нагрузке, возрастным возможностям ребенка.
Уделено внимание также и организации оздоровительно-воспитательной работе и, естественно, формам сотрудничества с детьми и подростками, путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям. Показаны возможности сотрудничества воспитателей со своими коллегами. Такое взаимодействие позволяет лучше понять каждого ребенка, и, соответственно, более эффективно организовать его пребывание в летнем оздоровительном лагере при школе, исходя из его особенностей развития, воспитания, так и непосредственное общение с ним.