УМК: А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская, П.В. Семенов. Алгебра. 9 класс.
Тип урока: изучение новых знаний
Цели урока:
- Образовательные: знакомство с определениями четной и нечетной функции; использование алгоритма исследования функции на четность; исследование симметричности графиков четной/нечетной функции и их построение.
- Развивающие: развитие навыков построения графиков четной и нечетной функции; развитие логического мышления; развитие умений анализировать и делать выводы; развитие коммуникативных навыков.
- Воспитательные: воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи; воспитывать умение работать в парах, прислушиваться к мнению одноклассника.
Задачи:
- Ввести понятие симметричного множества.
- Сформулировать определения четной/нечетной функции.
- Вывести алгоритм исследования функции на четность.
- Научиться исследовать функцию на четность с использованием алгоритма.
- Научиться определять графики четных/нечетных функций.
Методы обучения: словесно-наглядный; групповой; индивидуальный; фронтальный.
Ход урока
I. Приветствие. Мобилизация на работу.
II. Актуализация знаний.
Задание: Найти область определения функций:
Выполняют самостоятельно в тетрадях, затем по желанию выходят к доске записать ответ.
Задание классу: сравнить область определения функций 2 и 4.
Вопрос: Что их объединяет, что общего? (Дети формулируют вывод о том, что множество элементов содержит и противоположные элементы).
III. Изучение нового материала.
Вводится понятие симметричного множества.
Формулируются определения четной/нечетной функции.
Вопрос: может ли быть, что для функции не выполняется ни одно из условий: f(-x)=f(x) или f(-x)=-f(x)? Приведите пример.
В таком случае функция не является ни четной, ни нечетной.
Рассмотреть примеры на понятие четности и нечетности функции: у = х4; у = х3; у = 2х+3.
Вопрос: какой должна быть область определения функции при исследовании её на четность?
Учитель вместе с детьми формулирует алгоритм исследования функции на четность/нечетность. Записываем в тетрадь.
Исследовать функцию у = х4+ , используя алгоритм.
Вопрос: Графики каких известных вам функций обладают симметрией? Относительно чего? Какой вывод можно сделать о четности функций? Почему?
Обучающиеся делают вывод: график четной функции симметричен относительно оси Оу, график нечетной функции симметричен относительно начала координат
Рассмотреть геометрический смысл свойства четной и свойства нечетной функции.
Задание: построить весь график функции, если нарисована его часть и задана четность функции. №11.11. (чертежи заранее подготовлены на доске). Дети по желанию выходят к доске и достраивают графики функций.
IV. Закрепление изученного материала.
Задание: исследовать на четность функции:
Работа на месте самостоятельно.
Затем взаимопроверка в парах.
Задание (индивидуальное): Известно, что функция f(x) – четная и возрастает при х>0. Определите характер монотонности функции при x<0. Схематично изобразите график функции в тетради.
Дополнительное задание: №11.28.
V. Подведение итогов урока.
Вопросы: что нового узнали?
Проговорить алгоритм исследования функции.
Что было интересно? Какие были сложности?
VI. Домашнее задание.
П.11 (в учебнике), №№11.10, 11.20(б), 11.21(г), 11.18.