Современные процессы, протекающие в современном образовании, диктуют принципиально новые подходы к структуре и организации урока. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты влечёт за собой кардинальные изменения в представлении преподавателя о современном уроке. Концепция модернизации образования предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала образовательных стандартов нового поколения, выделяющих основные результаты обучения и воспитания, создание направлений проектирования универсальных учебных действий.
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент и т.д. Ее изначальной формой является метод проектов, который успешно используется в процессе обучения.
Метод проектов позволяет создать условия, при которых студенты, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности.
Студенческие годы жизни имеют решающее значение в становлении личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания социальной действительности. Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
В Законе “Об образовании в РФ” говорится о необходимости формирования начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. [ИР1]. Задача преподавателя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу. Основной из задач СПО учреждений является приобщение подростков к общечеловеческим ценностям. В свое время И. Эренбург писал: “Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой Родине – родному городу, родной природе, селу, краю”. Патриотизм это преданность Родине, длящаяся на протяжении всей жизни. В современных условиях это сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. Педагоги и родители должны помнить, что воспитывать любовь к Родине – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.
Современная модель образования переориентируется с трансляции знаний и контроля его формального усвоения обучающимся на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учёбы, результаты которой предъявляются в конкретном социально значимом продукте. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном и воспитательном процессе. Особое место среди учебных проектов занимают социальные проекты.
Метод социального проектирования, включает в себя полный цикл выполнения проекта – от замысла до его реализации и оценки. Проектный метод не отрицает, а дополняет остальные, особенно информационные методы обучения. Процесс модернизации образования требует формирования у студентов компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию такой компетентности учащихся способствуют компьютерные и проектные технологии. Использование компьютеров повышает учебную мотивацию, проектная деятельность развивает навыки самостоятельного мышления и организации познавательного процесса. Кроме того, использование Интернет-ресурсов дает студентам возможность увидеть многие культурно-исторические памятники, места, вещи.
В силу своей особой специфики, проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, обучающийся развивает при этом свой внутренний мир, свои умственные возможности и способности, обеспечивая, свой личностный, общекультурный рост, получает опыт того, каким образом, возможно, разрабатывать и решать конкретные задачи[3].
Данный социально-исследовательский проект: “Страницы истории года”.
имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут студентам и преподавателям при подготовке заданий по истории малой Родины.
Актуальность выбранной темы: знание истории страны, края, города нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо подросткам - тем, кому передается эстафета истории.
Цель проекта: систематизировать исторические источники, посвященные истории родного города посредством интерактивных технологий.
Проект кратковременный: сентябрь–октябрь 2015 года.
Участниками проекта: студенты Краснодарского технического колледжа.
Задачи проекта:
- формирование таких понятий, как верность Родине, служение Отечеству, народу;
- привлечение студентов к участию в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;
- приобщение обучающихся к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры;
- формирование толерантности;
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина.
Гипотеза: создание мультимедийного сборника силами студентов поможет лучше изучить историю края, города.
Продуктом проектной деятельности является информационный методический сборник, в который включены исследовательские работы учеников по истории города Краснодара, материалы по истории его улиц и объектов.
Краткое описание проекта: каждый любит Родину по-своему. Невозможно любить то, что не знаешь. Моя работа поможет прикоснуться к прошлому, осмыслить настоящее, заглянуть в прошлое.
I. Теоретическая часть. История Краснодарского края [6], города Краснодара (Екатеринодара) [1-2], Черноморского и Кубанского казачества [4].
II. Практическая часть
I этап. Выбор проблемы социального проекта: “Мой дом – мой Край, моя Родина – Россия”.
Цель опроса: исследование духовно-культурных ценностей современного общества.
Анкета 1.
Вопросы:
- Знаете ли Вы что такое патриотизм?
- Если да, то напишите, как Вы это понимаете./Нет.
- Испытываете ли гордость за Россию? Да/Нет.
- Какими качествами должен обладать житель Краснодарского края?
Анализ полученных данных.
Результаты опроса:
1. Знаете ли Вы что такое патриотизм? ДА – 90 %, НЕТ – 10 %
2. Испытываете ли гордость за Россию? ДА – 99 %, НЕТ – 1 %
Вывод:
Быть жителем края - знать историю своего края. Главными составляющими Истории Родины являются:
1. История жизни, поступков людей
2. История городов и поселков
3. История малой Родины
Социологический опрос: “Знаете ли вы историю своего родного города?
Анкета 2.
Вопросы:
- Знаете ли Вы историю возникновения нашего города, его названия?
- Что Вы знаете об улицах нашего города? В честь кого они были названы?
- В каком году построен наш колледж?
Вывод: Необходимо пробудить интерес к истории родного края. Как? По средствам тематических экскурсий по улицам города Краснодара и в КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына.
Два социологических опроса (“Какие мы, жители края?” и “Знаете ли вы историю своего родного города?”) показали следующие результаты.
Вывод: необходима просветительская работа по распространению знаний по истории своего родного города.
Итак, определена цель проекта: создание мультимедийного сборника сообщений студентов по истории города Краснодара.
II этап. Сбор информации (исследование проблемы)
План сбора информации.
1. Общение с преподавателями по теме проекта.
2. Анализ материалов по проблеме обзора:
- информации источников КГИАМЗ им.Е.Д. Фелицына;
- анализ исторических источников;
- общение с очевидцами знаменательных событий;
- ресурсы интернета [ИР2-4].
III этап. Разработка плана действий.
1. Составление бизнес-плана.
Бюджет проекта
№ п. п | Статья бюджета | Количество | Сумма, руб |
1. | Транспортные расходы | 5 б. | 85 руб. |
2. | Билеты в музей | 5 шт. | 150 руб. |
3. | Диск | 1 шт. | 25 руб. |
ИТОГО | 260 руб. |
Проведение финансово-экономического анализа проекта позволяет говорить о том, что представляемый проект “Страницы истории родного города” может быть реализован с высокой эффективностью различными способами.
2. Формирование инициативной группы студентов (предлагаю использовать жеребьевку для определения индивидуальных заданий).
3. Работа исследовательской группы в КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына (цель - собрать видео и фото материал).
4. Систематизация полученной информации и обработка материала посредством Windows Movie Make или Киностудию Windows Live.
5. Размещение мультимедийного сборника в электронной библиотеке на сайте колледжа (предоставление мультимедийного сборника системному администратору).
IV этап. Ожидаемые от реализации проекта результаты.
Воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с города; осознание своей роли в жизни местного сообщества, значение их труда для населения города, микрорайона; создание мультимедийного сборника об истории города Краснодара.
В результате проведения этого проекта обучающиеся заинтересовались историей родного края, проявили чувства патриотизма и гордости за Родину, повысили свой личный статус. Продуктом проектной деятельности является информационный сборник, в который включены исследовательские работы студентов по истории города Краснодара, материалы по истории его улиц и объектов. Издание сборника имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут обучающимся при подготовке заданий по истории и кубановедению. В ходе реализации проекта мы прикоснулись к прошлому, смогли проанализировать настоящее. Узнали интересные страницы своего города, а ведь именно в этом состоит социально-исследовательская значимость проекта. Участие в работе над созданием методического сборника по истории родного города привело к эмоциональному сплочению студенчества, появлению мотивации к изучению героического прошлого нашей малой Родины.
Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего.
Список литературы.
- Бардадым В.П. “Архитектура Екатеринодара”.Краснодар: Сов. Кубань, 2002
- Бардадым В.П. “Священные камни: исторические очерки”.Краснодар: Сов. Кубань, 2007.
- Прутченков А.С. шаг за шагом. Технология разработки и реализации социальных проектов. – М., 2011.
- Ратушняк В.Н. “Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном: очерки”.Краснодар ОИПЦ “Перспективы образования”, 2005.
- Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения. /Под ред. В.Н. Ратушняка. – Краснодар, 2003.
- Щетнев В.Е. “История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века”. Краснодар “Перспективы образования”, 2004.
Интернет-источники.
- http://zakon-ob-obrazovanii.ru/Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015 года
- www.admkrai.kuban.ru - сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края - изображение районов края.
- www.krasnodar.intergrad.ru - Краснодарский край как регион России: история, ресурсы, экономика, население, государственные учреждения, наука и образование, культура и искусство, отдых и развлечения, карта края.
- http://www.ekaterinodar.com/ - сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив.