Методическая разработка урока обучения грамоте (письмо) по теме "Строчная буква Х". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


УМК: «Перспективная начальная школа»

Цель: создать условия для развития навыков сотрудничества при обучении письму строчной буквы х.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
    • Картинный диктант.
    • Проблемная ситуация
  3. Целеполагание
    • Определение цели урока
    • Постановка учебных задач
    • Мотивация
  4. Повторение
  5. Основной этап урока
    • Формирование зрительного образа буквы:
    • Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
    • Организация работы в тетради: повторение гигиенических правил письма
    • Письмо соединений, слов, предложений.
    • Логическое задание с буквами
    • «Составь и запиши предложение».
  6. Рефлексивно-оценочный

Планируемые результаты обучения, оборудование для учителя, оборудование для учащихся (Приложение 2).

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент

Организует класс на работу:

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души –
До чего ж мы хороши!

Мотивирует на позитивный настрой:

– Ребята, повернитесь друг к другу, возьмите друг друга за руки и произнесите волшебные слова.

Проверяют организацию рабочего места

 

 

 

 

– Мы всё умеем, мы всё знаем и у нас всё получится.

II. Актуализация знаний

Картинный диктант.

– Возьмите листочки. Я буду вам показывать картинку, а вы записывать букву, которой обозначается первый звук в слове.

(Приложение 1) (Слайд 1)

– Проверьте посадку и положение листочка на столе, обратите внимание на правильность держания ручки

Проблемная ситуация

– Что случилось, почему не пишите?

Приготовили листочки.

 

Сравнивают свою посадку, положение листочка и держание ручки с образцом в начале тетради.

Записывают буквы, кроме первой буквы последнего слова «хвост».

 

– Не изучали! Мы не умеем писать такую букву.

III. Целеполагание

1. Определение цели урока

– Как справиться с этим затруднением?

– Значит, какой будет тип урока?

– Сформулируйте тему урока.

– Назовите цель урока.

2. Постановка учебных задач

Какие задачи вы предлагаете решить, чтобы реализовать эту цель?

Составим план урока, предлагайте! (В ходе беседы план вывешивается на доску)

 

3. Мотивация

– Для чего вам нужно научиться писать строчную букву «х»?

– Изучить!

– Урок открытия новых знаний!

– Письмо строчной буквы х.

– Научиться писать строчную букву «х» и применять её в письменной речи.

 

– Выяснить, из каких элементов состоит новая буква, как соединяется с другими буквами, научиться писать с ней слоги и слова.

  1. Элементы буквы
  2. Слоги.
  3. Слова.
  4. Предложение.
  5. Задания от?
  6. Я сам(а) (самостоятельная работа).
  7. Оценка

– Чтобы уметь писать буквы, быть грамотными.

IV. Повторение

Организует повторение звуков [х х,]

В слове «хвост» какой звук обозначает буква «х»?

Организует парную работу: предлагает детям составить предложения со словом «хвост»

Дают характеристику данному звуку

Работают в парах (дети в парах составляют предложения со словом «хвост»)

V. Основной этап урока

1. Формирование зрительного образа буквы:

– Перед вами задача: узнать из каких элементов состоит эта буква?

– Возьмите конверты, смоделируйте эту букву.

Предлагает написать элементы строчной х.

– Составим алгоритм написания буквы.

Эта буква состоит из двух полуовалов.

Обучающиеся моделируют букву. Анализ проделанной работы проверяют по ключу.

Дети прописывают в прописи элементы (в голубом прямоугольнике).

  1. Начинаем ниже верхней линейки. Слева направо прописываем полуовал.
  2. Делаем повтор по закруглению вправо.
  3. Линию повтора продолжаем вверх, отклоняясь вправо, закругляем ее вправо.
  4. Делаем повтор по закруглению влево.
  5. Прописываем полуовал, коснувшись нижней линейки рабочей строки.

2. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

– Сейчас будем учиться писать эту букву (учитель показывает образец написания буквы на доске с полным объяснением написания и кратким под счёт).

– На какие буквы ещё похожа эта буква? 

Подготовка руки к письму

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём,
1-2-3-4-5,
Чтоб красиво написать.

Дети наблюдают. Затем вместе с учителем «пишут в воздухе».

Выслушиваются мнения детей.

3. Организация работы в тетради: повторение гигиенических правил письма

Принятие правильной позы для письма. Организация рабочего места

4. Письмо соединений, слов, предложений.

– Работаем в прописи.

– Задание было несложным, писали по точкам. Сейчас будете писать сами. Что надо помнить?

– Назовите их.

 

– Возьмите цветной карандаш, оцените свою работу. Что нам поможет?

– Вспомним первую задачу. Выполнили?

– Какая следующая задача?

Организует работу в паре.

Предлагает написать слоги по образцу.

 

– Какая следующая задача?

Физминутка: Если услышите звук «х» в начале слова- руки поднимаем вверх, если в середине слова- ставим на пояс, если в конце – приседаем: хлеб, ухо, петух, эхо, хлопушка, пух, хор, сахар, хозяйка.

Организует работу в группе:

– Составьте план для анализа слов.

(Приложение 1)(Слайд 2)

– Сравните пары слов: мех – смех, слуги – слухи.

– По какому алгоритму будем писать слова?

 

  

(Приложение 1 ) (Слайд 3)

Предлагает написать слова, придерживаясь алгоритма.

Организует самоконтроль. Организует взаимоконтроль в парной работе.

 

– Какую задачу выполняли?

Физминутка
В норке спал хорёк зимой,
Но проснулся он с весной.
Вверх он лапки потянул,
Головой своей кивнул.
Два прыжка он сделал смело,
Хвостиком вильнул умело.
И помчался он вприпрыжку
Словно озорной мальчишка.

– Какая следующая задача?

Предлагает прочитать предложение, дать его характеристику по плану.

 

Предлагает составить модель предложения, организует взаимопроверку работы в парах.

Предлагает записать предложение по образцу с предварительным анализом каждого слова и соединений букв в нём.

– Какую задачу выполняли?

– Что предстоит сделать дальше?

Ученики по точкам пишут строчную букву «х».

 

– Критерии правильности.

– Соблюдение строки; наклон; аккуратность; правильность написания элементов букв; размер.

Обучающиеся пишут букву в прописи самостоятельно.

– Нужно посмотреть на образец.

(Подчёркивают наиболее удавшееся написание буквы «х»)

– Выделили элементы, из которых состоит новая буква, и потренировались в её написании.

Учиться писать слоги с буквой «х».

Дети в парах читают слоги, обсуждают, какие виды соединений букв использованы в слогах

Дети работают в прописях.

– Научиться писать строчную букву «х» в словах.

 

 

 

 

 

  1. Сколько букв в слове?
  2. Сколько звуков?
  3. Сколько слогов?
  4. Какой слог ударный?

Работа в группах (сравнивают слова)

  1. Прочитать слово по слогам;
  2. Посмотреть на соединения;
  3. Пишем, диктуя по слогам;
  4. Проверяем, прочитывая по слогам.

Дети проверяют написанные слова, сравнивая с образцом. Затем работа в парах, взаимопроверка.

– Третью задачу: писали слова.

 

 

 

 

 

Написать предложение, в котором есть слова с буквой «х».

  • Количество слов,
  • правила оформления предложений,
  • письмо слов с большой буквы.

Читают предложение, дают характеристику предложения по плану.

Работа в парах, взаимопроверка.

 

– Писали предложение.

– Выполнить задание от Вопрос Вопросыча.

5. Логическое задание с буквами

Работа в группах

Предлагает проанализировать группу букв, выделить в них общий элемент, найти лишнюю букву в каждой группе.

Предлагает найти буквы, в которых общий элемент имеет переменные свойства.

Координирует проверку и оценку работы.

– С какой задачей сейчас справились?

Выполняют задания в группах: анализируют и сравнивают буквы, выделяют общий элемент, исключают лишние буквы, находят буквы с элементами, имеющие переменные свойства.

 

Взаимопроверка группами, оценка выполненной работы

– Выполнили задания от Вопрос Вопросыча.

Дальше нам предстоит поработать самостоятельно.

6 «Составь и запиши предложение». Предлагает троим учащимся у доски из слов, написанных на карточках «лось», «съел», «мох», составить предложение.

– Встаньте так, чтобы получилось предложение.

– Прочитайте.

– Как лучше? 

Предлагает вспомнить алгоритм записи предложении и записать предложение.

Организуется самоконтроль и взаимопроверка.

Дети выполняют задание

 

– Лось съел мох.

– Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.

Дети самостоятельно записывают предложение с комментированием.

Работа в парах, взаимопроверка

6. Рефлексивно-оценочный

Организует самоанализ работы на уроке

– Оцените свою работу на уроке:

  • если всё сделали правильно - рисуем звёздочку на полях тетради вверху;
  • если были ошибки - по середине;
  • если было много ошибок - внизу.

– Вспомните начало урока. В каком слове мы не смогли первый звук записать буквой? Почему?

– А сейчас мы сможем это сделать?

– Какова была цель урока?

– Цель достигнута?

Предлагает записать слово «хвост». 

Кто может проанализировать свою работу? Кто выполнил все задания без затруднений? Какое задание вызвало затруднение? Почему?

Дети выполняют самоанализ работы

  

 

 

В слове «хвост». Потому что не умели писать строчную букву «х».

– Да!

– Научиться писать букву «х», научиться писать её в словах.

– Да.

Дети работают в тетради на свободной строке.

Дети высказывают мнения.