Внеклассное мероприятие по биологии "Человек и природа". 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Цель: привлечь внимание к проблемам охраны природы

Задачи:

  • актуализировать знания детей о природе, её составляющих и значении;
  • повысить интерес к изучению экологических проблем;
  • способствовать развитию аналитического мышления;
  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  • способствовать формированию коммуникативных навыков;
  • создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Планируемые результаты обучения

  • Предметные: учащиеся умеют определять понятия “экология”, “экологические факторы” и объяснять их влияние на живые организмы.
  • Метапредметные: развивается умение работать с текстом, иллюстрациями, видеоматериалом, формируется умение проводить анализ связей организмов с окружающей средой.
  • Личностные: формируются элементы экологической культуры.

Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстовыми задачами, иллюстрациями, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, программа 1С “Природоведение 5 класс”, фото и видеоматериал.

Ход занятия

В этом году мы с вами начали серьезно изучать мир природы. Впереди много поисков и открытий. Это важно, поскольку от каждого из нас, от наших знаний и умений применять их в жизни зависит состояние окружающей среды, а следовательно, наше здоровье. От способности человека видеть и ценить красоту природы зависит его понимание добра и зла, желание умножить и сохранить эту красоту

Дом – это наша планета Земля,
На которой прекрасны леса и поля.
В этом доме мы с вами живем,
День поработаем, ночь отдохнем.
Утро приходит, солнце встает,
Так год за годом время идет.
Для меня в этом мире нет непогоды.
Хочу изучать я законы природы.
А мне, человеку, нужна красота,
Как птице в полете нужна высота.
Себя ты законы заставь изучить,
Чтобы природу потом не лечить.
Чтобы жить по законам природы
Их нужно, конечно же, знать!
Нужны для этого годы и годы,
Чтобы частицей её себя ощущать!

Видеоролик: песня Юрия Антонова “Живет повсюду красота”

Задания:

1. Если бы вам пришлось беседовать с природой, о чем бы вы ее спросили?

2. Прочитайте предложенные высказывания о природе, объясните, как вы их понимаете.

  • “Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)
  • “Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром”. (А.Герцен.)
  • “Охранять природу – значит охранять Родину”. (М.Пришвин.)
  • “Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К.Паустовский.)

Класс делится на четыре группы.

Задания для 1 группы

1. Известно, что зеленые насаждения уменьшают количество пыли в воздухе. Над 50 кв.км леса в воздухе находится около 50 т пыли, а над такой же площадью безлесого пространства – в 10-12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 50 кв.км безлесого пространства. Сделайте вывод.

2. Рассмотрите рисунок1 и выскажите свое отношение к изображенной ситуации.

Рис.1

Задания для 2 группы

1. В жаркую погоду в сквере температура воздуха на 2,2 градуса ниже, чем на городской площади, и выше на 1,5 градуса , чем в лесу. Какая температура воздуха в сквере и лесу, если на городской площади она 29 градусов. Сделайте вывод.

2. Рассмотрите рисунок 2 и выскажите свое отношение к изображенной ситуации.

Рис.2

Задания для 3 группы.

1. Сколько куб.метров воздуха очистит лес площадью 50 га за 10 лет, если известно, что 1 га лесного массива за год очищает от углекислого газа и пыли 18 млн.куб.метров воздуха. Сделайте вывод.

2. Рассмотрите рисунок 3 и выскажите свое отношение к изображенной ситуации.

Рис. 3

Задания для 4 группы.

1. В 1 куб.метре городского воздуха содержится около 5000 микробов. Сколько микробов в 1 куб.метре воздуха лесного массива, если известно, что их содержание ниже в 9-12 раз. Сделайте вывод.

2. Рассмотрите рисунок 4 и выскажите свое отношение к изображенной ситуации.

Рис. 4

Перенесите на свои листочки предложения, закончив их.

Природные леса являются местом отдыха людей. Сюда их привлекают … Однако присутствие большого числа отдыхающих не проходит для леса бесследно. От воздействия людей в лесу …

Зачитывание некоторых работ.

Задание.

Здесь путем перестановки слов и знаков зашифрована поговорка о том, как люди могут нанести лесу непоправимый вред.

“ПУСТЫНЮ; ТЫСЯЧА - ; ЧЕЛОВЕК ; В СЛЕД ЛЕСУ; ОСТАВЛЯЕТ; СОТНЯ -; ОДИН;ТРОПУ”.

Просмотр мультфильма “Все ОК?”

Обсуждение ситуации. Можно ли подобное увидеть у нас?

Решение экологической задачи.

Гектар зеленых насаждений выделяет за один час столько кислорода, сколько его требуется для дыхания 200 человек в течение этого времени. Сколько зеленых насаждений требуется нашему городу Чехову, если количество жителей в нем 45000 человек? Как вы считаете, достаточно ли в городе зеленых насаждений, чтобы бы вы изменили в ландшафте города?

Подведение итогов

Оказывается, наивысшее наслаждение – любоваться полевыми цветами, красивыми бабочками, чистой водой, не нанося природе вреда. Конечно же, скажешь ты, не все ведут себя как гости, общаясь с природой. Но ведь и машины, и дороги, и города– это всё тоже нужно человеку. Да, несомненно, человеку нужны космические корабли, электростанции, удобрения для сельскохозяйственных растений, заводы для производства необходимых в быту вещей и многое другое. И всё же, созидая и строя, люди осознали, что сокращаются невосполнимые запасы полезных ископаемых – источников необходимой для жизни энергии. Надежда – на растения, которые могут преобразовывать энергию Солнца. Однако огромное количество разнообразных видов растений уничтожено и продолжает уничтожаться.

Человечество осознало свою роль на Земле как носителя разума, способного понять законы природы, которые действуют на планете миллиарды лет и поддерживают жизнь. Надо научиться соблюдать эти законы, чтобы жить в согласии с природой. Что же должен делать каждый житель нашей планеты?

Выполнять очень простые правила:

1. Сохранять богатство и разнообразие живого мира.

2. Экономить природные ресурсы.

3. Регулировать свои потребности.

4. Не загрязнять окружающую среду.

Это вполне посильно каждому.

А еще надо любить свою землю, свой край и свою улицу и в то же время ощущать себя частицей космоса, жителем нашей удивительной планеты.

Учитесь смотреть на родную Землю, на всё, что на ней существует и происходит, на самих себя со вселенской точки зрения!