Цели:
- Формирование у школьников патриотической позиции.
- Воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.
- Воспитание чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеоролик, записи песен “День Победы” (музыка Д.Тухманова. слова В. Харитонова), “Раненая птица” (музыка А.Пахмутовой, слова Р.Рождественского), “Журавли” (музыка Я.Френкель, слова Р.Гамзатова), выставка книг, посвящённая героизму животных в годы Великой Отечественной войны.
Ход внеклассного мероприятия
Звучит лирическая музыка.
Учитель: Идут годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти великую дату – 9 мая 1945 года. Этот день отмечают в каждой семье, как великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне. Мы родились уже после войны и, к счастью не узнали её ужасов, но мы должны глубоко гордится тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить. В этот день мы вспоминаем погибших и живых, воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. События военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях ветеранов.
Звучит тихо песня “День Победы”, музыка Д. Тухманова. слова В. Харитонов.
Учитель читает стихотворение:
На миг представь себя ты среди них,
Средь тех, кто вырывал окопы.
Кто слышал, что свист пуль ещё не стих,
А руки в кровь... И шли солдатов роты.
А в тех строях шли милые такие,
Отцы, родные, братья, сыновья...
И прикрывали грудью всю Россию.
Отечество обороняя для тебя!
И шли они тогда навстречу смерти,
Оставив страх – пусть замирает кровь.
А дома ждут, ну, хоть какой-то вести.
И нет оружия сильнее, чем любовь.
Любовь жены, что ждёт и, может быть, дождётся;
Любовь детей, уж плохо помнящих отца;
И материнская любовь слезой прольётся.
Родные верят в своего защитника борца!
Уж много лет минуло после той войны кровавой,
Но, призываю, связь не утеряй!
И положи на памятник цветок ты алый,
И о цене Победы никогда не забывай!
Великая Отечественная война... Страшный период в истории страны. Но именно в это время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность ...
В те годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. Возможно, некоторые ветераны ВОВ остались живы только благодаря их отличной работе и беспрекословному исполнению своего долга – помогать человеку в любой ситуации, даже если она будет стоить им жизни.
(слайды 1-3)
Тема сегодняшнего мероприятия “Невоспетые герои Великой Отечественной войны”. (слайд 4)
Выступление 1 учащегося:
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубиться дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
Учитель: Это сейчас у нас с вами мирное небо над головой, мы не думаем о войне. А не так давно отгремела Великая Отечественная война. Подвиги нашего народа известны по всему миру, но мы мало знаем, что в те тяжёлые военные годы оказывали большую помощь человеку животные. Самыми верными помощниками в годы войны были собаки.
Выступление 2 учащегося:
Сколько сказано слов.
Может, чья-нибудь муза устала,
Говорить о войне
И тревожить солдатские сны...
Только кажется мне,
До обиды написано мало
О собаках бойцах,
Защищавших нас в годы войны!
(слайд 5)
Выступление 3 учащегося:
Наши собаки несли самую разную службу, были:
- ездовые собаки, подвозившие на небольших телегах боеприпасы и увозившие на них же раненных солдат. За годы войны ими было вывезено с линии огня около 700 тысяч раненых и доставлено около 3500 тонн боеприпасов. (слайд 6)
- собаки связисты, доставлявшие важные поручения и донесения через самое пекло боевых действий. За годы войны, когда не было иной связи ими было передано более 120 тысяч подобных поручений. Они в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах доставляли боевые донесения, протягивали тысячи километров телефонного кабеля. Собаками связистами протянуто 8 тысяч километров телефонного кабеля. (слайд 7)
- собаки миноискатели. Это была одна из самых востребованных собачьих “профессий”. Благодаря им было обнаружено и обезврежено около 4 млн. мин, фугасов и прочих боеприпасов. Собаки миноискатели помогли разминировать 303 крупных города и населённых пункта, 18394 здания.
Учитель: Среди разминированных крупных городов были: Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Одесса, Харьков, Воронеж, Варшава, Вена, Будапешт, Берлин, Прага. Собаками было обнаружено свыше четырёх миллионов мин.
Выступление 4 учащегося:
- во время Великой Отечественной войны в прифронтовой полосе особой любовью пользовались собаки санитары. Они отыскивали в лесах и болотах наших раненых бойцов и приводили к ним медпомощь. К тому же они таскали на себе небольшие рюкзачки со всеми необходимыми медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи.
- собаки истребители танков. Не самая приятная собачья профессия, появившаяся в период войны. Этих собак готовили к одному единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков. Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минам. И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась. Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Собаки подрывали вражескую бронетехнику в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Брянском. Собаки диверсионной службы занимались подрывом мостов и немецких поездов.
(слайд 8)
- собаки разведывательной службы помогали нашим разведчикам успешно проходить через передовые позиции врага. Также они четко и слажено работали со своим проводником при захвате “языка”.
(слайд 9)
Учитель: Рассказать про всех не представляется возможным, но про некоторых “четвероногих боевых друзьях” мы обязаны знать! (слайд 10)
1. Немецкая овчарка Джульбарс – участник Великой Отечественной войны.
Служил в 14-й штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награжденная медалью “За боевые заслуги”. Благодаря его отличному чутью было разминировано 7468 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии. Он также участвовал в разминировании дворцов над Дунаем, соборов Вены и замков Праги.
Джульбарс принял участие в параде на Красной площади 1945 года. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели. Поэтому ее нес на руках солдат — командир 37-го отдельного батальона разминирования, кинолог, майор Александр Мазовер.
2. Овчарка Дина – первая собака диверсант.
Участник “рельсовой войны” в Белоруссии. Она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника, в результате которого было уничтожено 10 вагонов, и большая часть железной дороги была выведена из строя.
Также она отличилась при разминировании города Полоцка, где в одном из госпиталей обнаружила мину сюрприз, оставленную немецкими солдатами для наших ребят.
3. Шотландский колли по кличке Дик.
Миноискатель. Благодаря его чутью были спасены жизни тысячи людей. Самой известной заслугой Дика является обнаружение 2,5-тонного фугаса с часовым механизмом. Он был обнаружен собакой в фундаменте Павловского дворца (Ленинград) за час до момента взрыва. Если бы не эта собака, то взрыв унес бы тысячи человеческих жизней.
За годы войны с его помощью были обнаружены и обезврежены около 12 тысяч мин.
4. Мухтар – собака санитар. За годы войны он спас около 400 раненых бойцов, в том числе и своего проводника, ефрейтора Зорина, контуженного взрывом бомбы.
Просмотр видеоролика
Звучит запись песни “Раненная птица”, музыка А.Пахмутовой, слова Р.Рождественского
Учитель: Немало важную роль в Победе над фашизмом сыграли птицы.
(слайд 11)
Голубь - это конечно птица символизирующая мир. Однако и им пришлось повоевать совместно с Красной армией. Иногда, в силу обстоятельств, голубиная почта была единственным доступным средством связи. Число пернатых почтальонов исчислялось десятками тысяч. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций. Немцы быстро поняли угрозу, поэтому на оккупированных территориях старались уничтожить всех домашних голубей. Издавались приказы снайперам на отстрел пролетающих “птиц почтальонов”, сбивали их при помощи специально обученных ястребов. А голуби, даже смертельно раненные, упорно пытались добраться до родной голубятни, неся сообщение: и даже если уже не могли взлететь, то из последних сил ползли по земле.
Выступление 5 учащегося:
Применялись голуби и для уничтожения объектов противника. В 1941 были разработаны голубиные зажигательные снаряды ГЗС-7, а так же были сконструированы голубиные кассеты для крепления под фюзеляжем самолета. Каждая кассета вмещала 24 голубя в боевом снаряжении: под крыльями птиц крепились термитные заряды.
Когда птица садилась на цель на 15-20 секунд, вспыхивала зажигательная шашка. Пламя высотой в 50 сантиметров при температуре 3000 градусов прожигало железо толщиной в 2,5 миллиметр.
Выступление 6 учащегося:
В годы войны птицы спасли раненых и голодающих жителей города Мурманска. Когда фашисты убедились, что город им не взять, они решили сжечь его. Положение Мурманска, и без того тяжёлое, стало угрожающим. Орнитолог Л.О.Белопольский организовал “яичную операцию” 6-го Особого дивизиона. На стометровых скалах, миллионы кайр в своих птичьих базарах откладывали яйца, которые с сердечными извинениями перед птицами, собирали промысловики. Птицы спасли раненых и голодающих жителей города Мурманска Мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на траулерах “Камбала”, “Искатель” и “Осётр”.
(слайд 12)
Учитель: Ребята, как вы думаете, какие ещё животные помогали людям во время Великой отечественной войны?
(Ответы детей)
(слайд 13)
Учитель: Мало кто знает, что и без кошек дело не обошлось. Я вам рассказу историю о том, как кошки спали лётчика.
Лётчик истребитель был сбит в воздушном бою
врагами. Самолёт загорелся, лётчик был ранен, но
ему удалось выбраться на парашюте. Приземлился
на вражеской территории. Из последних сил
добрался до мельницы. Когда очнулся, увидел
множество кошек, с которыми провёл несколько
дней, периодически теряя сознание. Сквозь щель
мельницы лётчик увидел подходящих немцев. Бравый
фельдфебель кулаком ударил дверь... И тут дикий
кошачий вопль потряс воздух. Вожак кошек –
чёрный кот в одно мгновенье прыгнул на голову
немца и стал раздирать когтями ему лицо. Немцы
ушли. На следующий день пришли партизаны. По
просьбе лётчика кошкам были оставлены маленькие
кусочки сала.
Учитель: Во время Великой Отечественной войны в
состав советских войск входила резервная 28-я
армия, в которой верблюды были тягловой силой для
пушек. Она была сформирована во время
Сталинградской битвы в Астрахани. Существенная
нехватка лошадей и техники вынудила выловить и
приручить почти 350 диких верблюдов. Большинство
из них погибли в разных сражениях, а тех которые
выжили постепенно “демобилизовывали” в
зоопарки.Необходимо отметить, что корабли
пустыни весьма успешно справлялись со своими
задачами. А верблюд по кличке Яшка даже
участвовал в битве за Берлин в 1945. (слайд 14)
Звучит запись песни “Журавли”, музыка Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.
Учитель: А сейчас, ребята, мы поговорим с вами о благородных животных – о лошадях.
Выступление 1 учащегося:
Лошади старались, как умели.
Вынесли героев из атак –
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях.......
Учитель: Несмотря на то, что, Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Вот что писал в своей докладной записке немецкий генерал Гальдер: “Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск”. (слайд 15)
Выступление 7 учащегося:
Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через
овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь
сквозь лесные чащобы. Быстрые и неутомимые, целые
партизанские соединения иногда проходили
незамеченными в нескольких метрах от фашистов.
Только один конный корпус советского генерала
Льва Михайловича Доватора сковал тылы целой
армии. Дивизия генерала Блинова спасла 50 тысяч
военнопленных, заперла дорогу на Дрезден. 7-й
гвардейский корпус взял города Ратенов и
Бранденбург, а 3-й гвардейский корпус взял
Рейнбург и встретил на Эльбе союзников.
Выступление 8 учащегося:
Лошадь оставалась основной тяговой силой армии. На начало войны в армии их было без малого 2 миллиона, но их всё равно катастрофически не хватало. Лошадей использовали для переброски боеприпасов, провианта и раненых. Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.
Учитель: К сожалению, существует не так много памятников животным, которые помогали людям ковать Победу во II Мировой войне. Но, тем не менее, памятники героям животным есть.
(слайд 16)
В городе Ростове-на-Дону стоит памятник Вите Черевичкину, голуби которого, не подчинившись приказу, носили разведывательные данные через Дон в Батайск. Выслеженный фашистами Витя был убит с голубем на руках. Ему было 14 лет.
Но образ птицы стал символом вечной памяти погибших.
Недавно в самом центре Лондона, около Гайд-парка, установили необычный памятник целой группе животных – лошади, слону, верблюду, собаке и даже светлячкам. Этот памятник напоминал о помощи, которую оказали животные британской армии во время Второй мировой войны.
В нескольких километрах от Киева у села Легедзино погибшим собакам, защищавших Киев от натиска фашистов установлен памятник. На нём написано: “Остановись и поклонись!”. Сто пятьдесят служебных собак пали здесь смертью храбрых. Они остались вечно верными родной земле.
В скором времени на Поклонной горе, в городе-герое Москве по инициативе одного из депутатов будет установлен памятник лошадям участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.
Мы вам рассказали, что на войне воевали не только люди, но и животные. Перечислите их. (Ответы детей)
(слайды 17-18)
Они помогли нашему народу одержать победу в Великой Отечественной войне.
Учитель: Вот прошло уже 70 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Ребята, давайте ценить мир!
Звучит лирическая музыка
(слайды 19-21)
Мир — это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете.
Любить этот мир, любить его свет...
За то, что в нём есть, за то, чего нет.
Любить просто так, за то, что живёшь.
За то, что берёшь и что отдаёшь.
Любить за свободу и за красоту.
Его совершенство, его простоту.
Любить в ожидании нового дня,
Который в ответ тоже любит тебя!
Наше мероприятие подошло к концу. Хочется верить, что вы будете заботиться о животных, помня, о том, что они тоже воевали за нашу мирную жизнь. Всего доброго! До новых встреч!