Дистанционное внеклассное мероприятие по химии с использованием видео-конференц-связи "Юные химики". 8-й класс

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Класс: 8


Цели мероприятия:

  • развивать познавательный интерес учащихся к предмету, обобщить, закрепить знания по темам “Химические и физические явления в химии”, “Правила ТБ по технике безопасности с лабораторным оборудованием”, используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • продолжать учить применять полученные ранее знания по химии на практике;
  • воспитывать чувство ответственности;
  • развивать способность работать в группа;

Задачи мероприятия:

  • формирование навыков управления информацией;
  • формирование уверенности в своих способностях.
  • формирование дистанционного общения со сверстниками.

Участники:

  • команды из других школ;
  • две команды школы, проводящей мероприятие;
  • заранее выбирается один учащийся – лаборант;
  • заранее выбирается один учащийся – химик.

Оборудование:

  • набор пробирок на штативе;
  • химические вещества различного цвета;
  • сухое горючее;
  • спиртовка;
  • спички;
  • колпачек или крышка;
  • железная ложка для сжигания веществ;
  • сахар;
  • стакан с водой;
  • лоток;
  • пробирки с жидкостью;
  • сульфат меди (II) и раствор аммиака;
  • хлорид железа (III) и роданид калия;
  • хлорид кобальта (II) и роданида калия;
  • раствор хромата калия и серная кислота;
  • раствор перекиси водорода 50%;
  • жидкое мыло;
  • аммиак;
  • медный купорос;
  • халат, перчатки.

Ход мероприятия:

Химия – это область чудес,
в ней скрыто счастье человечества,
величайшие завоевания разума
будут сделаны именно в этой области.
(М. Горький)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!

Здравствуйте, уважаемые гости!

Давайте поприветствуем друг друга! (приветствуют другие школы, друг друга)

Мы рады Вас видеть сегодня на нашей химической викторине “Юные химики!!!”

И, прежде чем начать, я хотела бы рассказать вам о значимости науки – ХИМИЯ.

Давайте посмотрим вокруг себя? Что же нас окружает в повседневной жизни? Продукты питания — состоят из красителей, загустителей, консервантов; лекарства в аптеке — помогают людям вылечить многие болезни; различные виды пластмассы — посуда, игрушки, бытовая техника; синтетические вещи — одежда, мебель; средства гигиены — шампуни, крема... то есть химия повсюду окружает человека и играет огромнейшую роль в нашей жизни, как положительную так и отрицательную. И чтобы лучше ее понять, предлагаю принять участие всем нам в химической викторине “Юные химики!!!”. Вы согласны, ребята?

А сейчас поприветствуем наших участников – 2 команды учащихся 8 класса.

А также наших гостей: школа №1, школа№5(приветствуют участников других школ)

Называет ФИО помощника - лаборанта и химика.

Итак, викторина будет проходить в 4 этапа, в ходе которых мы с вами вспомним основные понятия по химии. Желаю удачи!!! Начнем.

1 этап. Разминка.

Химический марафон: “Есть вопрос – найди ответ!”

Учитель: Я читаю вам вопросы, вы отвечаете, правильный ответ видим на доске

  1. Назовите три состояния воды. (Жидкое, твердое, газообразное.)
  2. Самый распространенный элемент в природе. (Кислород)
  3. Вещество, находящееся в природе в трех агрегатных состояниях. (Вода)
  4. Водная оболочка земли. (Гидросфера)
  5. При взаимодействии вещества с кислородом образуются ... (оксиды)
  6. Химическое название поваренной соли. (Хлорид натрия)
  7. Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?(Заморозить в лед.)
  8. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? (Три рубашки.)
  9. 9. В каком море нельзя утонуть? Почему? (В Мертвом море, оно очень соленое.)
  10. Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты? (Они равны.)
  11. Можно ли заполнить воздухом только половину баллона? (Нельзя.)
  12. Что означает выражение “как с гуся вода”? (Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)
  13. Какой неметалл является лесом? (Бор).
  14. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

Вот мы с вами вспомнили некоторые понятия, а теперь я предлагаю перейти к следующему этапу:

2 этап: “Химическая лаборатория”

Я буду задавать вам загадки о предметах, которые вы можете найти в химической лаборатории, вы отвечаете и правильный ответ видим на доске. Начнем.

1.

В холод прячется в нору,
поднимается в жару.
(Ртуть в термометре)

2.

Действует как решето,
Но выглядит иначе:
На столе стоит и плачет.
(Бумажный фильтр)

3.

Верная любовь ни в огне не горит, ни в H2O не тонет.
(Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет)

4.

Друга узнать – пуд NaCl вместе съесть.
(Друга узнать – пуд соли вместе съесть)

5.

Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это ...
(Углерод)

6.

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ...
(Кислорода)

7.

Прокаленный уголек дышать пожарнику помог.
(Активированный уголь)

3 этап. Повторение правил ТБ

“Жизнь моя в опасности без правил безопасности!”

Совсем недавно, на уроках химии мы с вами проходили правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, названия лабораторного оборудования мы с вами вспомнили, а теперь давайте вспомним и основные правила.

Наш помощник, Алексей, будет показывать опыты, а ваша задача отыскать ошибки, которые ни в коем случае нельзя допускать при работе с химическим оборудованием!

(показывает по одному опыту для каждой школы)

1 опыт.

Лаборант: Ой, сколько много колбочек, а в них еще что-то налито, сейчас я все смешаю, да побольше налью.....(смешивает вещества), кажется, колба стала горячей. Что же я наделал???

Какую ошибку допустил наш лаборант?

Ответ: Опыты нужно проводить с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

2 опыт.

Лаборант: Посмотрите, какое красивое вещество налито в колбе! О, а как вкусно пахнет!!! (Нюхает пробирку, поднеся ее близко к лицу)

Ответ: Нельзя нюхать химические вещества прямо из пробирки!

3 опыт.

Лаборант: Наверное очень вкусное, сейчас я его попробую.....

Какую ошибку допустил наш лаборант?

Ответ: Никогда не пробуйте вещества на вкус!!!

4 опыт.

Лаборант: Мне надо смешать два вещества (смешивает), что-то реакция плохо протекает, наверное, надо хорошенько встряхнуть!!! (Закрывает пальцем колбу, интенсивно встряхивает)

Какую ошибку допустил наш лаборант?

Ответ: Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными постукиваниями, круговыми движениями, либо с помощью стеклянной палочки. Нельзя закрывать пробирку пальцем!!!

5 опыт.

Лаборант. Поджигает сухое горючее, греет железную ложку для сжигания веществ с сахаром, откладывает ее в сторону, говорит: “Как же мне затушить огонь??? Налить воды или дунуть как следует???” Заливает водой.

Какую ошибку допустил наш лаборант?

Ответ. Нужно ограничить доступ кислорода, закрыв чашку с пламенем.

6 опыт.

Лаборант: берет пробирку с жидкостью – проливает на руку ее содержимое: - “Ой, кажется, я пролил кислоту на руку? Что же мне делать?”

Ответ: Необходимо немедленно удалить одежду, пропитанную кислотой или щелочью, и обильно промыть пораженный участок проточной водой (не менее 10—15 мин.), но не под напором! Если помощь оказывается с некоторым опозданием, продолжительность обмывания увеличивают до 30—40 мин. Эффективность первой помощи оценивают по исчезновению характерного запаха химического вещества или по изменению цвета лакмусовой бумаги. Необходимо именно смывать под струей воды, а не пытаться вытереть химические вещества салфетками, тампонами, смоченными водой, с пораженного участка кожи – так вы еще больше втираете химическое вещество в кожу.

В-третьих, необходимо знать, что в оказание первой помощи при химических ожогах входит нейтрализация действия хим. веществ. Если вы обожглись кислотой – обмойте поврежденный участок кожи мыльной водой или 2-х процентным раствором питьевой соды (это 1 чайная ложка питьевой соды на 2,5 стакана воды), чтобы нейтрализовать кислоту.

7 опыт.

Лаборант: берет пробирку с жидкостью – проливает на руку ее содержимое: - “Ой, кажется, я пролил щелочь на руку? Что же мне делать?”

Ответ: Если вы обожглись щелочью, то обмойте поврежденный участок кожи раствором лимонной кислоты или уксуса.

Учитель: Спасибо, ребята, вы помогли нашему лаборанту, вспомнить правила ТБ, надеемся, в будущем он не будет допускать подобных ошибок.

Итак, вспомнив основные правила безопасности, предлагаю вам самим проделать некоторые опыты, которые вы заранее приготовили дома.

4 этап. Химики (Для прохождения этого этапа, школам заранее высылаются памятки. Результат полчившихся опытов, смотрят в презентации)

Школа № 1. “Приготовление лимонада”

Смешайте в стакане по 0,5 чайной ложки кристаллов лимонной кислоты, питьевой соды. Наблюдаются ли при этом признаки хим. реакции? Теперь прилейте немного воды. По какому признаку можно судить о начавшейся хим. реакции?

Школа № 2. “Кислота и куриное яйцо”

Поместите в стакан сырой белок куриного яйца и добавьте около 100 мл прохладной воды. Слегка взбейте смесь с помощью вилки. Затем добавьте немного уксусной кислоты. Что вы наблюдаете и как это можно объяснить?

Школа №3 “Крахмал в картошке”

Ребята, все вы видели крахмал? А как его получают? Давайте на опыте убедимся, что крахмал находится именно в картошке.

У вас на столах имеется разрезанный картофель, капните на него немного йода. Должно появиться темно-синее окрашивание.

Теперь вы сами на опыте убедились, что в картофеле действительно присутствует крахмал!

Школа №4 “Получаем насыщенные цвета”

Ребята, смешайте два химических вещества. Произошла ли химическая реакция? По каким признакам вы это определили?

Хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет)

Раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет)

Школа №5 “Химическая радуга”

Ребята, смешайте два химических вещества. Произошла ли химическая реакция? По каким признакам вы это определили?

Сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет)

Хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет)

Учитель: Спасибо, очень порадовали меня.

А теперь я предлагаю немного отдохнуть и посмотреть еще один необычный опыт, который нам покажет наш лаборант.

Опыт “Много пены из ничего”

В колбе смешиваем раствор перекиси водорода и жидкое мыло.

Аммиак смешиваем с медным купоросом, получая сульфат аммония.

Доливаем полученный раствор в колбу.

Наблюдаем бурную реакцию пенообразования.

Учитель: Ребята, вот и подходит к завершению наш урок. И, чтобы закончить его на позитивной ноте, предлагаю послушать стихотворение о Химии:

Пусть зимний день с метелями.
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного.
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего.
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева.
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.

Благодарю всех за внимание и участие, до свидания! До новых встреч!