Психолого-педагогическая характеристика творческой деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности. Развитие творческих способностей учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от творческих способностей ученика в процессе мышления. Учет психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, позволит учителю повысить качество обучения и будет способствовать развитию творческих способностей учеников. В связи с этим представляет интерес изучение истории обоснования проблемы развития творческой деятельности и анализ периодической психолого-педагогической литературы.

Решение сложных мыслительных задач и понятие “творческое мышление личности” в психолого-педагогической литературе

Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а, следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения.

Психологами было затрачено много усилий для того, чтобы понять, как человек решает необычные, новые, творческие задачи. Тем не менее, до настоящего времени нет точного ответа на вопрос о том, как происходит решение подобных задач человеком. Современная наука располагает лишь отдельными данными, позволяющими частично описать процесс решения таких задач, описать условия, способствующие и препятствующие творчеству.

Одним из первых предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, Дж. Гильфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта. В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны. В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью [2, с. 164].

Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, в том числе:

- склонность к конформизму (данная черта личности выражается в стремлении быть похожими на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках);

- боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях;

- боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны;

- завышенная оценка значимости своих собственных идей, (иногда, то, что сами придумали, нравится нам больше идей других людей);

- существование двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. С одной стороны, критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей [7].

Исходя из приведенных суждений и сопоставляя причины и условия, способствующие и препятствующие проявлению творчества, можно сделать обобщающий вывод: способность к творчеству должна целенаправленно формироваться у ребенка в процессе его психического развития.

В результате экспериментирования на лабораторных творческих задачах выдающийся психолог М. Вертгеймер создал собирательный образ творческого процесса, состоящего из пяти стадий.

  1. Возникновение темы. Человек переживает чувство необходимости начать работу, “направленную напряженность”, которая мобилизует творческие силы.
  2. Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы. На этой стадии складывается целостный образ проблемной ситуации, отыскивается ведущее противоречие, конфликт, подлежащий разрешению, возникает предощущение будущего развития решения.
  3. Осуществление попыток решения, часто трудных и мучительных. Проблема “захватывает” человека. Она постоянно находится в сознании, появляются также косвенные свидетельства, что работа происходит и на неосознаваемом уровне, идет выдвижение, проверка и отвержение гипотез, но “так необходимая блестящая идея не приходит в голову”.
  4. Возникновение новой идеи (принципа, замысла) решения. Природа этого момента таинственна и непонятна для самого субъекта мыслительного процесса.
  5. Исполнительная “техническая” стадия, когда решение конкретизируется, дорабатывается, уточняется, проверяется и оформляется в соответствии с социально принятыми нормами [2, с. 212].

Таким образом, мы видим, что процессы мышления, составляющие в целом ход решения новых задач, разнообразны по особенностям протекания и функциональному вкладу в достижение итогового результата. Учет изученных стадий позволит максимально обеспечить мыслительную деятельность каждого учащегося на уроках русского языка и литературы. Итак, учитывая разные точки зрения, мы рассматриваем творческие способности как объективную закономерность развития личности.

Творчество и воображение как продукты творческой деятельности человека

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д.

Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые задают тон творческой деятельности.

Исследование творчества - триумф психологической теории деятельности. Вопросы творчества, творческих способностей детей, их творческой активности рассматриваются в исследованиях Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, З. М. Новлянской, В. Э. Чудновской, Л. В. Занкова и др. Учитывая позиции исследователей, с понятием “творчество” мы связываем две важнейшие психологические характеристики сознания – мысленное представление и воображение. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят тогда, когда они порождаются и изменяются усилиями воли человека. Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания.

В сознании отражаются не все случайные, а только основные, главные сущностные характеристики предметов, событий, явлений. Особое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности “видения” собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. Если деятельность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности. Воображение, вслед за психологами [1, с. 89], мы рассматриваем как преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее. Воображать – это преображать. Правильное познание действительности невозможно без известного элемента воображения, без отхода от действительности, от тех конкретных непосредственных единичных впечатлений, которыми эта действительность представлена в элементарных актах нашего сознания. Воображение, мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия, тесно связана с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Сейчас много научных дискуссий о создании искусственного интеллекта, о возможностях компьютерного интеллекта, его превосходстве над человеческим. Но единственная функция, недоступная искусственному интеллекту - это воображение. Это одно из самых загадочных свойств человека. Его трудно измерить, оценить, развить.

Деятельность воображения даже тогда, когда она оперирует с прежними образами, является деятельностью, которая психически обусловлена иначе, чем деятельность памяти [7].

Также развитие воображения зависит от развития речи. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, она дает ребенку возможность представить тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ему возможность свободно вращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами.

Не только речь, но и дальнейшая жизнь ребенка служит развитию его воображения, например, школа. На протяжении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности, то есть возможности и способности более или менее сознательно отдаваться известным умственным построениям независимо от той функции, которая связана с реалистическим мышлением. Ход развития высших психических функций существенным образом связан с речью ребенка, с основной психологической формой его общения с окружающими, то есть с основной формой коллективной социальной деятельности детского сознания. [4].

С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств. Очень часто то или другое построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они реальны в эмоциональном смысле. Эта деятельность подчинена эмоциональным интересам [3].

Учёные полагают, что креативность связана с особенностями мышления. Так, Дж. Гилфорд выделяет конвергентное мышление (логическое, однонаправленное) и дивергентное (целостное, интуитивное, идущее одновременно в нескольких направлениях). Интеграция двух этих типов мышления формирует такие его особенности, как, беглость - способность генерировать максимальное количество идей; гибкость - способность к созданию широкого многообразия разноплановых идей; оригинальность - способность придавать завершенный вид продуктам мышления [8, с. 183].

Эти особенности, по сути, и составляют основу креативности, без которых невозможно никакое творчество. Установка на творчество, сформировавшаяся на основе прошлой деятельности, проявляется в виде постоянной потребности личности к новому творчеству, что ведет к продуктивным результатам и одновременно является стимулом мыслительной деятельности.

Таким образом, понятие “творчество” включает в себя два взаимоисключающих аспекта. Во-первых, творчество - это деятельность по созданию продукта, получение нового результата. Во-вторых, это процесс достижения результата, в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности.

Может показаться на первый взгляд, что деятельность и творчество противоположны по своим психологическим механизмам: деятельность рациональна по своей природе, творчество - спонтанно, не планируемо, деятельность целесообразна, регулируема, творчество - нецелеобразно, непроизвольно, не поддается регуляции со стороны сознания, творчество есть жизнь бессознательного, деятельность есть жизнь сознания. На предметное различие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи. Но ведь психическая жизнь - это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности и для того, чтобы творить, человек должен включиться в сознательную деятельность, усвоить ее нормативную основу, иначе он окажется вне культуры, а его продукт не будет понят. Творческая активность может возникнуть в процессе деятельности. Чтобы творить, нужно усвоить способы творчества, выйти на новый уровень овладения культурой и устремиться самостоятельно дальше.

К. Роджерс понимает под творческим процессом “создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни”.

Исследования, проведенные В.Дружининым и Н. Хазратовой, показали, что развитие креативности проходит как минимум две фазы:

- развитие “первичной” креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности (3-5 лет). В это время подражание ребенка значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности (феномен “детского творчества”);

- подростковый и юношеский возраст (oт 13 до 20 лет). В этот период на основе “первичной” креативности формируется “специализированная креативность” - способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности как ее “обратная сторона”, дополнение и альтернатива. На этом этапе особую, значимую роль играет “профессиональный” образец, поддержка семьи, сверстников. Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к “бывшему идеалу”. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству. Креативность, скорее всего, формируется на основе общей одаренности (так же как и интеллект) [5].

Таким образом, возникает парадокс: в основе творчества лежит подражание. Чтобы включится в деятельность по преобразованию человеческой культуры, человек должен овладеть способами творческого поведения через подражание другому. Понятия “образец”, “стереотип”, “эталон” противоречат обыденному представлению о творчестве.

Следует понять, что творческое поведение, как и интеллектуальное, проходит фазу социализации. Возраст 3-5 лет является наиболее продуктивным для развития творческих способностей. Детское литературное и художественное творчество ярче всего проявляется именно в это время. Спад творческих проявлений к шести годам считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастанием критичности и рассудочности в сознании ребенка, который перестает видеть возможность отклонения от стереотипного, предписанного средой поведения. Вопрос о факторах, влияющих на проявление и развитие креативности в 12-13 лет, видится более сложным, поскольку в этом возрасте мы имеем дело с личностью уже во многом сложившейся, усвоившей культуру и переработавшей ее в определенную (хотя и неустойчивую) систему отношений с миром. Поэтому, для того чтобы ребенок развивался как творческая личность, недостаточно убрать “барьеры”, нужен позитивный образец творческого поведения [5].

Творческие способности проявляются, как правило, в 5 лет. Дети начинают сочинять, неожиданно для себя и для других, сказки и стихи. Подражание творческим образцам как этап перехода от наивного творчества к творчеству “взрослому” наступает в 8-15 лет, и в произведениях юных авторов пропадают творческие элементы (новизна, оригинальность). Но к 16-17 годам творческие элементы появляются вновь

Подражание необходимо для овладения культурно закрепленным способом творческой деятельности. Подражание как бы возводит индивида на последнюю ступеньку развития социокультурной среды, достигнутой людьми: дальше только неизвестное. Развитие подражательной активности связано с повышением уровня освоенности деятельности, снижением общего числа подражательных действий.

Для того, чтобы выйти на уровень творческих достижений, необходимо, чтобы творчество стало личностным актом, чтобы потенциальный творец вжился в образ другого творца, и это эмоциональное принятие другой личности в качестве образца является необходимым условием преодоления подражания и выхода на путь самостоятельного творчества [6].

Таким образом, можно сказать, что творчеству, как любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность мышления. Учет психолого-педагогических условий развития и формирования творческих способностей создает большое поле деятельности для совершенствования системы работы по развитию творческих способностей учащихся и воспитанию активной творческой личности.

Список литературы.

  1. Бернштейн, С.М. Психология научного творчества. [Текст]/ С.М. Бернштейн// “Вопросы психологии”. - 1965. - № 3. – с. 15-19
  2. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. [Текст]/ П.П. Блонский// В 2-х т. Т.1/ Под редакцией А.В. Петровского. – М.: Педагогика. – 1979. – 368 с.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.
  4. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников. [Текст] / О. А. Григорьева// Молодой ученый. - 2014. - №20. - с. 568-569.
  5. Дружинин, В. Н. Деятельность, подражание, творчество. [Электронный ресурс]/ В.Н. Дружинин// Школьный психолог. – 2001. - № 14// http://psy.1september. ru/article.php?ID=200101406
  6. Дружинин, В. Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность. [Текст]/ В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова// Психологический журнал. - 1994. - № 4.
  7. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. [Текст]/ Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
  8. Ладыженская, Т.А Творческие диктанты. [Текст]/ Т. А. Ладыженская. - М.- 1963. – 215 с.