Урок биологии по теме "Побег. Строение и развитие". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Основной целью модернизации российского образования является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития выпускника школы - гражданина России. Стандарт ориентирован на развитие личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника основной школы”), среди которых стремление активно познавать мир, умение учиться.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, предметным результатам [5]. Именно универсальные учебные действия должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, “составляющими основу умения учиться”.

Для конструирования современного урока и реализации системно-деятельностного подхода, педагогу необходимы следующие умения: владение современными педагогическими технологиями, формами и методами обучения (проектная деятельность, ИКТ, современные психолого-педагогические технологии) [3]. В российской образовательной практике всё большее число педагогов отдаёт предпочтение интерактивным методам обучения, в том числе, кейс-методу.

Кейс-метод является разновидностью исследовательской аналитической технологии, выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой являются работа в малых группах, кооперативно-групповая деятельность и взаимный обмен информацией. Кейс-метод можно рассматривать как специфическую разновидность проектной технологии.

В предлагаемой методической разработке “Урок биологии в 6 классе по теме “Побег, строение и развитие” ФГОС ООО” мною использованы элементы кейс-метода. Анализ конкретной ситуации создаёт условия для усвоения шестиклассниками учебного материала в процессе формирования УУД, таких как работа с текстом, смысловое чтение, преобразование учебной задачи в познавательную, поиск учебной информации из разных источников, организация учебного сотрудничества. Урок сопровождается показом компьютерной презентации.

УМК: “Алгоритм успеха” Концентрический принцип изучения под ред. Пономарёвой И.Н. (Сухова Т.С., Дмитриева Т.А., Каменский А.А. и др. Базовый уровень)

Цель: На основе актуализации знаний об органах растения показать роль побега в жизни растения; познакомить учащихся со строением побега в связи с выполняемыми им функциями. Оказать помощь учащимся в формировании представлений о побеге как сложном органе растения. Способствовать формированию у учащихся знаний о видах почек и их значении в жизни растений.

Создать условия для развития умений учащихся на основании полученных сведений выявлять взаимосвязь строения и функций растительного организма; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами. Продолжить работу над развитием критического мышления: формировать умение анализировать изучаемый материал и делать самостоятельные выводы, развивать речь, творческую активность.

Создать условия для развития личностных качеств учащихся: памяти, мышления, внимания. Способствовать воспитанию внутренней мотивации к учению через подбор содержания учебного материала.

Задачи:

  • Образовательные (формирование познавательных УУД): Создание условий для углубления знаний учащихся об органах растения, особенностях их строения в связи с выполняемыми функциями; о побеге как сложной системе органов, взаимосвязанных друг с другом; о функциях побегов и их значении для растения в целом. Способствовать формированию понятия о растительной почке как зачаточном побеге, видах почек, их значении в жизни растения. Давать определения понятиям, характеризующим строение побега и обобщать их.
  • Развивающие (формирование регулятивных УУД): Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей (урока, деятельности в малой группе). Преобразование практической задачи в познавательную (работа с кейсом, просмотр видеофрагментов, работа с терминами, выяснение особенностей строения побега и почек). Умение самостоятельно контролировать время и управлять им. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации в процессе работы над кейсом.
  • Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Формирование умения аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами в процессе работы над заданиями учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры.
    • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности (работа с кейсом), культуры обмена мнениями.
    • Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
  • Метапредметные:
    • Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели.
    • Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с натуральными объектами.
    • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе.
    • Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
    • Развитие ИКТ-компетентности.
  • Предметные:
    • Умение описывать строение побега, почек, приводить примеры различных видов почек.
    • Определять части побега на рисунках и натуральных объектах.
    • Изучать и описывать строение вегетативной и генеративной почек, отмечать их различия, фиксировать результаты исследования.
    • Умение объяснять особенности развития побега из почки и приёмы управления развитием побега, сравнивать приёмы формирования побега – обрезку, прищипку, пасынкование, указывать практическое значение применения этих приёмов.
    • Объяснять роль спящих почек в жизни растения.

Оборудование:

ЭОР:

Методы:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос /работа с терминами/;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, ситуативный анализ.

Формы организации деятельности учащихся:

  • коллективная/индивидуальная: самостоятельно определяют тему урока, проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока; осуществляют рефлексию.
  • фронтальная: отвечают на вопросы;
  • кооперативно-групповая: осуществляют работу с кейсом, самооценку и взаимооценку знаний;

Используемые педагогические технологии и методы:

  • технология развивающего обучения;
  • технология коллективного обучения;
  • проектное обучение;
  • кейс-метод.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап

2 минуты

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку;

Организация внимания. Мотивация на учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать строение растений и процессы жизнедеятельности, протекающие в них.

Мы уже неоднократно убеждались в том, что знания, связанные с растениями, пригодятся нам в жизни. Надеюсь, сегодня в вашей копилке биологических знаний, прибавиться несколько интересных и полезных фактов.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя.
О чём мы будем говорить сегодня на уроке, какова тема и цель урока? Ваши предположения? А чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, вот подсказка: это – часть растения, состоящая из стебля, листьев и почек. Рассматривают таблицы, иллюстрации, высказывают предположения.

Называют побег как часть растения.

Постановка цели, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

3 минуты

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Объектом нашего исследования сегодня является побег растения. Презентация (слайд 1)

Мы определили тему нашего урока. Какую цель мы можем поставить? (слайд 2)

Цель: расширить представление о побеге растения, его частях; познакомиться со строением почек растения, их видами, значением в жизни растений.

Учащиеся предполагают, что речь идёт о побеге растения.

Формулируют цель урока.

Работа по усвоению новых знаний

17 минут

Ребята, сегодня вам предстоит не только приобретать теоретические знания, но и попытаться дать рекомендации по применению их на практике.

Учитель мотивирует учащихся на совместную работу в группах. Разъясняет алгоритм деятельности. Первый этап – изучение строения побега и почек. (слайд 3)

Задание учащимся:

1. Выясните с помощью учебника строение побега растения (с. 43-44). Выполните задание № 1 в рабочей тетради на с. 19.

Время работы – 3 минуты.

Учитель организует проверку задания, работу со слайдом презентации.

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником и рабочей тетрадью.

2. Выполните лабораторную работу. Посмотрите видеофрагменты “Строение почек сирени” и “Конус нарастания”. Рассмотрите почки сирени (целые и разрезанные). Выполните задание № 2 в рабочей тетради на с.20;

Время работы – 6 мин (2,5 + 3,5) (слайд 4)

Смотрят фрагменты учебного фильма. Рассматривают почки сирени. Работают с тетрадью и учебником.
Учитель организует первичную проверку полученных знаний. (слайд 5)

Работа с вопросами:

  • найдите черты сходства и отличия вегетативной и генеративной почек;
  • почему почка – это зачаточный побег?
“Подписывают” рисунок на слайде презентации. Сравнивают строение генеративной и вегетативной почек, называют черты их сходства и различия.
3. Найдите в тексте учебника, какой побег называется годичным. Аргументируют утверждение “почка – это зачаточный побег”
Учитель спрашивает, можно ли узнать возраст побега по внешнему виду? Демонстрирует ветку /побег/ тополя или сирени. Отвечают, что годичный побег – это побег, выросший из почки за одно лето.
Объясняет, что возраст побега можно сосчитать по рубцам, оставшимся после опадания чешуй верхушечной почки. Предлагает сосчитать возраст и годовой прирост побега, полученного командой. Раздаёт побеги каждой команде. (слайд 6)

Создаёт условия для коллективной деятельности учащихся по закреплению знаний о строении побега и почек растения

Что же мы узнали?

Хвалит учащихся за успешную работу

Высказывают свои предположения.

Подсчитывают возраст побега, измеряют прирост за один год.

Делают обобщение и выводы из коллективной работы.

Осуществляют первичный контроль знаний.

Работа по усвоению новых знаний

15 минут

Второй этап – работа над решением проблемной ситуации, описываемой в кейсе /возможность создания шахматных фигур путём фигурной стрижки-обрезки 12-летних кустов сирени/.

Учитель приглашает ребят совершить виртуальную экскурсию и рассказывает о топиарном искусстве. Рассказ сопровождается показом презентации. (слайды 7-11) Затем учитель знакомит учащихся с ситуацией, описываемой в кейсе. Приложение 1

 
Вопросы кейса:
  1. Благодаря чему осуществляется ветвление растения?
  2. Что такое прищипка и пасынкование растений, для чего применяются?
  3. Какие почки называют спящими и каково их значение в жизни растений?

Кто из ребят прав: Саша или Паша? Смогут ли ребята подготовить маме сюрприз ко Дню учителя? (слайд 12)

Работают с учебником и дополнительными материалами кейса. Готовят аргументированный ответ, кто из мальчиков прав, можно ли из 12-ти летних кустов сирени путём обрезки сформировать шахматные фигуры. Приложение 2
Работа с учебником и материалами кейса.

Время работы – 10 минут

Учитель организует коллективное обсуждение итогов работы: выслушивает мнение всех команд, разбирает возможные варианты ответа.

Затем озвучивает примерный алгоритма решения проблемы, задавая вопросы, необходимые для планирования и осуществления работ по созданию топиария. В ходе этой работы акцентирует внимание на знаниях, которые могут пригодиться при выращивании цветочной, овощной рассады, формировании кроны плодовых деревьев. (слайды 14-20)

Вывод по вопросу кейса (в этом году ко Дню учителя сделать фигурную обрезку сирени в виде шахматных фигур не удастся, т.к. в сентябре эти работы не проводят, для формирования потребуется несколько лет, сирень уже достаточно взрослая, нужно либо ждать поросли, либо выбрать иную форму для обрезки). (слайд 21)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, смотрят слайды презентации.

 

 

Участвуют в аргументации вывода по заданию кейса.

Подведение итогов урока.

Рефлексия содержания учебного материала.

4 минуты

Организует совместную работу учащихся по формулированию вывода по уроку. (слайд 22)

Вывод по уроку:

Побег у растений – сложная система, состоящая из стебля, листьев и почек;

Почка – это зачаточный побег;

Верхушечные почки увеличивают длину растения;

Боковые почки обеспечивают ветвление растения.

Рефлексия (работа с презентацией) (слайды 23-26)

Ребята, могут ли сведения, с которыми вы познакомились сегодня, пригодиться вам в жизни?

Формулируют выводы по уроку.

 

 

 

 

 

 

Ребята выполняют задания, применяя знания, полученные в ходе урока.

Высказывают свою точку зрения.

Информация о д/з.

1 минута

Параграф 8. (слайд 27)

Завершить работу с рабочими листами Приложение 2.

Задание на с. 73 (проведите наблюдение)

Записывают задание.
Рефлексия эмоционального состояния и деятельности.

3 минуты

Предлагает учащимся ответить на вопросы (слайд 28) Осуществляют рефлексию

Литература.

  1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] /И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.:Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
  2. Некоторые особенности фигурной стрижки кустов [Электронный ресурс] Режим доступа http://dachadecor.ru/kustarniki/nekotorie-osobennosti-figurnoy-strizhki-kustov
  3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] Режим доступа www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/PS_pedagog.doc
  4. Топиарные фигуры из кустарников и травянистых растений [Электронный ресурс] Режим доступа http://dizaynland.ru/topiarnoe-iskusstvo/figury-iz-kustarnikov
  5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0CDQQFjADahUKEwjZ-aPFqpLJAhWpm3IKHYdSDWo&url=http%3A%2F%2Fwww.school8nk.narod.ru%2Fstandart.docx&usg=AFQjCNFs5UsEWUEBX_igHPDJW0mBx9ij2Q&bvm=bv.107467506,d.bGQ&cad=rjt