Основной целью модернизации российского образования является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития выпускника школы - гражданина России. Стандарт ориентирован на развитие личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника основной школы”), среди которых стремление активно познавать мир, умение учиться.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, предметным результатам [5]. Именно универсальные учебные действия должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, “составляющими основу умения учиться”.
Для конструирования современного урока и реализации системно-деятельностного подхода, педагогу необходимы следующие умения: владение современными педагогическими технологиями, формами и методами обучения (проектная деятельность, ИКТ, современные психолого-педагогические технологии) [3]. В российской образовательной практике всё большее число педагогов отдаёт предпочтение интерактивным методам обучения, в том числе, кейс-методу.
Кейс-метод является разновидностью исследовательской аналитической технологии, выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой являются работа в малых группах, кооперативно-групповая деятельность и взаимный обмен информацией. Кейс-метод можно рассматривать как специфическую разновидность проектной технологии.
В предлагаемой методической разработке “Урок биологии в 6 классе по теме “Побег, строение и развитие” ФГОС ООО” мною использованы элементы кейс-метода. Анализ конкретной ситуации создаёт условия для усвоения шестиклассниками учебного материала в процессе формирования УУД, таких как работа с текстом, смысловое чтение, преобразование учебной задачи в познавательную, поиск учебной информации из разных источников, организация учебного сотрудничества. Урок сопровождается показом компьютерной презентации.
УМК: “Алгоритм успеха” Концентрический принцип изучения под ред. Пономарёвой И.Н. (Сухова Т.С., Дмитриева Т.А., Каменский А.А. и др. Базовый уровень)
Цель: На основе актуализации знаний об органах растения показать роль побега в жизни растения; познакомить учащихся со строением побега в связи с выполняемыми им функциями. Оказать помощь учащимся в формировании представлений о побеге как сложном органе растения. Способствовать формированию у учащихся знаний о видах почек и их значении в жизни растений.
Создать условия для развития умений учащихся на основании полученных сведений выявлять взаимосвязь строения и функций растительного организма; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами. Продолжить работу над развитием критического мышления: формировать умение анализировать изучаемый материал и делать самостоятельные выводы, развивать речь, творческую активность.
Создать условия для развития личностных качеств учащихся: памяти, мышления, внимания. Способствовать воспитанию внутренней мотивации к учению через подбор содержания учебного материала.
Задачи:
- Образовательные (формирование познавательных УУД): Создание условий для углубления знаний учащихся об органах растения, особенностях их строения в связи с выполняемыми функциями; о побеге как сложной системе органов, взаимосвязанных друг с другом; о функциях побегов и их значении для растения в целом. Способствовать формированию понятия о растительной почке как зачаточном побеге, видах почек, их значении в жизни растения. Давать определения понятиям, характеризующим строение побега и обобщать их.
- Развивающие (формирование регулятивных УУД): Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей (урока, деятельности в малой группе). Преобразование практической задачи в познавательную (работа с кейсом, просмотр видеофрагментов, работа с терминами, выяснение особенностей строения побега и почек). Умение самостоятельно контролировать время и управлять им. Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации в процессе работы над кейсом.
- Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Формирование умения аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами в процессе работы над заданиями учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности (работа с кейсом), культуры обмена мнениями.
- Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
- Метапредметные:
- Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели.
- Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с натуральными объектами.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе.
- Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
- Развитие ИКТ-компетентности.
- Предметные:
- Умение описывать строение побега, почек, приводить примеры различных видов почек.
- Определять части побега на рисунках и натуральных объектах.
- Изучать и описывать строение вегетативной и генеративной почек, отмечать их различия, фиксировать результаты исследования.
- Умение объяснять особенности развития побега из почки и приёмы управления развитием побега, сравнивать приёмы формирования побега – обрезку, прищипку, пасынкование, указывать практическое значение применения этих приёмов.
- Объяснять роль спящих почек в жизни растения.
Оборудование:
- Мультимедиа /телевизор, компьютер/;
- Компьютерная презентация
- Кейс “Побег, его строение и развитие” (Приложение 1);
- Рабочие листы (Приложение 2);
- Модель (рисунок) растения;
ЭОР:
- Побег http://www.youtube.com/watch?v=xHCIh-kdVEc&index=26&list=PL_QCOTUIndSFq4HU1dCfdxj3YWFtN6XkD
- Строение растительной почки http://www.youtube.com/watch?v=hqVDUhktjqA
- Таблицы “Побег”. “Строение почек”
- Натуральные объекты.
Методы:
- по источнику знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос /работа с терминами/;
- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, ситуативный анализ.
Формы организации деятельности учащихся:
- коллективная/индивидуальная: самостоятельно определяют тему урока, проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока; осуществляют рефлексию.
- фронтальная: отвечают на вопросы;
- кооперативно-групповая: осуществляют работу с кейсом, самооценку и взаимооценку знаний;
Используемые педагогические технологии и методы:
- технология развивающего обучения;
- технология коллективного обучения;
- проектное обучение;
- кейс-метод.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап 2 минуты |
Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; Организация внимания. Мотивация на учебную деятельность. Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать строение растений и процессы жизнедеятельности, протекающие в них. Мы уже неоднократно убеждались в том, что знания, связанные с растениями, пригодятся нам в жизни. Надеюсь, сегодня в вашей копилке биологических знаний, прибавиться несколько интересных и полезных фактов. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя. |
О чём мы будем говорить сегодня на уроке, какова тема и цель урока? Ваши предположения? А чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, вот подсказка: это – часть растения, состоящая из стебля, листьев и почек. | Рассматривают таблицы, иллюстрации,
высказывают предположения. Называют побег как часть растения. |
|
Постановка цели, задач урока,
мотивационная деятельность учащихся 3 минуты |
Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем
уроке? Объектом нашего исследования
сегодня является побег растения. Презентация
(слайд 1) Мы определили тему нашего урока. Какую цель мы можем поставить? (слайд 2) Цель: расширить представление о побеге растения, его частях; познакомиться со строением почек растения, их видами, значением в жизни растений. |
Учащиеся предполагают, что речь идёт о
побеге растения. Формулируют цель урока. |
Работа по усвоению новых знаний 17 минут |
Ребята, сегодня вам предстоит не только
приобретать теоретические знания, но и
попытаться дать рекомендации по применению их на
практике. Учитель мотивирует учащихся на совместную работу в группах. Разъясняет алгоритм деятельности. Первый этап – изучение строения побега и почек. (слайд 3) Задание учащимся: 1. Выясните с помощью учебника строение побега растения (с. 43-44). Выполните задание № 1 в рабочей тетради на с. 19. Время работы – 3 минуты. Учитель организует проверку задания, работу со слайдом презентации. |
Работают с учебником и рабочей тетрадью. |
2. Выполните лабораторную работу.
Посмотрите видеофрагменты “Строение почек
сирени” и “Конус нарастания”. Рассмотрите
почки сирени (целые и разрезанные). Выполните
задание № 2 в рабочей тетради на с.20; Время работы – 6 мин (2,5 + 3,5) (слайд 4) |
Смотрят фрагменты учебного фильма. Рассматривают почки сирени. Работают с тетрадью и учебником. | |
Учитель организует первичную проверку
полученных знаний. (слайд 5) Работа с вопросами:
|
“Подписывают” рисунок на слайде презентации. Сравнивают строение генеративной и вегетативной почек, называют черты их сходства и различия. | |
3. Найдите в тексте учебника, какой побег называется годичным. | Аргументируют утверждение “почка – это зачаточный побег” | |
Учитель спрашивает, можно ли узнать возраст побега по внешнему виду? Демонстрирует ветку /побег/ тополя или сирени. | Отвечают, что годичный побег – это побег, выросший из почки за одно лето. | |
Объясняет, что возраст побега можно
сосчитать по рубцам, оставшимся после опадания
чешуй верхушечной почки. Предлагает сосчитать
возраст и годовой прирост побега, полученного
командой. Раздаёт побеги каждой команде. (слайд 6) Создаёт условия для коллективной деятельности учащихся по закреплению знаний о строении побега и почек растения Что же мы узнали? Хвалит учащихся за успешную работу |
Высказывают свои предположения. Подсчитывают возраст побега, измеряют прирост за один год. Делают обобщение и выводы из коллективной работы. Осуществляют первичный контроль знаний. |
|
Работа по усвоению новых знаний 15 минут |
Второй этап – работа над решением
проблемной ситуации, описываемой в кейсе
/возможность создания шахматных фигур путём
фигурной стрижки-обрезки 12-летних кустов сирени/. Учитель приглашает ребят совершить виртуальную экскурсию и рассказывает о топиарном искусстве. Рассказ сопровождается показом презентации. (слайды 7-11) Затем учитель знакомит учащихся с ситуацией, описываемой в кейсе. Приложение 1 |
|
Вопросы кейса:
Кто из ребят прав: Саша или Паша? Смогут ли ребята подготовить маме сюрприз ко Дню учителя? (слайд 12) |
Работают с учебником и дополнительными материалами кейса. Готовят аргументированный ответ, кто из мальчиков прав, можно ли из 12-ти летних кустов сирени путём обрезки сформировать шахматные фигуры. Приложение 2 | |
Работа с учебником и материалами кейса. Время работы – 10 минут Учитель организует коллективное обсуждение итогов работы: выслушивает мнение всех команд, разбирает возможные варианты ответа. Затем озвучивает примерный алгоритма решения проблемы, задавая вопросы, необходимые для планирования и осуществления работ по созданию топиария. В ходе этой работы акцентирует внимание на знаниях, которые могут пригодиться при выращивании цветочной, овощной рассады, формировании кроны плодовых деревьев. (слайды 14-20) Вывод по вопросу кейса (в этом году ко Дню учителя сделать фигурную обрезку сирени в виде шахматных фигур не удастся, т.к. в сентябре эти работы не проводят, для формирования потребуется несколько лет, сирень уже достаточно взрослая, нужно либо ждать поросли, либо выбрать иную форму для обрезки). (слайд 21) |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя,
смотрят слайды презентации.
Участвуют в аргументации вывода по заданию кейса. |
|
Подведение итогов урока. Рефлексия содержания учебного материала. 4 минуты |
Организует совместную работу учащихся
по формулированию вывода по уроку. (слайд 22) Вывод по уроку: Побег у растений – сложная система, состоящая из стебля, листьев и почек; Почка – это зачаточный побег; Верхушечные почки увеличивают длину растения; Боковые почки обеспечивают ветвление растения. Рефлексия (работа с презентацией) (слайды 23-26) Ребята, могут ли сведения, с которыми вы познакомились сегодня, пригодиться вам в жизни? |
Формулируют выводы по уроку.
Ребята выполняют задания, применяя знания, полученные в ходе урока. Высказывают свою точку зрения. |
Информация о д/з. 1 минута |
Параграф 8. (слайд 27) Завершить работу с рабочими листами Приложение 2. Задание на с. 73 (проведите наблюдение) |
Записывают задание. |
Рефлексия эмоционального состояния и
деятельности. 3 минуты |
Предлагает учащимся ответить на вопросы (слайд 28) | Осуществляют рефлексию |
Литература.
- Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] /И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.:Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
- Некоторые особенности фигурной стрижки кустов [Электронный ресурс] Режим доступа http://dachadecor.ru/kustarniki/nekotorie-osobennosti-figurnoy-strizhki-kustov
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] Режим доступа www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/PS_pedagog.doc
- Топиарные фигуры из кустарников и травянистых растений [Электронный ресурс] Режим доступа http://dizaynland.ru/topiarnoe-iskusstvo/figury-iz-kustarnikov
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0CDQQFjADahUKEwjZ-aPFqpLJAhWpm3IKHYdSDWo&url=http%3A%2F%2Fwww.school8nk.narod.ru%2Fstandart.docx&usg=AFQjCNFs5UsEWUEBX_igHPDJW0mBx9ij2Q&bvm=bv.107467506,d.bGQ&cad=rjt