Цели – изучить общую характеристику насекомых.
Задачи:
- развивать представление учащихся о насекомых, их роли в природе и практического значения для человека.
- продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию через технологию критического мышления.
- осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Оборудование: карточки с текстом для каждого учащегося, модуль ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/8263/klass-nasekomye.html
Учебник: Захаров В.Б. Сонин Н.И. Издание: 4-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2011
Ход урока
I. Стадия вызова.
С целью актуализации знаний учитель предлагает учащимся попробовать вспомнить, что они знают о насекомых. Ученики знают, что эти животные относятся к типу членистоногие, обитают во всех средах жизни, имеют крылья, шесть ног, вредят сельскому хозяйству т.д. Кроме выявления имеющихся знаний учитель предлагает ученикам подумать над тем, что бы они хотели узнать о насекомых. Учитель предлагает записать все предположения, используя приём “Кластеры”. Примерный кластер:
Учитель обсуждает кластер вместе с учащимися и записывает основные положения на доске, а затем предлагает обратиться к тесту.
II. Стадия осмысления содержания
Для того, чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. Учащиеся читают текст, ставя на полях специальные пометки. (Приложение 1)
“v” – это я знаю;
“+” – новая информация;
“-” – информация, противоречащая моим знаниям;
“?” – хотел бы узнать об этом побольше.
После проработки текста учащиеся заполняют таблицу.
“v” | “+” | “-” | “?” |
Тип членистоногие, населяют все среды жизни, имеют 6 ног крылья, хитиновый покров, фасетки, усики, личиночная стадия. | Наличие дыхалец, разные типы ротовых аппаратов и конечностей, домашние насекомые. | Даже водные насекомые дышат атмосферным воздухом. | О питании и передвижении насекомых, муравьи, которые доят тлей. |
Затем учащиеся вместе с учителем обсуждают таблицу, особенно пункт хочу знать, т.к. через него осуществляется переход к изучению типов ротовых аппаратов и конечностей насекомых.
Конечности и типы ротовых аппаратов рассматриваются при помощи модуля ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/8263/klass-nasekomye.html
III. Стадия рефлексии.
На данной стадии учащимся предлагается вернуться к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Затем ребята высказываются с тем, что у них получилось и учитель дополняет схему на доске.
Домашнее задание: прочитать параграф в учебнике на странице 158, отдельные ученики могут подготовить доклады о некоторых отрядах насекомых.