Решение экспериментальных задач по теме "Теплопроводность". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.
Кант Иммануил

1. Организационный момент.

Создание комфортной психологической обстановки. Приветствие. Пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Какую тему мы изучали? (Количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяющееся при охлаждении)

Учитель: С какими величинами мы познакомились? (Температура, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества)

Учитель: Повторим, что мы знаем об этих величинах. Для этого выполним короткий тест.

Выполнение теста. (Приложение 1).Взаимопроверка в парах (правильные ответы записаны на доске).

3. Постановка проблемы.

Учитель: Посмотрите на рабочие места. Что вы видите на лотках? (Измерительные приборы, оборудование)

Учитель: Для чего оно предназначено? (Для проведения эксперимента, опыта, исследования)

Учитель: Так что же мы будем делать на уроке? (Проводить эксперимент, опыт)

Учитель: Мы проводим эксперимент для чего? (Для решения задач)

Учитель: Будем решать экспериментальные задачи. Записываем тему урока “Решение экспериментальных задач по теме “Теплопроводность””.

4. Основная часть (Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков).

Учитель: У каждого на парте лежит задание. Внимательно прочитайте и подумайте, как будете решать поставленную задачу. Для облегчения работы прикладывается план выполнения работы. (Приложение 2, приложение 3, приложение 4)

Задания выполняйте на выданных вам листах. Каждый из вас получит оценку за выполненную работу. В случае затруднения можно обратиться за помощью к учителю.

5. Подведение итогов.

Выступления учащихся (по одному от каждой группы) после выполнения заданий, в котором они знакомят с решением экспериментальной задачи весь класс. Подведение итогов о теплоемкости и теплопроводности различных материалов и об их практическом использовании. Вывод с записью в тетрадь.

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов урока.

Учитель: Чему вы сегодня научились? (ответы учеников).

Учитель: А теперь оцените, как для вас прошел урок. Выберите соответствующий “ смайлик” и изобразите его на своем рабочем листе. Нарисуйте “смайлик” своего настроения (Приложение 5).

8. Выставление оценок (самооценка).

9. Домашнее задание (на выбор):

  • Составить кроссворд по теме (мин. 10 вопросов)
  • Составить расчетную задачу на определение теплоемкости, оформить и решить ее.

Технологическая карта урока

Предмет: Физика 8 класс

Цель урока: создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях при решении экспериментальных задач.

Задачи урока:

  • Организовать исследовательскую деятельность, проверить умения применять понятие теплопроводности, количества теплоты, удельной теплоемкости при выполнении эксперимента;
  • Познакомить с методами и этапами научного познания;
  • Формировать аккуратность при проведении эксперимента;
  • Содействовать развитию интереса к предмету;
  • Содействовать развитию коммуникативных навыков в процессе выполнения работы;
  • Способствовать развитию логического мышления.

Учебно-методическое обеспечение: Физика 8 кл. Перышкин А.В., Гутник Е.М.,М. “Дрофа”, 2014 г.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Вид урока: практикум

Методы обучения: метод использования знаний, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: фронтальная групповая, индивидуальная

Необходимое оборудование: На доске: ответы к вопросам теста закрыты; после повторения изученной темы появляются правильные ответы для осуществления взаимопроверки.

На парте: для каждой группы ход проведения эксперимента; комплект оборудования согласно поставленной задаче и для каждого в группе распечатка по выполнению работы для занесения данных в таблицу, построения графика (если требуется); для каждой группы комплект оборудования (пробирки с опилками и песком, термометры, сосуд с горячей водой, пробирка с водой и с дробью и водой, спиртовки, держатели для пробирок, термос и банка с одинаковым количеством горячей воды, термометры)

При подготовке экспериментальных заданий используется дифференцированный подход, учитывается объем и сложность заданий соответствующих определенному уровню подготовленности учеников.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный момент. Приветствие учащихся, Создание комфортной психологической обстановки. Проверяют готовность к уроку, слушают учителя, психологический настрой. Р: самоконтроль (проверяют наличие учебных принадлежностей)

Л: осознание своих эмоций

2 Актуализация знаний Организует обсуждение по предложенному плану, позволяющее осуществить переход к приобретению новых знаний, проводит тест на проверку знания понятийного аппарата Участвуют в обсуждении; делают необходимые записи в тетради; выполняют тест Р: определяют цель, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели

К: понимают позицию другого, корректируют своё мнение

Л: вырабатывают уважительное и доброжелательное отношение к окружающим

3 Постановка проблемы Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, создаёт условия для формулирования общей цели и темы урока, делает записи на доске по ходу урока Высказывают мнения, определяют цель, предлагают тему; поиск способа решения проблемы. П: анализируют, делают выводы, рассуждают; сравнивают величины

К: излагают своё мнение, понимают позицию другого, корректируют своё мнение

Л: аргументировать оценивать свои и чужие ответы, вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к “непохожим” на себя

4 Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Предоставляет достаточное количество материала, который поможет учащимся выполнить работу, составить план действий, организует работу в группах, направляет учащихся (по их требованию) Работают в группах, составляют план предстоящей деятельности, повторяют правила техники безопасности при выполнении эксперимента, выполняют экспериментальное задание, обобщают результаты эксперимента, делают вывод, записи на рабочих листах П: анализировать, обобщать, сравнивать, представлять информацию в разных формах

Р: выдвигать версии, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели

К: понимать позицию другого, излагать свое мнение, организация работы в паре, осознанно использовать речевые, создавать устные и письменные тексты, преодолевать конфликты

Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, вырабатывать уважительное отношение к другому, осваивать социальные роли и правила

5 Подведение итогов Предлагает учащимся озвучить свои результаты, проверить правильность выполнения, выполнить самооценку. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, высказывают оценочные суждения, отмечают успешные ответы одноклассников, выполняют самопроверку. П: анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать аналогию

Р: оценивать степень и способы достижения цели

К: излагать свое мнение, использовать речевые средства

Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, вырабатывать уважительное отношение к другому, осваивать социальные роли и правила

6 Рефлексия Предлагает заполнить карточку рефлексии Учащиеся делают итоговую самооценку собственной деятельности на уроке, в продвижении, в саморазвитии П: анализировать, обобщать, сравнивать

Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои достижения

7 Домашнее задание Озвучивает домашнее задание (на выбор) Записывают домашнее задание (оценивают свои силы при его выполнении) Л: осознавать свои эмоции, адекватно оценивать свои силы для выполнения задания.