Цель: обобщить знания детей за курс обучения грамоте; создать положительный настрой и мотивацию к изучению нового предмета “Литературное чтение”.
Ход мероприятия
Ученик.
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнём.
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём.
Учитель:
Добрый день, дорогие гости. Сегодня у ребят необычный праздник, немного волнительный. Они закончили изучать первую школьную книгу – “Азбуку”, выучили все буквы и теперь свободно могут прочитать любую книгу. Давайте громкими аплодисментами поздравим их с первой школьной победой.
- Ребята, праздник начинаем, а самой главной гостьи на нашем празднике нет. Вы догадались, кого? Конечно же, Азбуки. Она появится тогда, когда вы сможете отгадать её имя, почему её так назвали.
(Входит Азбука)
Азбука:
Здравствуйте, ребята.
Я – Азбука, учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
любую книжку прочитать
без всякого труда.
Учитель:
Ну что, уважаемая Азбука, проходи, занимай почётное место на нашем празднике и посмотри чему научились ребята, путешествуя по твоим страницам.
Азбука – родная книжка
Для девчонки и мальчишки.
В Азбуке – загадки, сказки,
И картинки в ярких красках,
Буквы, слоги и слова-
Закружилась голова.
Ученик.
Ежедневно по утрам
Заниматься нужно нам.
Мы с доски не сводим глаз.
А учитель учит нас.
Учитель:
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим...
Все: Звуки
Учитель: Звуки эти разные -
Все: Гласные, согласные
Ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель: Сейчас поиграем.
(Игра “Засели домики”. Дети в образе букв под музыку передвигаются по классу. Как только смолкнет музыка, они должны каждый забежать в свой домик. “Домики” - родители, у которых в руках изображение крыши синего цвета – для согласных букв и крыши красного цвета – для гласных букв. Карточки с буквами по числу обучающихся в классе. )
(встают в две шеренги друг напротив друга)
- А сейчас каждая буква представится (читают стихи)
Ю: Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка что случилось:
Получилась буква Ю.Е:
На дворе - такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась-
Буква Е зато осталась.Ё:
Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.О:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла,
До того она кругла-
Покатиться бы могла.Ы:
Вот бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой – увы!
Мы слыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.А:
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита,
А узнать её легко –
Ноги ставит широко.Й:
Эта буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На плечах её сидит.П: Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись!
Подойди да подтянись!К:
На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.Т:
Т – в антенну превратилась
И на доме очутилась.Ж:
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа.
Майский жук в руке жужжит,
Эта буква – тоже!З:
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.Х:
Хохотушка буква Х
Рассмеялась: “Ха-ха-ха!”Д:
Этот домик – буква Д
В домике окошко,
Из трубы идёт дымок,
А в окошке – кошка.М:
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Учитель:
- В азбуке живут буквы, которые не относятся ни к гласным, ни к согласным. Что же это за буквы? (ь,ъ)
- А кто знает стихи про эти буквы?
(ученики читают стихи)
Ь:
Нарисуем мягкий знак
Нежной капелькой, вот так!
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.
Ъ:
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост.
-Ш-Ш-Ш- я вам не угрожаю,
Твёрдый знак изображаю
Учитель: - А знаете ли вы песню про азбуку?
(Песня “Азбука” слова З.Петровой, муз.А.Островского)
Учитель:
- А кто знает, как называется порядок букв? (Алфавит)
- Кто сможет рассказать алфавит наизусть?
- А сейчас игра “ Собери букву”
(Карточка с буквой Я разрезана на 4 части и помещена на оборотной стороне доски. Ученик в роли Азбуки вызывает ребят к доске для составления буквы)
- Что вы знаете об этой букве? (гласная, стоит в конце алфавита, “хитрая” - может обозначать 2 звука)
- Сейчас разыграем сценку и вы узнаете, почему буква Я стоит в алфавите в самом конце.
(разыгрывается сценка про букву Я)
Учитель:
Изучая буквы и складывая их в слоги, ребята постепенно шаг за шагом начали читать слова, предложения и даже целые тексты. Ещё раз хочется поздравить вас, ребята, с этой победой.
(проводит игру “Типография”: 2 команды по 8 человек в каждой, 2 комплекта карточек с буквами, образующими слово “ГРАМОТЕЙ”. По команде ведущего дети составляют слово “ГРАМОТЕЙ”. Затем делают шаг вперёд для составления следующих слов:
- Герой
- Море
- Тема
- Гром
- Гора
- Март
Учитель: Вот и пришла пора попрощаться с “Азбукой” и поблагодарить её за то, чему она вас научила.
Ученик:
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо -
Расставаться нам пора!
Ученик:
Спасибо, азбука, тебе!
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе!
Теперь уже настал тот час,
Когда уходишь ты от нас!
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт
Азбука:
- Я рада, ребята, что помогла вам в овладении чтением. Изучив все мои страницы, вы получили ключ ко всем книгам. Но я с вами не прощаюсь, а говорю только: “ До свидания!”, т.к. на смену мне приходит к вам другая учебная книга, которая называется “Литературное чтение”. (выходит ученик)
Литературное чтение:
- Здравствуйте, ребята.
Учитель:
Здравствуй, гостья дорогая,
Проходи сюда скорей.
Расскажи нам про Отчизну,
Про природу, про друзей.
Все:
Рады мы с тобой дружить,
Будем дружбой дорожить.
Литературное чтение:
- Книга всё тебе расскажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся,
Где тепло, а где мороз
Листья все стряхнул с берёз.
Если книгу почитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь,
И сильней её полюбишь.
Учитель:
На нашем празднике присутствует хозяйка нашего школьного книжного дома (представляет школьного библиотекаря)
(слово библиотекарю: посвящение в читатели)
(Внеклассное мероприятие заканчивается чаепитием)