Цель: Развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать свое мнение.
Задачи:
- развивать представление о композиции рассказа, об идее художественного произведения;
- о слове как средстве создания художественного образа;
- способствовать развитию читательского интереса;
- формировать систему читательских умений (анализ произведения, рисунок)
- учить определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе (борьбы добра и зла); воспитывать гуманное отношение к животным;
- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные действия:
- умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
- умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Познавательные действия:
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
- подбирать слова-определения для характеристики героев;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные действия:
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
- оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;
- самостоятельно работать с учебником;
Коммуникативные действия:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
- ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение.
Оборудование. Учебник “Литературное чтение. 3 класс. Ч.1” (Э.Э. Кац); иллюстрации к рассказам “Кот Ворюга”; рабочий лист к уроку (Приложение 1); сердечки для проведения рефлексии; словарь русского языка (Ожегов С.И.)
Ход урока
1. Формулирование темы и цели урока.
- Урок литературного чтения. Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках чтения.
- Выполним 1-е задание. Прочитайте его.
Д: Рассмотри обложки книг, которые нарисовал художник. Подумай, как с их помощью определить фамилию автора?
Д: На доске я вижу обложку книги К. Паустовского “Барсучий нос” и обложку книги К. Паустовского “Подарок”, значит, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением К.Г. Паустовского.
У: Назовите первую часть темы урока.
У: Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.
Тема:
К.Г. Паустовский
У: Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание.
Прочитайте его.
У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.
Тема:
К.Г. Паустовский “КОТ ВОРЮГА”
У: Назовите тему урока полностью.
Д: Тема урока: “Константин Георгиевич Паустовский и его произведение “КОТ ВОРЮГА”.
У: Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.
Цель:
- расширить знания о Ж и Т ... ...;
- познакомиться с произведением ... ... “ ... ...”;
- учиться ??? ... “ ... ...”.
Учащиеся отвечают:
- Расширить знания о жизни и творчестве Константина Георгиевича Паустовского;
- Познакомиться с произведением К.Г. Паустовского “КОТ ВОРЮГА”;
- Учиться читать и анализировать произведение К.Г. Паустовского “КОТ ВОРЮГА”.
2. Подготовительная работа.
Учитель открывает на доске портрет писателя.
У: Начнем работу над первой частью цели урока.
- Вспомните, что вы знаете о Константине Георгиевиче Паустовском?
Информация об авторе
Константин Паустовский родился в Москве, кроме него в семье было еще трое детей – два брата и сестра. Отец его был неисправимым мечтателем и поэтому много ездил по стране. Мать всю себя отдавала воспитанию детей.
Учился Костя в Киеве в классической гимназии, там были хорошие учителя литературы, русского языка и истории, поэтому учащиеся знали и любили литературу, очень много читали. Здесь Костя начал писать стихи и рассказы.
Но, прежде чем стать писателем, Паустовский переменил много профессий. Он был вожатым и кондуктором трамвая, рабочим на заводе, рыбаком, санитаром, учителем литературы, был военным корреспондентом в Великую Отечественную войну.
Константин Георгиевич побывал во многих уголках нашей страны. Но особенно горячо любил он Мещёру – сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью.
У: Дополним мой рассказ о К.Г. Паустовском, прочитав сведения из рубрики задания № 3 “В гостях у автора”.
У: Что нового узнали о К.Г. Паустовском из моего рассказа и рубрики “В гостях у автора”?
У: Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.
Словарная работа
У: В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить. Выполним задание №4.
У: Прочитайте слова 1 столбика. (Учитель открывает слова на доске: лаз, кукан, отчаяние, тесовая).
У: Прочитайте значения этих слов во 2 столбике.
Соедините слова с их значением.
У: Кто нашел значение первого слова?
- Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть.
У: Каково значение второго слова?
- Кукан - сетка для хранения пойманной рыбы.
Назовите значение 3 слова.
Отчаяние – состояние крайней безнадежности.
У: Прочитайте значение четвертого слова.
- Тесовая - сделанная из теса (тонких досок)
Антиципация.
У: По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, по началу и концу произведения предположите, о чем пойдет речь.
Начало произведения. Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.
Конец произведения. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.
2-3 ученика высказывают свои предположения.
3. Первичное чтение учителем.
У: Проверим наши предположения. Послушайте произведение К.Г. Паустовского “КОТ ВОРЮГА”. ( Учитель читает произведение. Ученики следят по тексту.)
4. Проверка первичного восприятия.
У: О чем это произведение?
У: Подтвердились ли ваши предположения?
У: Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником “Моя шкатулка” на странице 12-17.
5. Анализ произведения.
У: Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.
У: Можете пользоваться справочником “Моя шкатулка” на странице 113.
У: - Обоснуйте каждый признак произведения.
Признаки рассказа
|
Д: Мы прочитали рассказ.
У: - Обозначим его моделью. (Ученики обозначают в рабочем листе жанр произведения рассказ - квадратом)
У: Определите тему рассказа.
Д: Этот рассказ о животных, о людях. (коричневый и оранжевый квадрат)
У: Обозначьте жанр и тему произведения моделью в рамочке в рамочке.
Тема:
К.Г. Паустовский “КОТ ВОРЮГА”
У: - Мы реализовали 2-ю часть цели урока.
Вторичное чтение.
У: Прочитаем третью часть цели урока.
Д: Будем учиться анализировать произведение “Кот Ворюга”
У: Проанализируем текст, выполнив задание № 5 на листочках. Прочитаем его.
У: Для того, чтобы ответить на вопросы к первой части рассказа, перечитаем ее.
Ученики перечитывают первую часть произведения.
У: Прочитаем первый вопрос.
Д: Почему автор и его друг Рустам пришли в отчаяние?
Д: В первом вопросе допущена ошибка. Надо задать вопрос так:
Почему автор и его друг Рувим пришли в отчаяние?
У: Кому ты адресуешь свой вопрос?
У: Прочитаем второй вопрос.
Д: Как выглядел кот?
После ответа на вопрос учитель добавляет на доску карточки: рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста.
У: Что можно сказать о характере кота по его внешнему виду? (Учитель добавляет на доску карточки: бродяга, бандит, кот, потерявший всякую совесть).
Вывод учителя: Окрас кота неслучаен и является важной деталью для понимания характера. Рыжий цвет, т.е. огненно-красный - символ отваги, мужества, бесстрашия. Животное с таким окрасом не может быть тихой, покладистой кошечкой. Это боец, сорванец. Оторванное ухо и обрубленный хвост - память о былых приключениях.
Д: Почему кота прозвали Воришкой?
Д: Почему кота прозвали Ворюгой?
У: Докажите это словами из текста.
(Дети зачитывают со слов: “он воровал все...” до конца первой части произведения).
Вывод учителя:
Рассказчик и его друзья дают коту - разбойнику кличку Ворюга. Не вор, не хулиган, не бандит, а именно ВОРЮГА. Суффикс данного слова подчеркивает пренебрежительное отношение к коту, несет негативную эмоциональную оценку героя.
У: Какие чувства у вас вызывает описание в этой части “бандитских проделок” кота?
У: Хотелось ли вам, чтобы кот был пойман и наказан?
У: Продолжим анализ. Для этого перечитаем вторую часть рассказа. (Ученики перечитывают вторую часть).
У: Прочитаем вопросы ко второй части рассказа.
У: Кто восстановил первый вопрос?
1) О каких новых деталях портрета кота сообщил автор в этой части рассказа? (тощий, огненно – рыжий, с белыми подпалинами на животе)
2) В чем причина воровства кота?
Вывод: Кот в рассказе Паустовского не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.
3) Почему кота поручили поймать именно Леньке?
Д: Ленька, как и кот, славился бесстрашием и ловкостью. Два храбреца и ловкача, два равных соперника.
4) Почему автор пишет, что пойманный кот “Ждал, зажмурив глаза”?
5) Как изменило кота добро людей? (Учитель добавляет карточки на доску: воровал - перестал воровать).
6) Как автор называет кота в конце рассказа? (Учитель добавляет карточки на доску: хозяин, сторож, милиционер).
7) Какая мысль писателя скрыта в чудесном превращении из кота ворюги в кота милиционера?
У: Используя опорную схему на доске, дайте характеристику главному герою.
Ученики составляют связный рассказ по опорным словам.
У: А теперь дополните характеристику главного героя, используя справочник “Моя шкатулка” на стр. 66-69.
Обобщающее слово учителя.
“Кот Ворюга” не просто рассказ о приключениях кота, а история обретения дружбы, взаимопомощи, доброты. Все животные, как и человек, чувствуют боль, страх, радость жизни.
Не только добрые слова необходимы им, а прежде всего добрые действия по отношению к бродячим животным: накормить голодную собаку, кошку, пусть облезлую, “с подпалинами”, грязную – ведь это человек довёл её до такого состояния. Константин Георгиевич Паустовский призывает нас с вами быть добрыми, любознательными, чутким и отзывчивыми по отношению к животным и окружающей нас природе.
5. Творческая работа.
Выполним задание № 7 на листочках. Прочитаем его.
Впиши в овалы первой строки чувства, которые испытал к людям кот ворюга и кот милиционер.
Примерные ответы учеников: ужас – настороженность - доверчивость; страх – волнение – любовь.
У: Какие чувства у тебя вызвал кот ворюга и кот милиционер? Обозначь цветом. Обоснуй свой выбор.
6. Домашнее задание.
У: Дома вы прочитаете рассказ еще раз и выполните необычное задание.
Прочитаем задание №8* на листочках.
У: У каждого из вас есть лист приложения с изображением главного героя рассказа
К.Г. Паустовского. Используя рисунки из приложения (Рисунок 1 и Рисунок 2), вы смоделируете обложку книги на выбор к прочитанному рассказу “КОТ ВОРЮГА” или к своей придуманной истории об этом герое.
Рис. 1
Рис. 2
7. Рефлексия.
У: Какой образ кота вам понравился больше, кота ВОРЮГИ или кота МИЛИЦИОНЕРА? Обозначьте свой выбор, прикрепив сердечко к той иллюстрации, где кот вызывает у вас симпатию.
У: Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен.
Используемая литература.
- Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник.- Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2014.- 144 с.: илл.
- Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя.- Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2015.- 128 с.