Урок чтения рассказа К.Г.Паустовского "Кот-ворюга" с использованием справочных материалов

Разделы: Начальная школа


Цель: Развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать свое мнение.

Задачи:

  • развивать представление о композиции рассказа, об идее художественного произведения;
  • о слове как средстве создания художественного образа;
  • способствовать развитию читательского интереса;
  • формировать систему читательских умений (анализ произведения, рисунок)
  • учить определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе (борьбы добра и зла); воспитывать гуманное отношение к животным;
  • формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные действия:

  • умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Познавательные действия:

  • читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
  • подбирать слова-определения для характеристики героев;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные действия:

  • принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
  • оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;
  • самостоятельно работать с учебником;

Коммуникативные действия:

  • реализовывать потребность в общении со сверстниками;
  • эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
  • понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
  • высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
  • ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение.

Оборудование. Учебник “Литературное чтение. 3 класс. Ч.1” (Э.Э. Кац); иллюстрации к рассказам “Кот Ворюга”; рабочий лист к уроку (Приложение 1); сердечки для проведения рефлексии; словарь русского языка (Ожегов С.И.)

Ход урока

1. Формулирование темы и цели урока.

- Урок литературного чтения. Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках чтения.

- Выполним 1-е задание. Прочитайте его.

Д: Рассмотри обложки книг, которые нарисовал художник. Подумай, как с их помощью определить фамилию автора?

Д: На доске я вижу обложку книги К. Паустовского “Барсучий нос” и обложку книги К. Паустовского “Подарок”, значит, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением К.Г. Паустовского.

У: Назовите первую часть темы урока.

У: Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.

Тема:

К.Г. Паустовский
 

У: Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание.

Прочитайте его.

У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.

Тема:

К.Г. Паустовский
“КОТ ВОРЮГА”

У: Назовите тему урока полностью.

Д: Тема урока: “Константин Георгиевич Паустовский и его произведение “КОТ ВОРЮГА”.

У: Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Цель:

  • расширить знания о Ж и Т ... ...;
  • познакомиться с произведением ... ... “ ... ...”;
  • учиться ??? ... “ ... ...”.

Учащиеся отвечают:

  • Расширить знания о жизни и творчестве Константина Георгиевича Паустовского;
  • Познакомиться с произведением К.Г. Паустовского “КОТ ВОРЮГА”;
  • Учиться читать и анализировать произведение К.Г. Паустовского “КОТ ВОРЮГА”.

2. Подготовительная работа.

Учитель открывает на доске портрет писателя.

У: Начнем работу над первой частью цели урока.

- Вспомните, что вы знаете о Константине Георгиевиче Паустовском?

Информация об авторе

Константин Паустовский родился в Москве, кроме него в семье было еще трое детей – два брата и сестра. Отец его был неисправимым мечтателем и поэтому много ездил по стране. Мать всю себя отдавала воспитанию детей.

Учился Костя в Киеве в классической гимназии, там были хорошие учителя литературы, русского языка и истории, поэтому учащиеся знали и любили литературу, очень много читали. Здесь Костя начал писать стихи и рассказы.

Но, прежде чем стать писателем, Паустовский переменил много профессий. Он был вожатым и кондуктором трамвая, рабочим на заводе, рыбаком, санитаром, учителем литературы, был военным корреспондентом в Великую Отечественную войну.

Константин Георгиевич побывал во многих уголках нашей страны. Но особенно горячо любил он Мещёру – сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью.

У: Дополним мой рассказ о К.Г. Паустовском, прочитав сведения из рубрики задания № 3 “В гостях у автора”.

У: Что нового узнали о К.Г. Паустовском из моего рассказа и рубрики “В гостях у автора”?

У: Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.

Словарная работа

У: В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить. Выполним задание №4.

У: Прочитайте слова 1 столбика. (Учитель открывает слова на доске: лаз, кукан, отчаяние, тесовая).

У: Прочитайте значения этих слов во 2 столбике.

Соедините слова с их значением.

У: Кто нашел значение первого слова?

  • Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть.

У: Каково значение второго слова?

  • Кукан - сетка для хранения пойманной рыбы.

Назовите значение 3 слова.

Отчаяние – состояние крайней безнадежности.

У: Прочитайте значение четвертого слова.

  • Тесовая - сделанная из теса (тонких досок)

Антиципация.

У: По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, по началу и концу произведения предположите, о чем пойдет речь.

Начало произведения. Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь.

Конец произведения. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.

2-3 ученика высказывают свои предположения.

3. Первичное чтение учителем.

У: Проверим наши предположения. Послушайте произведение К.Г. Паустовского “КОТ ВОРЮГА”. ( Учитель читает произведение. Ученики следят по тексту.)

4. Проверка первичного восприятия.

У: О чем это произведение?

У: Подтвердились ли ваши предположения?

У: Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником “Моя шкатулка” на странице 12-17.

5. Анализ произведения.

У: Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.

У: Можете пользоваться справочником “Моя шкатулка” на странице 113.

У: - Обоснуйте каждый признак произведения.

Признаки рассказа
  1. Повествование о реальных событиях.
  2. Небольшой объём.
  3. Немного действующих лиц.
  4. Описание одного эпизода.

Д: Мы прочитали рассказ.

У: - Обозначим его моделью. (Ученики обозначают в рабочем листе жанр произведения рассказ - квадратом)

У: Определите тему рассказа.

Д: Этот рассказ о животных, о людях. (коричневый и оранжевый квадрат)

У: Обозначьте жанр и тему произведения моделью в рамочке в рамочке.

Тема:

К.Г. Паустовский
“КОТ ВОРЮГА”

У: - Мы реализовали 2-ю часть цели урока.

Вторичное чтение.

У: Прочитаем третью часть цели урока.

Д: Будем учиться анализировать произведение “Кот Ворюга”

У: Проанализируем текст, выполнив задание № 5 на листочках. Прочитаем его.

У: Для того, чтобы ответить на вопросы к первой части рассказа, перечитаем ее.

Ученики перечитывают первую часть произведения.

У: Прочитаем первый вопрос.

Д: Почему автор и его друг Рустам пришли в отчаяние?

Д: В первом вопросе допущена ошибка. Надо задать вопрос так:

Почему автор и его друг Рувим пришли в отчаяние?

У: Кому ты адресуешь свой вопрос?

У: Прочитаем второй вопрос.

Д: Как выглядел кот?

После ответа на вопрос учитель добавляет на доску карточки: рыжий, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста.

У: Что можно сказать о характере кота по его внешнему виду? (Учитель добавляет на доску карточки: бродяга, бандит, кот, потерявший всякую совесть).

Вывод учителя: Окрас кота неслучаен и является важной деталью для понимания характера. Рыжий цвет, т.е. огненно-красный - символ отваги, мужества, бесстрашия. Животное с таким окрасом не может быть тихой, покладистой кошечкой. Это боец, сорванец. Оторванное ухо и обрубленный хвост - память о былых приключениях.

Д: Почему кота прозвали Воришкой?

Д: Почему кота прозвали Ворюгой?

У: Докажите это словами из текста.

(Дети зачитывают со слов: “он воровал все...” до конца первой части произведения).

Вывод учителя:

Рассказчик и его друзья дают коту - разбойнику кличку Ворюга. Не вор, не хулиган, не бандит, а именно ВОРЮГА. Суффикс данного слова подчеркивает пренебрежительное отношение к коту, несет негативную эмоциональную оценку героя.

У: Какие чувства у вас вызывает описание в этой части “бандитских проделок” кота?

У: Хотелось ли вам, чтобы кот был пойман и наказан?

У: Продолжим анализ. Для этого перечитаем вторую часть рассказа. (Ученики перечитывают вторую часть).

У: Прочитаем вопросы ко второй части рассказа.

У: Кто восстановил первый вопрос?

1) О каких новых деталях портрета кота сообщил автор в этой части рассказа? (тощий, огненно – рыжий, с белыми подпалинами на животе)

2) В чем причина воровства кота?

Вывод: Кот в рассказе Паустовского не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

3) Почему кота поручили поймать именно Леньке?

Д: Ленька, как и кот, славился бесстрашием и ловкостью. Два храбреца и ловкача, два равных соперника.

4) Почему автор пишет, что пойманный кот “Ждал, зажмурив глаза”?

5) Как изменило кота добро людей? (Учитель добавляет карточки на доску: воровал - перестал воровать).

6) Как автор называет кота в конце рассказа? (Учитель добавляет карточки на доску: хозяин, сторож, милиционер).

7) Какая мысль писателя скрыта в чудесном превращении из кота ворюги в кота милиционера?

У: Используя опорную схему на доске, дайте характеристику главному герою.

Ученики составляют связный рассказ по опорным словам.

У: А теперь дополните характеристику главного героя, используя справочник “Моя шкатулка” на стр. 66-69.

Обобщающее слово учителя.

“Кот Ворюга” не просто рассказ о приключениях кота, а история обретения дружбы, взаимопомощи, доброты. Все животные, как и человек, чувствуют боль, страх, радость жизни.

Не только добрые слова необходимы им, а прежде всего добрые действия по отношению к бродячим животным: накормить голодную собаку, кошку, пусть облезлую, “с подпалинами”, грязную – ведь это человек довёл её до такого состояния. Константин Георгиевич Паустовский призывает нас с вами быть добрыми, любознательными, чутким и отзывчивыми по отношению к животным и окружающей нас природе.

5. Творческая работа.

Выполним задание № 7 на листочках. Прочитаем его.

Впиши в овалы первой строки чувства, которые испытал к людям кот ворюга и кот милиционер.

Примерные ответы учеников: ужас – настороженность - доверчивость; страх – волнение – любовь.

У: Какие чувства у тебя вызвал кот ворюга и кот милиционер? Обозначь цветом. Обоснуй свой выбор.

6. Домашнее задание.

У: Дома вы прочитаете рассказ еще раз и выполните необычное задание.

Прочитаем задание №8* на листочках.

У: У каждого из вас есть лист приложения с изображением главного героя рассказа

К.Г. Паустовского. Используя рисунки из приложения (Рисунок 1 и Рисунок 2), вы смоделируете обложку книги на выбор к прочитанному рассказу “КОТ ВОРЮГА” или к своей придуманной истории об этом герое.

Рис. 1

Рис. 2

7. Рефлексия.

У: Какой образ кота вам понравился больше, кота ВОРЮГИ или кота МИЛИЦИОНЕРА? Обозначьте свой выбор, прикрепив сердечко к той иллюстрации, где кот вызывает у вас симпатию.

У: Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен.

Используемая литература.

  1. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник.- Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2014.- 144 с.: илл.
  2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя.- Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2015.- 128 с.