Базовый учебник: Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа.
Цель урока: выяснить, что такое “механическая работа” с физической точки зрения
Задачи:
Обучающие:
- Выяснить физический смысл понятия “механическая работа”;
- Познакомиться с ней как с новой физической величиной: обозначение, единицы измерения, формула для расчета;
- Вывести условия совершения работы и научиться распознавать примеры совершения работы
- Определять в каком случае совершается работа положительная, отрицательная или нулевая работа;
Развивающие:
- развить у учеников умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
- способствовать развитию у учащихся речи, мышления, внимания;
- развивать умение работать с учебником, текстом, схемами, рисунками, дополнительной литературой;
Воспитательные:
- способствовать формированию навыков поисково-исследовательской работы;
- способствовать повышению интереса к предмету через практическую значимость изучаемого материала;
Технология: технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, мультимедийная презентация, ПК (по количеству учащихся в классе).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Презентация учителя 1 | Приветствует учащихся, проверяет их
готовность. (Презентация 1, слайд 1) - Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? - Как вы должны сегодня работать, чтобы соответствовать пословице? |
Приветствуют учителя Отвечают |
2 |
2. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Что может изменить скорость тела? - Посмотрите на рисунки и определите, какие силы приложены к телу в каждом случае. (Презентация 1, слайд 2) - Что мы можем сказать о равнодействующей силе, если тело покоится? (= 0) - А если движется равномерно прямолинейно? (= 0) Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если отгадаете ребус. (Работа) - О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О работе) - Почему я на начало урока взяла именно такую пословицу? - Мы с вами какой раздел физики изучаем? (Механика) - Значит, какую работу сегодня будем изучать? (Механическую работу) Откройте тетради и запишите тему урока “Механическая работа” - Мама идет домой с тяжелыми сумками. Та же мама с теми же сумками, но стоит и разговаривает со знакомой. В каком случае мы можем говорить о том, что мама совершает работу? |
Сила
Отвечают
Записывают число и тему урока |
3 | |
3. Выявление места и причины затруднений | - Чего мы не знаем, чтобы однозначно ответить на вопрос? | Мы не знаем что такое “Работа”. | 1 | |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Работу можно измерить или нет? Почему? | Да Отвечают | 2 | |
- Тогда, чем является работа (величиной, законом, ...) | Величина | |||
Давайте составим кластер вопросов, которые нам надо разобрать сегодня на уроке. | ||||
5. Реализация построенного проекта | Внимательно посмотрите на примеры
слайда и попробуйте определить условия,
необходимые для совершения работы (Презентация 1, слайд 3, затем слайд 4) |
К телу приложена сила. Тело под действием этой силы движется | 13 | |
- Какая сила совершит большую работу: маленькая или большая? | Большая | |||
- Тогда, работа и сила прямо пропорциональны или обратно пропорциональны? | Прямо пропорциональны | |||
- Зависит ли работа от пути? | Отвечают | |||
Опять тот же вопрос: работа и путь прямо пропорциональны или обратно? | Прямо пропорциональны | |||
Получается, что работа прямо
пропорциональна и силе, и пути. Значит, каким
математическим действием надо связать силу и
путь, чтобы сохранить озвученную зависимость? Запишите буквенное выражение. |
Умножением
F l |
|||
Внимательно посмотрите на слайд (Презентация
1, слайд 5) и ответьте мне на вопросы: - Какой буквой обозначается работа? - Какова единица измерения работы? - В честь кого названа величина? |
Отвечают | |||
Запишите формулу работы. Попробуйте теперь дать определение механической работы. Нарисуйте мнемонический треугольник, разместите по местам буквы. - Назовите мне формулу для определения силы по известным величинам: работа, путь? - Какова формула для определения пути? |
А = F l F = l = |
|||
Работа с учебником Откройте учебник на стр. 130. Прочитайте определение механической работы. Совпало ли оно с тем, что мы с вами дали? - Формула чем-то отличается? Почему? Теперь читаем на этой же странице материал, начиная с 7 абзаца: “Если направление силы...” и до примера. - О чем говорит автор учебника в этом абзаце? - Когда совершается работа положительна? - А когда отрицательная? - Когда равна 0? Давайте просмотрим видеоролик. - На что акцентирует внимание видеоролик? |
Читают параграф, отвечают на вопросы
Смотрят, отвечают |
|||
- Что надо знать, чтобы определить
работу? - Каков алгоритм решения задачи на определение работы? Алгоритм нахождения механической работы Определить, чему равна сила. Если сила равна нулю, то работа = 0. Если сила не равна нулю, то определить путь тела под действием этой силы. Если путь = 0, то работа = 0. Если путь не равен 0, то надо силу умножить на путь – это и будет работа. |
Силу и путь Отвечают |
|||
Ресурс 1 Слайд-шоу "Когда
работа не совершается" (N 186984) |
||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Парная работа Прочитайте еще раз алгоритм. Расскажите друг другу. Каждой паре даю конвертик, в котором находятся листочки с примерами. Вы должны их разделить на 2 группы: в одну – случаи, в которых совершается работа, а в другую – случаи, в которой нельзя говорить о совершении работы. (Приложение 1) Итак, давайте озвучим то, что получилось. Групповая работа Теперь объединяемся в четверки: вас ожидает решение задач. Вам необходимо решить три задачи, данные на доске. Итак, давайте озвучим то, что получилось. (Презентация 1, слайд 6) Фронтальная работа Вернемся к началу нашего урока: когда же мама совершает работу: когда стоит и разговаривает или когда идет с тяжелыми сумками? |
Проговаривают вслух Пары озвучивает свое решение, аргументируя свой выбор
Группы озвучивает решение, аргументируя выбор |
10 | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Ресурс 2 Тест к уроку "Механическая работа. Единицы работы" (N 205870) Ресурс 3 Интерактивная задача "Вычисление механической работы" (N 187095) |
Индивидуальная работа Теперь пересаживаемся за компьютеры. Вас ожидает самостоятельная индивидуальная работа, состоящая из двух частей: Открываем ресурс 1 и делаем тестовую работу. (Ресурс 1) Выполняем работу 2. Здесь надо обратить внимание на то, куда направлена сила и куда движется тело. (Ресурс 2) |
Делают тест, фиксируют количество верно решенных заданий | 5 |
8. Включение нового знания в систему знаний | Фронтальная работа Задача: с 5 этажа 12 этажного дома на балкон 2 этажа падает тело массой 4 кг. Какую работу совершила сила тяжести, если высота одного этажа 3 метра? - Чем отличается эта задача от предыдущих? - О какой силе идет речь? Как ее определить? - Как узнать пройденный путь? - Теперь можем определить работу? - Какое данное в этой задаче лишнее? - Это о чем говорит? Оформите эту задачу, только до пункта “Физическое решение” включительно, а раздел “Математическое решение” выполните дома. |
Отвечают на вопросы
Нет величины силы и величины пути. По формуле F = m * g (5-2) * 4 = 12 (м) Да, все известно Дом 12 этажный. Надо знать, что иногда не все данные надо использовать |
5 | |
9. Подведение итогов урока | Презентация учителя 2 | - Что мы сегодня хотели узнать на уроке? - Мы это узнали? Давайте быстро пройдемся по кластеру. Индивидуальная работа Теперь еще раз проверьте себя: вас ожидает контроль знаний. Садимся за ПК и работаем. (Презентация 2) - Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки. |
Отвечают | 2 |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Где было сложно вам? - На что надо будет обратить внимание дома? Давайте оценим работу каждого на уроке? |
Отвечают Обсуждают оценки |
1 | |
11. Домашнее задания | Ресурс 4 Механическая работа. Единицы работы (N 205932) |
Озвучивает и объясняет домашнее
задание
В заключение урока у меня к вам небольшая просьба: когда будете уходить захватите на столе один магнитик и расположите его около того знака, значение которого продолжило бы предложение “Я сегодня...” ! – все понял и справлюсь с домашним заданием; * – для выполнения задания нужно будет обратить внимание на некоторые вопросы; ? – мне будет трудно выполнить домашнее задание. Эта информация мне будет нужна для планирования следующего урока. Всем спасибо за работу! До свидания. |
Записывают | 1 |