Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме.
Формирование познавательных УУД:
- уметь отличать новое от уже изученного, преобразовывать информацию из одной формы в другую. В процессе деятельности научиться возводить в квадрат и в куб числа с использованием правила возведения в степень. Использовать полученные знания в новой жизненной ситуации.
Формирование коммуникативных и личностных УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
Формирование регулятивных УУД:
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно выявляют проблему и решают её;
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- самостоятельно формулируют правило возведения в степень чисел;
- работают с текстом учебника;
- отвечают на вопросы, задают вопросы;
- решают самостоятельно задачи; придумывают свои задачи;
- оценивают себя и друг друга;
- используют рефлексию
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. 1) Организационный момент. - Здравствуйте! ... (Слайд 1) Я рада вас видеть! (Создает позитивный настрой в начале урока). 2) Проверка домашнего задания. (Слайд 2) На экране – фотография домашнего задания одного из учеников. Проверьте свое домашнее задание и поставьте себе оценку в лист самооценки, который лежит у каждого на парте. ... Поменяйтесь тетрадями. Вы согласны с оценкой в тетради? |
- Здравствуйте! ...
Проверяют домашнее задание. Ставят оценку в лист самооценки. Меняются тетрадями. Комментируют оценки. |
|||||||||
3. Фронтальная работа. (Слайд 3) На экране - спящая царевна из сказки. Все вокруг пытаются ее разбудить, но не получается. Но мы с вами знаем секрет злой волшебницы, которая ее заколдовала: Если ответить на все вопросы колдуньи правильно, то прекрасная царевна проснется. Итак, смотрим. (Слайд 5)
- Как вы думаете, какой вопрос хотела задать злая колдунья, глядя на эти две таблички? - Заполните! |
Заполнить пустую клетку, используя определенное правило.
27. Если 3 умножить на 3, а результат еще умножить на 3, получится 27. Нет, много вариантов, например разность 6, тогда число 9. |
|||||||||
- Только одно правило придумали? (Слайд 6)
- А что теперь хотела спросить злая волшебница, рассматривая эти три таблички? - Заполняйте! |
Заполнить пустые клеточки, используя закономерность Ответ: 8; 4; 4.
Потому, что 8 умножить на 8 - результат 64. 4 * 4 =16 |
|||||||||
(Слайд 7) 1) х * х=81 2) х * х * х=27 3) х * х * х=1 - Угадайте корень уравнения. (Слайд 8) - Посмотрим, проснулась ли царевна? - Наверное, вопросы еще не все заданы. |
1) 9 2) 3 3) 1
Видят, что царевна спит. |
|||||||||
2. Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии;
выявление места и причины затруднения. (Слайд 9) Решите: 1) 4+29 2) 2 * 36 3) 148-23 4) 105:3 5) = 8 - Решите устно те примеры, где нет ответа. На экране вы увидели пять математических действий. Какие действия вам знакомы? Под каким номером что-то новое?....Если это новое математическое действие, то что оно означает на ваш взгляд?.....Предположите. |
1) 33 2) 72 3) 125 4) 35
5) Незнакомое действие. А нам знакомы действия: сложение, умножение, вычитание и деление... Это 2 * 2 * 2 |
|||||||||
- Действительно, если 2 * 2 * 2, то результат
8 Если все множители в произведении одинаковы, то это новое математическое действие. Как называется это действие? Может кто-то догадался? - Открываем тетради и записываем тему урока “Возведение в степень. Квадрат и куб числа”. (слайд 10) - А теперь давайте попытаемся сформулировать цели нашего урока... - А чем, на ваш взгляд, мы будем сегодня заниматься? |
“Возведение в степень” - новое
математическое действие. Записывают тему урока. Научиться возводить в степень. Изучить и понять правило возведения в степень. Использовать полученные знания в новой жизненной ситуации. Мы будем использовать новое математическое действие при решении задач... |
|||||||||
3. Построение проекта выхода из
затруднения. (Слайд 11) Произведение 2 * 2 * 2 * 2 = (Говорят “Два в четвертой степени”) Сколько получится? |
Повторяют: “Два в четвертой степени”. Записывают. Получится 16. |
|||||||||
(Слайд 12) Произведение 4 * 4 называют квадратом числа четыре и обозначают (читают “четыре в квадрате”) Сколько получится? (Слайд 13) Произведение n * n (Слайд 14) Произведение 2 * 2 * 2= Читают.... (Слайд 15) |
Читают “четыре в квадрате” Получится 16. Проговаривают: “Произведение n * n”
- Два умножить на 2 и еще умножить на 2. В результате получится 8. Или два в третьей степени будет 8. Или произведение трех двоек записывается короче... |
|||||||||
Так обозначают “степень”- новое математическое действие. (Слайд 16) , гдеa - основание степени (Слайд 17) , n – показатель степени |
А в степени эн. Пишут: “”
, где a - основание степени
, n – показатель степени |
|||||||||
Откройте учебник на странице 99. Найдите
правило. Что называется квадратом числа? Расскажите правило. Придумайте свои примеры на эти правила.
На странице 99 есть еще одно правило. Что называется кубом числа? - Расскажите правило. Придумайте свои примеры на эти правила. |
Дети показывают основание и показатель
степени. n умножить на n называется квадратом числа n. Пишут “n * n = ” Например, 6 * 6 = =36 “n * n * n называют n в кубе” Пишут “n * n * n = ” Например, 5 * 5 * 5 = =125 |
|||||||||
- На странице 99 есть еще важная информация. Найдите ее. | Первую степень числа считают равной
самому числу. Если в числовое выражение входят степени чисел, то их значения вычисляют до выполнения остальных действий. |
|||||||||
Рассмотрим это на примере(на доске),
вычисли: (слайд 18) * - 4 = |
Один из учащихся решает у доски с
комментариями. Ответ: 221 |
|||||||||
4. Реализация построенного проекта и
первичное закрепление с проговариванием. - Как вы думаете, нам достаточно одного примера, чтобы научиться работать со степенью? ...А что вы предлагаете? .... Тогда открывайте учебники. - Работа с учебником: № 653, 654; 657 (Представьте в виде степени произведение. Представьте в виде произведения степень. Найдите значение выражения). |
Нет. Выполнить еще задание со степенью.
Выполняют задание из учебника № 653, 654; 657 на доске с комментариями. |
|||||||||
- В тетради составьте выражение для
решения задачи: У Саши были три редкие марки. Затем он увеличил свою коллекцию в три раза, а через месяц увеличил свою коллекцию еще в три раза. Сколько у Саши марок через месяц. - Проверяем... Ставим оценку в лист самооценки. |
Записывают выражение в тетрадях и комментируют. Ответ: 27. Ставят оценку в лист самооценки. |
|||||||||
(Слайд 20) такой же как слайд 2, где
царевна спит. - Как вы думаете, мы уже на много вопросов ответили? - А красавица проснулась? - Сейчас исправимся. - Работа в группах (по 4 человека). |
Нет. Не проснулась. Наверное, еще нужно поработать. Не все активно работали. Дети рассаживаются. Один из учащихся является руководителем. Он проверяет правильность и консультирует, если решение неверно. |
|||||||||
У каждого из вас лист с вопросами.
Необходимо найти значение выражения. Писать в
тетрадях. По окончанию работы, поставьте оценку в
лист самооценки. Проконсультируйтесь с
руководителем группы. (Приложение 1. Карточка с заданием) Руководители групп поднимите руку, если в вашей группе у всех хороший результат. |
Работают в группах.
Ставят оценку в лист самооценки. |
|||||||||
– Мы ответили на много вопросов и в
ответе участвовали все учащиеся. Посмотрим на
спящую красавицу... (Слайд 22), на котором царевна проснулась. |
Ура! Красавица проснулась! Колдовство улетучилось! Значит, мы хорошо поработали. | |||||||||
5. Рефлексия учебной деятельности на
уроке. - Какую тему сегодня мы изучали? - А что нового узнали? |
Возведение в степень. Квадрат и куб числа. Узнали, как возводить в степень число. Квадрат и куб числа. |
|||||||||
- А чему научились? - В листе самооценки продолжите одно любое предложение, например: Мне понравилась...(новая тема урока) или Мне было трудно...и т. д. (Приложение 2) |
Существует пятое математическое действие “Возведение в степень”, которое нужно выполнять раньше всех четырех известных действий. Придумывали задачи из жизни на эту тему. Заполняют лист самооценки. |
|||||||||
Домашнее задание: П 16 №653(2 ст), 654(в, е, и, м), 657(3 ст) Дополнительно(по желанию): придумайте задачу по теме “Квадрат и куб числа”.Запишите условие и решение. |
Записывают домашнее задание |
Приложение 1. Работа в группах. Найти значение выражения:
1 вариант
Запишите в виде степени: + = |
2 вариант
Запишите в виде степени: + = |
Приложение 2 Лист самооценки
________________________5Б класс (Фамилия, имя) |
самооценка |
1) Выполнение домашнего задания. | |
2) Задание | |
3) Задание. Работа в группах. | |
Итоговая оценка. | |
Продолжите предложение(одно по
выбору):
|