Тип урока: обобщающий урок
Технологии: активные технологии с использованием ИКТ, игровые технологии, исследовательские, проблемно-поисковые, работа в парах и группах
Оборудование: мультимедийный комплекс, интерактивная доска, компьютерная презентация в программе Notebook (Презентация), конспект темы в тетради учащихся, учебник, оценочные карточки, карточки с заданиями
Цели:
- Закрепить основные понятия по теме “Кровь и кровообращение”. Обобщить и систематизировать знания о составе крови, значении, защитных свойствах крови, о строении и функциях органов кровообращения.
- Продолжить развитие познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно применять знания в практических целях и при написании работ в формате ОГЭ
- Продолжить развитие у учащихся умения сравнивать, обобщать изученные факты, уметь их анализировать, чётко излагать свои мысли, пользоваться таблицами, конспектом в тетради, текстом, схемами, рисунками
Использовать знания темы для создания благоприятных условий для сохранения здоровья, правильной организации труда и отдыха.
№ | Содержание урока | Слайд |
Целеполагание, мотивация | ||
1 | В течение нескольких уроков мы изучали
с вами особенности строения и функции какой из
систем органов человека? - системы органов кровообращения На прошлом уроке мы закончили изучение темы, и вполне логично, что в конце темы мы подходим к какому типу урока? - обобщающему Итак, тема сегодняшнего урока ... - обобщающий урок по теме “Кровь и кровообращение” |
Слайд 1 По щелчку появляется название темы урока |
С какой целью мы проводим уроки такого
типа? - обобщить, систематизировать и закрепить знания по данной теме В чём практическая значимость систематизации знаний? - уметь использовать знания на практике, научиться решать тренинговые задачи, Вы класс естественно-научного профиля, какие ещё вы ставите цели перед собой, при обобщении и систематизации материала - знания по данной теме необходимы нам в будущей профессии, при решении задании в формате ГИА, при поступлении в ВУЗы. |
Слайд 2 По щелчку появляется название цели урока |
|
II. Организационный этап | ||
2 | При проведении урока мы будем
пользоваться конспектом тетради, учебником. На доске дан план нашего урока. В ходе урока, при ответе на вопросы, вы будете получать оценочные карточки. За ответы у доски выдаются карточки в виде квадрата, ответ с места – круг, за работу в группах – треугольник. Карточки имеют цветовую гамму соответствующую оценкам: красный – пять, синий – четыре, зелёный – три, жёлтый – два. В конце урока вы сможете самостоятельно оценить свой уровень подготовки по данной теме и дать самооценку в конце урока. |
Слайд 3 План урока |
III. Основной этап урока | ||
3 | Как называется совокупность жидкостей,
обеспечивающих работу клеток организма? - внутренняя среда организма На доске интерактивный тест по характеристике внутренней среды организма. Желающие решить этот тест? (Ученик 1) к доске, а пока (Ученик 1) решает тест, ответьте, на следующие вопросы. Чем характеризуется внутренняя среда организма? - гомеостазом Что такое гомеостаз? - постоянство химического состава и физико-химических свойств клетки Что обеспечивает регуляцию постоянства внутренней среды? - гипотоламо-гипофизарная система |
Слайд 4-6 Тест Multiple choice (один из четырёх) По щелчку остаётся правильный ответ |
Чем заполнено межклеточное
пространство? - тканевой жидкостью Какое её значение? - клетки погружены в тканевую жидкость и из-за разницы парциального давлении осуществляется обмен веществ А какова тогда задача крови? - принести к тканевой жидкости из внешней среды необходимые вещества и вывести продукты метаболизма |
||
4 | За счёт чего кровь может выполнять эту и
другие функции? - за счёт её состава На доске интерактивная схема состава крови. Заполните её. Термины, необходимы для работы – в колонке рядом со схемой. Желающие к доске. Пока (Ученик 2) заполняет схему. Объясните, что будет, если прилить в кровь чистую воду? - измениться состав крови, в плазме станет меньше солей и из-за разницы парциального давления, вещества из клетки будут переходить в тканевую жидкость и клетка может разбухнуть и лопнуть |
Слайд 7 Интерактивная схема состава крови. |
Проверим схему состава крови. Верно, ли заполнена схема? Есть ли у кого замечания по выполнению работы? | По щелчку мыши появляется правильный ответ | |
5 | Следующее задание на доске. Найдите
ошибку в предложенной схеме процентного состава
крови. Желающие к доске. Пока (Ученик 3) заполняет
схему, объясните, почему у жителей высокогорных
районов в единице объёма крови содержится больше
эритроцитов, чем у жителей равнин? - в высокогорных районах более разряженный воздух, там содержится меньше кислорода, поэтому для нормального кислородного обеспечения тканей, необходимо большее количество эритроцитов |
Слайд 8 Интерактивная схема процентного состава крови |
Проверим схему процентного состава крови. Верно, ли заполнена схема? Есть ли у кого замечания по выполнению работы? | По щелчку мыши появляется правильный ответ | |
6 | Зачем знать состав крови? - по изменению состава крови можно определить степень развития заболевания, можем определить возможные варианты его лечения, или при небольших отклонениях, для предупреждения развития заболевания, начать профилактические мероприятия |
|
В практике врача лечение или профилактика заболеваний начинается с анализа крови. Давайте и мы попробуем себя в роли врача и по анализу крови предположим возможный диагноз пациента. Объединитесь в группы по 4 человека. Каждой группе будет предложен бланк с результатами анализа крови. Ваша задача по данному анализу предположить возможный диагноз пациента. Для этого сравните возможные отклонения от нормы. Нормы указаны в скобках напротив каждого из показателей | Слайд 9 На доске название практической работы. Её цели и задачи |
|
Обсудим результаты работы. Какая из
групп готова доложить результаты работы? Таким образом, мы диагностировали 7 заболеваний и определили одного пациента, у которого все показания в норме |
На слайдах 10-13 открываются правильные варианты ответов | |
7 | Зная, какие клетки входят в состав
крови, выполните следующее задание на доске.
Вашей задачей является по особенностям внешнего
строения клетки дать её название. Желающие к
доске. - где образуется данный вид клеток - какова продолжительность жизни |
Слайд 14-16 Тест Image select |
8 | Одними из форменных элементов крови
являются тромбоциты. Какова их функция? - свёртывание крови На доске дано задание. Определите последовательность процесса свёртывания крови. Желающие к доске. Пока Ученик 5 восстанавливает последовательность, объясните, - какой физиологический смысл этого процесса? - какие условия необходимы для свёртывания крови? - как называется заболевание, при котором не происходит свёртывание крови? В чём причина? - как называется плазма без фибриногена? |
Слайд 17 Тест Sentence arrange в столбик даны позиции, надо определить правильную последовательность. |
Проверяем правильность решения теста. | По щелчку мыши появляется правильный ответ | |
При потере крови выше нормы, возможно ли
восстановление объёма крови? - да путём переливания крови Для чего ещё используется переливание крови? - при заболеваниях крови - отравлении, удалении ядов.... |
||
9 | Какие условия необходимо соблюдать при
переливании крови? - группы крови, резус-фактор - донор, соответствующий требованиям На доске интерактивный тест на знания совместимость по группам крови. Желающие к доске. - донор – это... - реципиент – это ... - почему человеку со II группой крови нельзя переливать кровь человека с IV группой - что такое резус-фактор.... |
Слайд 18-21 Тест Multiple choice (один из четырёх) |
Мы с вами вспомнили о несовместимости, а
почему наш организм так реагирует на инородные
тела? Какой механизм включается в работу? - защитный – иммунитет На доске рисунок. С помощью 72 стр учебника ответьте на вопросы. Работаем в парах. Используем рисунок и текст к рисунку |
Слайд 22 Рисунок механизма фагоцитоза и вопросы к рисунку |
|
Проверяем правильность решения | ||
10 | Какие виды иммунитета вы знаете? С помощью теста давайте вспомним, какой вид иммунитета возникает при введении сыворотки, вакцины, в ходе перенесённого заболевания? Желающие к доске. |
Слайд 23-25 Тест Multiple choice (один из четырёх) |
11 | А при каких заболеваниях прививка не
делается? На доске задание. Ваша задача распределить заболевания, при которых делаются прививки, а при каких нет. Желающие к доске. |
Слайд 26 Тест Vortex sort По щелчку появляется правильный ответ |
12 | Перечислите, какие вы знаете органы
кровообращения? - сердце и кровеносные сосуды Определите, тип кровеносного сосуда по особенностям его строения. Желающие к доске. |
Слайд 27 Тест из сборника “Кирилла и Мефодия” |
13 | С помощью 82 страницы учебника, укажите путь лекарственного препарата, действие которого направлено на печень, если его ввести в вену правой руки. Работаем в парах. | Слайд 28 Текст задания На рис. учебника – круги кровообращения |
На доске представлено интерактивное
задание. Любая из решивших данное задание пар,
должна расставить термины в правильной
последовательности. Вена – правое предсердие - правый желудочек - легочная артерия – легкие – лёгочная вена – левое предсердие – левый желудочек – аорта – артерия – печень Пока на доске решается задание, ответьте на следующие вопросы: - вена – это ... - артериальная кровь – это ... - малый круг кровообращения начинается ... - из левого желудочка начинается... - по аорте течёт какая кровь .... |
Слайд 29 Тест Image arrange (расставить термины в определённой последовательности) |
|
Проверяем правильность решения. | По щелчку появляется верный ответ | |
14 | Следующий орган кровообращения – это
сердце. Пока желающий на доске правильно
расставит, как называются части сердца, ответьте
на следующие вопросы: - по каким показателям можно определить параметры работы сердца - что такое пульс - о чём говорят показатели давления - зачем измеряют ЭКГ - как называется врач, занимающийся лечением болезней сердца и сосудов |
Слайд 30 Тренажёр из сборника “Кирилла и Мефодия” |
15 | Одним из условий работоспособности сердца является сердечный цикл. На доске дан текст “Сердечный цикл”. Вставьте в текст пропущенные понятия из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Работаем в парах. Правильные номера ответов вписываем в графы таблицы | Слайд 31 Текст с пропущенными словами |
Проверяем правильность решения | По щелчку появляется верный ответ | |
16 | Легенда о первом в мировой истории марафоне связана с именем греческого воина Филиппида, который считался лучшим бегуном. Предание гласит о том, что именно он первым из гонцов принёс в Афины весть о победе греков под Марафоном, которые 12 сентября 490 года до н.э победили там персидское войско. Гонец пробежал 40 км за 3 часа. Появившись на площади с криком “Радуйтесь, мы победили!!” упал мертвым. Произошла остановка сердца почему? Для ответа используйте знания из предыдущего задания. Работаем в парах. | Слайд 32 Текст легенды |
17 | Последнее задание на доске. Перечислить
номера правильных суждений. Желающие к доске |
Слайд 33 Даны шесть суждений По щелчку появляется верный ответ |
18 | Подводим итоги. В ходе работы на сегодняшнем уроке вы накопили оценочные карточки. Проанализируйте самостоятельно результативность вашей работы на уроке и поставьте себе соответствующую оценку. Оценка ставится, как среднее арифметическое по сумме выполненных заданий | |
V. Рефлексия | ||
19 | Каждому учащемуся даётся бланк, на
котором перечислены вопросы Фамилия Имя___________________
|
Слайд 34 Дан образец бланка |
На столе лежит конверт. Вложите в
конверт оценочные карточки, бланк рефлексии.
Подпишите конверт и рядом выставьте оценку вашей
работы. Спасибо за работу! |
Используемая литература.
- Биология. Человек и его здоровье. 8-11 классы. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания. Учебно-методическое пособие. А.А. Кириленко – Легион, Ростов-на-Дону, 2013
- Формирование универсальных учебных действий. Методическое пособие. 5-9 классы. Беловалова Е.А. – Москва. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013
Интернет-ресурсы.
- Алгоритм составления технологической карты урока. Ludmila Lebedeva, Working at Лицей №384, http://www.slideshare.net/lusjl/ss-34853042?related=3
- Требования к уроку в парадигме ФГОС. Толстова Е. П., методист КИМЦ http://www.slideshare.net/siberian_squirrel/ss-16252852?related=5
- Требования к методической разработке урока. Толстова Е. П., методист КИМЦ http://www.slideshare.net/siberian_squirrel/ss-30007150
- ЭОР – Виртуальная школа Кирилл и Мефодий “Уроки Кирилла и Мефодия” Биология 8 класс. Разработчик: ООО "Кирилл и Мефодий" Год выпуска 2004-2011