Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме «Кровь и кровообращение»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: обобщающий урок

Технологии: активные технологии с использованием ИКТ, игровые технологии, исследовательские, проблемно-поисковые, работа в парах и группах

Оборудование: мультимедийный комплекс, интерактивная доска, компьютерная презентация в программе Notebook (Презентация), конспект темы в тетради учащихся, учебник, оценочные карточки, карточки с заданиями

Цели:

  • Закрепить основные понятия по теме “Кровь и кровообращение”. Обобщить и систематизировать знания о составе крови, значении, защитных свойствах крови, о строении и функциях органов кровообращения.
  • Продолжить развитие познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно применять знания в практических целях и при написании работ в формате ОГЭ
  • Продолжить развитие у учащихся умения сравнивать, обобщать изученные факты, уметь их анализировать, чётко излагать свои мысли, пользоваться таблицами, конспектом в тетради, текстом, схемами, рисунками

Использовать знания темы для создания благоприятных условий для сохранения здоровья, правильной организации труда и отдыха.

Содержание урока Слайд
Целеполагание, мотивация
1 В течение нескольких уроков мы изучали с вами особенности строения и функции какой из систем органов человека?

- системы органов кровообращения

На прошлом уроке мы закончили изучение темы, и вполне логично, что в конце темы мы подходим к какому типу урока?

- обобщающему

Итак, тема сегодняшнего урока ...

- обобщающий урок по теме “Кровь и кровообращение”

Слайд 1

По щелчку появляется название темы урока

С какой целью мы проводим уроки такого типа?

- обобщить, систематизировать и закрепить знания по данной теме

В чём практическая значимость систематизации знаний?

- уметь использовать знания на практике, научиться решать тренинговые задачи,

Вы класс естественно-научного профиля, какие ещё вы ставите цели перед собой, при обобщении и систематизации материала

- знания по данной теме необходимы нам в будущей профессии, при решении задании в формате ГИА, при поступлении в ВУЗы.

Слайд 2

По щелчку появляется название цели урока

II. Организационный этап
2 При проведении урока мы будем пользоваться конспектом тетради, учебником.

На доске дан план нашего урока.

В ходе урока, при ответе на вопросы, вы будете получать оценочные карточки. За ответы у доски выдаются карточки в виде квадрата, ответ с места – круг, за работу в группах – треугольник. Карточки имеют цветовую гамму соответствующую оценкам: красный – пять, синий – четыре, зелёный – три, жёлтый – два. В конце урока вы сможете самостоятельно оценить свой уровень подготовки по данной теме и дать самооценку в конце урока.

Слайд 3

План урока

III. Основной этап урока
3 Как называется совокупность жидкостей, обеспечивающих работу клеток организма?

- внутренняя среда организма

На доске интерактивный тест по характеристике внутренней среды организма. Желающие решить этот тест? (Ученик 1) к доске, а пока (Ученик 1) решает тест, ответьте, на следующие вопросы.

Чем характеризуется внутренняя среда организма?

- гомеостазом

Что такое гомеостаз?

- постоянство химического состава и физико-химических свойств клетки

Что обеспечивает регуляцию постоянства внутренней среды?

- гипотоламо-гипофизарная система

Слайд 4-6

Тест Multiple choice (один из четырёх)

По щелчку остаётся правильный ответ

Чем заполнено межклеточное пространство?

- тканевой жидкостью

Какое её значение?

- клетки погружены в тканевую жидкость и из-за разницы парциального давлении осуществляется обмен веществ

А какова тогда задача крови?

- принести к тканевой жидкости из внешней среды необходимые вещества и вывести продукты метаболизма

4 За счёт чего кровь может выполнять эту и другие функции?

- за счёт её состава

На доске интерактивная схема состава крови. Заполните её. Термины, необходимы для работы – в колонке рядом со схемой. Желающие к доске. Пока (Ученик 2) заполняет схему. Объясните, что будет, если прилить в кровь чистую воду?

- измениться состав крови, в плазме станет меньше солей и из-за разницы парциального давления, вещества из клетки будут переходить в тканевую жидкость и клетка может разбухнуть и лопнуть

Слайд 7

Интерактивная схема состава крови.

Проверим схему состава крови. Верно, ли заполнена схема? Есть ли у кого замечания по выполнению работы? По щелчку мыши появляется правильный ответ
5 Следующее задание на доске. Найдите ошибку в предложенной схеме процентного состава крови. Желающие к доске. Пока (Ученик 3) заполняет схему, объясните, почему у жителей высокогорных районов в единице объёма крови содержится больше эритроцитов, чем у жителей равнин?

- в высокогорных районах более разряженный воздух, там содержится меньше кислорода, поэтому для нормального кислородного обеспечения тканей, необходимо большее количество эритроцитов

Слайд 8

Интерактивная схема процентного состава крови

Проверим схему процентного состава крови. Верно, ли заполнена схема? Есть ли у кого замечания по выполнению работы? По щелчку мыши появляется правильный ответ
6 Зачем знать состав крови?

- по изменению состава крови можно определить степень развития заболевания, можем определить возможные варианты его лечения, или при небольших отклонениях, для предупреждения развития заболевания, начать профилактические мероприятия

 
В практике врача лечение или профилактика заболеваний начинается с анализа крови. Давайте и мы попробуем себя в роли врача и по анализу крови предположим возможный диагноз пациента. Объединитесь в группы по 4 человека. Каждой группе будет предложен бланк с результатами анализа крови. Ваша задача по данному анализу предположить возможный диагноз пациента. Для этого сравните возможные отклонения от нормы. Нормы указаны в скобках напротив каждого из показателей Слайд 9

На доске название практической работы. Её цели и задачи

(приложение 1)

Обсудим результаты работы. Какая из групп готова доложить результаты работы?

Таким образом, мы диагностировали 7 заболеваний и определили одного пациента, у которого все показания в норме

На слайдах 10-13 открываются правильные варианты ответов
7 Зная, какие клетки входят в состав крови, выполните следующее задание на доске. Вашей задачей является по особенностям внешнего строения клетки дать её название. Желающие к доске.

- где образуется данный вид клеток

- какова продолжительность жизни

Слайд 14-16

Тест Image select

8 Одними из форменных элементов крови являются тромбоциты. Какова их функция?

- свёртывание крови

На доске дано задание. Определите последовательность процесса свёртывания крови. Желающие к доске. Пока Ученик 5 восстанавливает последовательность, объясните,

- какой физиологический смысл этого процесса?

- какие условия необходимы для свёртывания крови?

- как называется заболевание, при котором не происходит свёртывание крови? В чём причина?

- как называется плазма без фибриногена?

Слайд 17

Тест Sentence arrange в столбик даны позиции, надо определить правильную последовательность.

Проверяем правильность решения теста. По щелчку мыши появляется правильный ответ
При потере крови выше нормы, возможно ли восстановление объёма крови?

- да путём переливания крови

Для чего ещё используется переливание крови?

- при заболеваниях крови

- отравлении, удалении ядов....

 
9 Какие условия необходимо соблюдать при переливании крови?

- группы крови, резус-фактор

- донор, соответствующий требованиям

На доске интерактивный тест на знания совместимость по группам крови. Желающие к доске.

- донор – это...

- реципиент – это ...

- почему человеку со II группой крови нельзя переливать кровь человека с IV группой

- что такое резус-фактор....

Слайд 18-21

Тест Multiple choice (один из четырёх)

  Мы с вами вспомнили о несовместимости, а почему наш организм так реагирует на инородные тела? Какой механизм включается в работу?

- защитный – иммунитет

На доске рисунок. С помощью 72 стр учебника ответьте на вопросы. Работаем в парах. Используем рисунок и текст к рисунку

Слайд 22

Рисунок механизма фагоцитоза и вопросы к рисунку

Проверяем правильность решения  
10 Какие виды иммунитета вы знаете?

С помощью теста давайте вспомним, какой вид иммунитета возникает при введении сыворотки, вакцины, в ходе перенесённого заболевания? Желающие к доске.

Слайд 23-25

Тест Multiple choice (один из четырёх)

11 А при каких заболеваниях прививка не делается?

На доске задание. Ваша задача распределить заболевания, при которых делаются прививки, а при каких нет. Желающие к доске.

Слайд 26

Тест Vortex sort

По щелчку появляется правильный ответ

12 Перечислите, какие вы знаете органы кровообращения?

- сердце и кровеносные сосуды

Определите, тип кровеносного сосуда по особенностям его строения. Желающие к доске.

Слайд 27

Тест из сборника “Кирилла и Мефодия”

(приложение 2)

13 С помощью 82 страницы учебника, укажите путь лекарственного препарата, действие которого направлено на печень, если его ввести в вену правой руки. Работаем в парах. Слайд 28

Текст задания

На рис. учебника – круги кровообращения

На доске представлено интерактивное задание. Любая из решивших данное задание пар, должна расставить термины в правильной последовательности.

Вена – правое предсердие - правый желудочек - легочная артерия – легкие – лёгочная вена – левое предсердие – левый желудочек – аорта – артерия – печень

Пока на доске решается задание, ответьте на следующие вопросы:

- вена – это ...

- артериальная кровь – это ...

- малый круг кровообращения начинается ...

- из левого желудочка начинается...

- по аорте течёт какая кровь ....

Слайд 29

Тест Image arrange (расставить термины в определённой последовательности)

Проверяем правильность решения. По щелчку появляется верный ответ
14 Следующий орган кровообращения – это сердце. Пока желающий на доске правильно расставит, как называются части сердца, ответьте на следующие вопросы:

- по каким показателям можно определить параметры работы сердца

- что такое пульс

- о чём говорят показатели давления

- зачем измеряют ЭКГ

- как называется врач, занимающийся лечением болезней сердца и сосудов

Слайд 30

Тренажёр из сборника “Кирилла и Мефодия”

(приложение 3)

15 Одним из условий работоспособности сердца является сердечный цикл. На доске дан текст “Сердечный цикл”. Вставьте в текст пропущенные понятия из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Работаем в парах. Правильные номера ответов вписываем в графы таблицы Слайд 31

Текст с пропущенными словами

Проверяем правильность решения По щелчку появляется верный ответ
16 Легенда о первом в мировой истории марафоне связана с именем греческого воина Филиппида, который считался лучшим бегуном. Предание гласит о том, что именно он первым из гонцов принёс в Афины весть о победе греков под Марафоном, которые 12 сентября 490 года до н.э победили там персидское войско. Гонец пробежал 40 км за 3 часа. Появившись на площади с криком “Радуйтесь, мы победили!!” упал мертвым. Произошла остановка сердца почему? Для ответа используйте знания из предыдущего задания. Работаем в парах. Слайд 32

Текст легенды

17 Последнее задание на доске. Перечислить номера правильных суждений.

Желающие к доске

Слайд 33

Даны шесть суждений

По щелчку появляется верный ответ

18 Подводим итоги. В ходе работы на сегодняшнем уроке вы накопили оценочные карточки. Проанализируйте самостоятельно результативность вашей работы на уроке и поставьте себе соответствующую оценку. Оценка ставится, как среднее арифметическое по сумме выполненных заданий  
V. Рефлексия
19 Каждому учащемуся даётся бланк, на котором перечислены вопросы

Фамилия Имя___________________

  • Как я усвоил материал темы (подчеркнуть нужное)
  • Я отлично усвоил эту тему
  • Я усвоил тему и разобрался хорошо
  • Я усвоил, но кое-что надо повторить
  • У меня проблемы, но я справлюсь сам
  • У меня проблемы, нужна ваша консультация
Слайд 34

Дан образец бланка

(приложение 4)

На столе лежит конверт. Вложите в конверт оценочные карточки, бланк рефлексии. Подпишите конверт и рядом выставьте оценку вашей работы.

Спасибо за работу!

 

Используемая литература.

  1. Биология. Человек и его здоровье. 8-11 классы. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания. Учебно-методическое пособие. А.А. Кириленко – Легион, Ростов-на-Дону, 2013
  2. Формирование универсальных учебных действий. Методическое пособие. 5-9 классы. Беловалова Е.А. – Москва. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013

Интернет-ресурсы.

  1. Алгоритм составления технологической карты урока. Ludmila Lebedeva, Working at Лицей №384, http://www.slideshare.net/lusjl/ss-34853042?related=3
  2. Требования к уроку в парадигме ФГОС. Толстова Е. П., методист КИМЦ  http://www.slideshare.net/siberian_squirrel/ss-16252852?related=5
  3. Требования к методической разработке урока. Толстова Е. П., методист КИМЦ  http://www.slideshare.net/siberian_squirrel/ss-30007150
  4. ЭОР – Виртуальная школа Кирилл и Мефодий “Уроки Кирилла и Мефодия” Биология 8 класс. Разработчик: ООО "Кирилл и Мефодий" Год выпуска 2004-2011