Народное декоративно-прикладное искусство Подмосковья. Лоскутные мячики из Хотькова

Разделы: Технология


Невозможно воспитать ребёнка своей страны без освоения им народной культуры. Вот почему необходимо повышать уровень преподавания народных традиций, национальных особенностей и народных промыслов в школах. Эти требования определили актуальность и практическую значимость моей программы.

Среди важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной школой, - улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, то есть формирование у них чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту не только искусства, но и действительности.

Важная роль в решении этой задачи отводится народному и декоративно-прикладному искусству. Поэтому на занятиях необходимо изучить и использовать веками накопленный опыт народа, в котором всегда соединяются и польза, и красота.

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства Родного края.

Живейший интерес и стимулы для фантазии вызывает у подростков занятия по изучению декоративно-прикладного искусства Подмосковья.

У колыбели игрушек.

Традиции мастеров художественных промыслов Подмосковья уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов Подмосковья богатая предыстория, самобытные художественные традиции.

Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри. Народные промыслы на Руси испокон веков были тесно связаны с православной культурой.

Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать игрушечный промысел, который стал развиваться в Троице-Сергиевом монастыре в XVI-XVII вв.

У историков игрушечного промысла на Руси стоял игумен земли Русской – преподобный Сергий Радонежский. Около трёх веков, насчитывает традиция местного монастырского рукоделия.

Тряпичные игрушки изготавливали в Покровском женском монастыре, в городе Хотькове.

Хотьковские шитые “мягкие” игрушки известны были всему миру. Далеко за пределами Хотькова шла молва и об изготавливаемых здесь вещах для светского и церковного обиходов, а также всяких украшениях. Мастерством шитой игрушки и высокой золото-шёлковой вышивкой именит был Хотьковский девичий монастырь. Здесь было истинное гнездо художества женского.

Монахини стегали одеяла по заказам, шили церковную одежду, а из остатков материи делали игрушки. Они собирали лоскуты у местных портных и мастерили лоскутные мячики – погремушки, сшитые из выпуклых подушечек, набитых сухим мхом.

Начинка и обёртки.

Мох заготавливали летом, высушивая его в тени, чтобы стебли сохранили упругость, мячики - погремушки - выглядели гранёными мозаичными шарами.

Внутри гремели камушки “замурованные” в бересту.

Сверху “ гремучие” мячики украшали цветной фольгой, витой канителью (тонкой металлической проволокой, туго свитой в спираль), вышитыми крестиками - получались красивые игрушки.

Шили игрушки - погремушки из бережливости и экономного отношения к тканям и дорогим отделкам и для того чтобы порадовать детей.

Лоскутное шитьё.

Лоскутные мозаичные шарики служили красивой и полезной дидактической игрушкой-забавой, с младенчества раскрывая ребенку совершенство и многоцветность мира. Хотьковские лоскутные мячики - образец совершенства традиционного искусства русского лоскутного шитья.

Лоскутное шитьё - часть народного искусства, можно сказать часть фольклора, народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями, уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Сегодня, к сожалению, современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека.

Что же делать в этом случае?

Возрождение традиций, промыслов, искусства лоскутного шитья (на примере лоскутных мячиков из Хотькова) поможет в решении этой проблемы. Мы можем узнать как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания.

Мячики делают в школе.

Развития креативности и творческих способностей школьников явилось основанием для разработки программы “Народное декоративно – прикладное искусство Подмосковья. Лоскутные мячики из Хотькова”, которая успешно была внедрена и апробирована на уроках технологии, кружках, элективных курсах в общеобразовательной школе.

Программа построена по направлениям:

  • знакомство с историей декоративно-прикладного искусства Подмосковья;
  • проектирование и выполнение в материале предметов декоративно-прикладного творчества.

Практическое постижение народного искусства предполагает освоение технологических приемов изготовления изделий. Определяющей задачей этого является формирование навыков изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Сделаем сами.

Для изготовления мячика вам потребуется:

Для шара-основы: разноцветные лоскутки сатина или ситца, наполнитель (синтепон), нитки мулине разных цветов, цветная или золотистая тесьма, бисер или бусины (по желанию).

Для погремушки: мячик от пинг-понга, горсть сухого гороха (фасоль, камешки), скотч.

Последовательность выполнения работы:

  1. Подберите подходящие по цвету, лоскутки ткани и сшейте 12 подушечек, из которых будет состоять мячик. Для каждой подушечки потребуется 2 лоскута в форме квадрата 10х10 см.
  2. Сшить чехольчики 12 шт. (сложить 2 квадрата изнанкой внутрь и сшить по трём сторонам (швом “вперёд иголку”)).
  3. Наполнить один чехольчик наполнителем, зашить четвёртую сторону, получилась первая подушечка.
  4. Пришить к первой подушечке с 4-х сторон, четыре чехольчика.
  5. Сшить чехольчики между собой по боковым сторонам квадрата.
  6. Наполнить чехольчики наполнителем и зашить все чехольчики по кругу.
  7. Пришить к одной из подушечки последний чехольчик, заполнить его наполнителем и зашить проём.
  8. Уложить погремушку в мячик, заполнить пустоты в мячике наполнителем, пришить последнюю подушечку по трём сторонам потайным швом.
  9. Получился мячик. Швы между подушечками мячика прикройте тесьмой (пришить тесьму потайными стежками).
  10. Для окончательной отделки формы в центр каждой подушечки прикрепите декоративные кусочки фольги, цветной бумаги или лоскуты легкой ткани. Украшением может служить бисер, пуговицы, бусины – в зависимости от вашего вкуса и фантазии (по желанию).

Вкладывая в свою работу любовь и талант, учащиеся создают простые и наивные изделия, но в них проявляются их взгляды и чувства. Они испытывают настоящую творческую радость, оттого, что любовно сделали своими руками.

Работы, выполненные учащимися, несут в себе огромную положительную энергетику, смысловую и эмоциональную значимость. А поскольку все работы выполнены в различных техниках, индивидуальной манере, то вместе они являются яркой иллюстрацией эффективности программы “Народное декоративно – прикладное искусство Подмосковья. Лоскутные мячики из Хотькова”.

Литература.

1. Дайн Г.Л. “Лоскутные мячики из Хотькова”.

2. Сергиев Посад, Весь Сергиев Посад, 2008 г.

3. Симоненко В.Д.учебник “Технология” 5 кл.

4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: vechernie - posidelki.blogspot.com;

5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nostromoclub.3dn.ru