Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме “Древняя Русь”.
Задачи
образовательные:
- Систематизировать исторический материал о Древней Руси;
- Проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.
развивающие:
- Создать условия для развития картографических навыков, публично выступать;
- Способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с заданиями в карточках;
воспитательные:
- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;
- Создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, портреты князей, карточки, кубик из шести разноцветных сторон, предметы русского обихода.
Используемые технологии: игровая
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
В игре участвуют 3 команды. В период подготовки дается примерный ориентир: история России 9-13 в. Игра состоит из четырёх частей: Счастливый выбор; конкурс “Я послал тебе бересту”; “Обереги”; игра “Шанс”
В течение всего урока каждая команда будет прослеживать свои результаты по оценочному листу. Приложение 1
Ход урока
I. Орг. Момент
II. Повторение изученного материала.
1. Счастливый выбор.
На столе ведущего лежат большие квадраты. Каждая команда выбирает любой из них. Выбор квадрата определяет и выбор вопроса. После ответа каждой команды квадраты прикрепляются к стене обратной стороной. Так появляются герои древнего Киева - “Матери городов русских”. Приложение 3
“Россия нам отечество, ее судьба и в славе и в унижении равно нам достопамятно”- писал в “Истории государство Российского” Н.М. Карамзин.
Великая держава средневекового мира - Киевская Русь. Сколько народных былин воспевает ее, сколько вдохновенных страниц посвятили ей летописи.
В 882г. он, обагренный кровью невинных князей (Аскольда и Дира), вошел как победитель в город и сказал: “Да будет Киев матерью городов российских”. О ком идет речь в этом отрывке?
(Князь Олег)
Первый князь славянского имени был еще отроком, бедственный конец родителя, новость державы, бунт древлян- все угрожало ему и России, но проведение сохранило и его, и державу. О ком идет речь?
(Князь Святослав)
Проведение нарекло ее хитрою, церковь святою, история мудрою. О ком идет речь?
(Княгиня Ольга)
Конкурс “Я послал тебе бересту...”
Учитель: Названия следующего конкурса мы определим с вами вместе. Шел седьмой послевоенный год. Новгород с трудом поднимался из руин. Сюда прибыла археологическая экспедиция во главе с профессором Арциховским А.В., которая сделала одно из замечательных открытий 20 века. Что это за открытие?
(Найдены берестяные грамоты)
Наш конкурс называется “Я послал тебе бересту” так было написано на одной из берестяных грамот Киевской Руси. Приложение 2
Задания командам:
1. Загадка: “Ест град между небом и землёй, а к нему еде посол без пути, сам ним, визе грамоте не псину”.
Перевести и отгадать.
(Библейский сюжет: Город - ковчег, немой посол - голубь, посланный узнать не показалась ли земля, написанная грамота - масличная ветвь, которую несет голубь, как знак, что земля близко.)
2. “Поклоне от Петра к Марье. Покоси есмь пожню, и Озерици у меня сено отъяли. Спиши список с копной грамоты да пришли к селокуде грамота поведе дать ми разюми.”
(Петр уехал в село Озерце косить. Но местные жители отняли сено, заподозрив в нем самозванца. Видимо он недавно купил покос. Он просит жену, чтобы она спила копию с купчей)
3. “От Бориса ко Настасии. Како приде ся грамота тако пришли целовек на жеребцезане ми здеся дел много. Да пришли сороцицю сороцице забыло”
(Борису понадобился конь для разъездов. Он просит прислать слугу на жеребце. И заодно забытую рубашку.)
Задания для всех команд:
А сейчас мы предлагаем вам стать настоящими археологами. Берестяные грамоты, которые находили археологи, напоминали берестяные поплавки. Перед вами только что найденные берестяные грамоты. Что вы сделаете с ними прежде, чем начнете читать?
(На столике стоит: сосуд с кипятком, стекла, дощечки. Прежде, чем читать грамоту, необходимо распарить ее в кипятке, затем расслоить и только потом положить ее под стекло для того, чтобы она высохла. Если ее не расслоить, то при высыхании она может лопнуть.)
3. “Обереги”
В Киевской Руси во время свадебного обряда дарили целые наборы амулетов, которые представляют собой заклятые овеществленные фразы. Так в одном наборе были: ложки, ключ, челюсть хищника, голубь. Расшифруйте этот набор.
(Девушка подобна птице, птица - символ жизни, семейственности. Пусть всегда будешь сыта - ложки, пусть никто не расхитит твое хозяйство-ключ. Пусть зло минует тебя - челюсть.)
4. Конкурс “Шанс”
Для проведения конкурса необходимо: большой кубик с шестью цветными сторонами, слайд с названиями разделов:
- Красный - Города России.
- Оранжевый - Ювелирное искусство Киевской Руси.
- Коричневый - Архитектура.
- Синий – Герои Киевской Руси.
- Зелёный – Быт народа.
- Голубой - Шанс.
Города России.
1. Древний русский город. Вот только одна из страниц его истории. В начале 13 века здесь была построена крепость выдающимся зодчим Федором Конем, которая имела ширину стен 5 метров, высоту 15 метров. В сентябре 1609 года польская армия во главе с Сигизмундом 3 осадила город. Возглавил оборону крепости русский воевода Михаил Борисович Шейн. Защитники выдержали двух – месячную осаду. Героическая оборона города задержала продвижение противника к Москве. Еще дважды в русской истории (1812 г и 1941 г) героизм защитников города задерживал продвижение врага к Москве. Что это за город?
(Смоленск)
2. Город на реке Клязьме, основанный Владимиром Мономахом. Усиление его связано с именем Андрея Боголюбова, который хотел основать новое сильное государство на северо-востоке Руси, не желая возрождения власти Киева. Здесь княжил отец Александра Невского – Ярослав Всеволодович, а затем и сам Александр Невский был торжественно встречен горожанами в 1252 г у Золотых ворот этого города.
(Владимир)
3. Этот город был основан в 9 в. Он был одним из самых богатых и крупных городов России, крупный перевалочный пункт так как расположен на слиянии двух важнейших рек: Волги и Оки. Жители этого города оказали стойкое сопротивление “тушинскому вору”. Именно здесь было создано народное ополчение, спасшее страну в период польско-шведской интервенции.
(Нижний Новгород)
Ювелирное искусство Киевской Руси.
В украшениях Киевской Руси много стилизованных звериных фигурок. У этих животных никогда не изображается грива, уши резко отличны от лошадиных, снабжены острыми хвостиками. Передние лапы согнуты так, как может их согнуть только хищник наших лесов, его называли на Руси “лютый зверь”. Что это за зверь?
(Рысь)
Немецкий ученый – технолог 11 в перечисляя страны, прославившиеся тем или иным мастерством, на одном из первых мест называл Русь. Русские мастера в поисках наилучшей игры света оттеняли серебро чернью и позолотой. Покрывали гладкую поверхность колта тысячами микроскопических колечек и на каждое напаивали зернышко серебра. Как назывался этот ювелирный прием?
(Зернь)
Что такое колт?
(Височная подвестка)
Архитектура.
Каждая команда должна узнать памятник архитектуры Киевской Руси, изображенный на слайде:
- Золотые ворота г. Владимира 1164 г.
- Церковь Покрова на Нерли 1165 г. Боголюбова.
- Дмитриевский собор г. Владимир 1194-1197 гг.
Герои Киевской Руси.
- Назовите полное имя Александра Невского? (Александр Ярославович)
- Назовите полное имя князя крестителя Руси? (Владимир Святославович 988 г.)
- Назовите имя автора свода законов Киевской Руси? (Ярослав Мудрый)
Быт народа.
1. Что такое четвертина? (Дорожная посуда для хранения и перевозки напитков)
2. Какие предметы русского обихода имеют отношения к медицине? На столе ложка, солонка, пояс. (Пояс используется для фиксации мышц при растяжениях, соль имеет противовоспалительные свойства, ложка для измерения дозы.)
3. Какие из пословиц вы помните, относящиеся к данным предметам? (Один с сошкой, семеро с ложкой; Заткнуть за пояс; Несолоно хлебавши.)
Шанс. Команда, который выпал шанс, имеет право выбрать любой из разделов.
III. Синквейн.
IV. Подведение итогов урока.