Методическое обоснование
№ п/п | Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1 | Исследовательская деятельность | Подготовительный этап |
2 | Групповая деятельность | Основной этап Подготовительный этап |
3 | Коллективная деятельность | Основной этап |
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через знакомство с евангельским сюжетом о рождении Иисуса Христа и традициями празднования Рождества Христова, приобщение учащихся к культурному наследию России.
Задачи:
- помочь учащимся осмыслить содержание и суть одного из основных христианских праздников- Рождества Христова;
- создать условия для развития этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- воспитание у учащихся интереса к народным обычаям и истории их возникновения;
При проведении данного мероприятия у учащихся формируются следующие результаты:
Личностные:
- духовно-нравственное совершенствование личности младшего школьника; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование толерантного уважительного отношения к культуре других народов;
Познавательные:
- владение первичными навыками работы с информационно- коммуникационными средствами и электронно- образовательными ресурсами;
- участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов во внеурочных формах занятий;
Регулятивные:
- проявление способности к саморегуляции в процессе работы во внеурочных и внешкольных формах музыкально – эстетической, исследовательской деятельности;
Коммуникативные:
- формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа информации, её оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую)
Формы работы: фронтальная работа, работа в группах.
Методы обучения: метод наглядности, метод поэтической характеризации, метод эмоциональной драматургии, метод художественной интерпретации
Подготовительный этап: деление детей на группы и работа с дополнительной литературой и интернет- источниками, систематизация отобранного материала; опережающее задание “Евангельский сюжет Рождества Христова”, “Традиции празднования Рождества в России и в других странах”, изготовление вертепов и рождественских открыток.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация мультимедиа, ноты “Тихая ночь” Ф. Грубера, фонограмма (-) песни “Рождество” А. Варламова.
План занятия
Этапы урока / занятия Цели и задачи |
Художественно- педагогическая деятельность учителя | Художественно- эстетическая деятельность учащихся |
Эмоциональный настрой Цель: - создание единого интонационного пространства Задача: -помочь почувствовать музыку |
Исполнение международного рождественского гимна Ф.Грубера “Тихая ночь” | Исполнение международного
рождественского гимна Ф.Грубера “Тихая ночь” Эмоциональный отклик. |
Основная часть Евангельский сюжет Задача: - познакомить с евангельским сюжетом о рождении Иисуса Христа |
Задает вопросы, комментирует, помогает раскрыть содержание |
Рассказывают евангельский сюжет. Свободно высказываются. |
История празднования на Руси Задача: - воспитать у учащихся интерес к народным обычаям и истории их возникновения; |
Задает вопросы, комментирует | Свободно высказываются. |
Исполнение рождественских колядок Задача: -создать условия для коллективной творческой деятельности |
Входят в художественный образ. Передают художественный образ. | |
История празднования в других странах Задача: - воспитать у учащихся интерес, уважительное отношение к культуре других народов |
Задает вопросы, комментирует | Свободно высказываются |
Художественное исполнение песни
“Рождество” А.Варламова Задача: - создать условия для выражения внутреннего мира через вокальное исполнение |
Исполняет песню вместе с учащимися. | Эмоционально откликаются, соединяются с музыкой |
Итог Личностная рефлексия Цель: - создать условия для личной рефлексии всех присутствующих Задача: помочь осмыслить суть праздника Рождества Христова |
Заключительное слово учителя |
Личностная рефлексия |
Сценарий занятия
1. Эмоциональный настрой
Исполнение учащимися международного рождественского гимна “Тихая ночь” Ф. Грубера (a capella) приложение 1
Учитель
- Здравствуйте уважаемые родители, здравствуйте дорогие дети!
- Сегодняшнее наше мероприятие посвящено традициям празднования очень светлого праздника! Рождества Христова!
- А что мы знаем об этом празднике?
(Ответы детей, родителей)
2. Основная часть
– Давайте узнаем историю этого праздника
Учащиеся (рассказывают по ранее проведенным исследованиям)
(Слайд 1) Когда- то очень давно, в стране Иудее правил царь Ирод. И страна, и царь находились под властью Римской империи.
Император Август повелел провести перепись в Иудейской земле. (Слайд 2) Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Родители Девы Марии и Иосифа, происходили из Вифлеема. Мария ждала ребенка. И когда Марии пришло время родить, они отправились в Вифлеем.
Мест ни в домах, ни на постоялых дворах не было, поэтому они остановились за городом, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду. Это место называлось “вертеп”. (Слайд 3)
Ночью у Девы Марии родился младенец- Сын Божий, Спаситель мира. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота.
Тем временем в Иерусалим прибыли из далекой восточной страны волхвы, или мудрецы- ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. (Слайд 4)
Они увидели, как на небе возникла новая необычная звезда. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Спаситель мира родился. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтобы узнать, где родился царь и поклониться ему.
Звезда, появившаяся на востоке, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. (Слайд 5)Волхвы вошли в пещеру и поклонились Иисусу до земли. Они принесли ему дары. Золото, смирну и елей. (Слайд 6)
Учитель
- Давайте посмотрим видеосюжет о тех давних событиях, которые произошли более 2000 лет тому назад.
Учитель
2.2. - Рождество Христово по праву можно считать одним из самых светлых и добрых праздников в христианстве. В этот день люди празднуют рождение Иисуса Христа. Католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января. Такое отличие объясняется разными системами летоисчисления: католики пользуются григорианским календарем, а православные – юлианским. У разных народов существуют свои традиции празднования. Но пожалуй есть одна общая традиция. Накануне Рождества многие народы украшают в домах рождественскую елку.
- Кто знает, что символизирует вечнозеленая ель?
(ответы детей, родителей)
- Ребята! Вечнозеленая ель и не только она. Можжевельник, лавр, омела - это символ обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.
- А сейчас давайте рассмотрим традиции празднования Рождества на Руси.
Дети ( по проведенным ранее исследованиям)
2.3. История празднования на Руси.
История Рождества Христова в России уходит корнями в далекое прошлое.
Рождество в Киевской Руси стали отмечать очень давно, еще в 10 веке.
В летописях, относящихся к этому периоду времени, даже можно найти точную дату, когда на Руси в первый раз отмечали Рождество – 25 декабря 988года.
Учитель
- Как вы думаете почему именно в 10 веке? (Ответы детей, родителей)
- Потому что в 988 году произошло Крещение Руси. А может быть кто-то знает при каком киевском князе произошло крещение Руси? (князь Владимир в народе его называли “Красно солнышко”)
Дети
С Крещением Руси постепенно ушли в прошлое языческие праздники и традиции. Началась христианская история российского государства.
День, перед Рождеством, называется Сочельник . Название произошло от слова "сочиво" (буквально “растительное масло"). Сочиво - это каша с растительным маслом и овощами. Ее полагалось есть накануне Рождества и никакой другой пищи вплоть до сумерек, есть не разрешалось. Такой запрет сохранялся вплоть до восхода Вифлеемской звезды – звезды, под которой родился Иисус Христос.
Утром в Сочельник, в избах было принято мыть потолки и стены, скоблить пол и натирать его можжевельником. Затем все шли париться в жаркую баню. А вечером пели коляду. Ее пели собравшись большими компаниями, разукрасив лицо, вывернув одежду, и посадив на сани Коляду. Так звалась кукла или девушка, одетая поверх шубы в белую рубашку.
Дети гуляли по деревне со звездой, сделанной из лучины и бумаги и напевали под окнами (или зайдя в дом) колядки - песни, восхвалявшие хозяев, за что получали разные подарки: конфеты, пирожки, деньги.
- Ребята, а ведь мы с вами тоже знаем колядки! Давайте их исполним!
2.4. Исполнение рождественских колядок (исполняют группами).
Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль, хоть пятак,
Не уйдем из дома так!
А можно и монетку,
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!Ангел с неба к нам спустился,
И сказал: Христос родился
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить!Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!Знают взрослые и дети:
Для добра живем на свете!
Днесь святое Рождество,
На планете торжество!Сею, вею, посеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле — копнами!
На столе — пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, Хозяин, хозяюшка!
Пришел малец, молодой удалец,
Песенки играет, ребяток забавляет.
А вы, хозяева, смотрите, да угощенье несите!
Конфеты и орехи, для моей потехи
Учитель
- Ребята вы знаете, что Рождество празднуют не только в России.
У разных народов существуют свои традиции празднования. Давайте о них узнаем
Дети (по ранее проведенным исследованиям)
2.5. Рождество в Венгрии (Слайд 7)
Венгерский Санта Клаус приходит к детям с подарками 6 декабря – в день Святого Николая. По сложившейся традиции дети чистят обувь и выставляют ее на улицу, перед тем как отправиться спать.
А на следующее утро там появляются сладости и подарки, заботливо уложенные в красные мешочки. Иногда рядом с подарками Санта Клаус оставляет золотую розгу для тех детей, которые плохо себя вели и не слушались. Но это скорее шутка и веселый намек, чем реальная угроза.
Рождество в Австрии (Слайд 8)
В Австрии любят украшать елку не гирляндами и игрушками, а шоколадом и марципаном. Австрийцы наряжаются в самые лучшие наряды и держат двери дома открытыми, чтобы в любой момент к ним могли присоединиться друзья.
Рождество в Испании (Слайд 9)
В Испании, как и других испаноязычных странах, очень весело отмечают Рождество. Центральные улицы крупных городов Мадрида и Барселоны, в день праздника просто забиты поющими и танцующими людьми, наряженными в национальные костюмы.
Перед началом рождественской службы испанцы собираются у центрального входа в собор или церковь и танцуют, взявшись за руки. В церковь приходят практически все. После церковной службы праздник проводится в кругу любимых людей и близких родственников за праздничным столом .
Рождество в Англии (Слайд 10)
В Англии Рождество — настоящий семейный праздник. В этот день все собираются в родительском доме за столом, дарят друг другу подарки и просматривают свои семейные фотографии. Традиционным блюдом является индейка и пудинг. А пьют в этот день исключительно чай .
Исполнение песни “Рождество” А.Варламова (Слайд 11)
Учитель
- Ребята! Вы молодцы! А сейчас давайте все вместе споем песню о Рождестве.
Итог занятия (рефлексия).
Учитель
- Рождество – это день, символизирующий начало, это праздник, несущий свет и покой, день, когда нужно задуматься о своем месте в жизни и дать себе обещание стать добрее, душою чище и лучше. Давайте каждый пообещает себе стать лучше, милосерднее и добрее. Рождество – это праздник света, праздник всепобеждающей любви ко всем людям. Мы сегодня с вами прикоснулись к традициям празднования Рождества, надеемся, что 7 января вы отпразднуете этот светлый праздник со своими родными и близкими.
В заключении нашего мероприятия, приглашаем вас оценить выставку работ, которую подготовили ребята (выставка рождественских вертепов и открыток)
Желаем вам всего самого доброго!