Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний об однородных членах предложения через решение поставленной проблемы; развивать умение видеть в предложении однородные члены, развивать орфографическую зоркость.
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный, проблемный, поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, тест для проверки понимания темы урока.
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Открытий нам так хочется,
Пусть кипит работа!
Всё у нас получится!
Трудимся с охотой!
II. Актуализация знаний учащихся
1. Чему же мы учимся на уроках русского языка? (ответы детей)
2. Минутка чистописания (слайд 2)
Правильно выполнив задание, вы сами определите букву каллиграфической минутки. Подберите к словам, написанным на доске синонимы.
- мель - брод,
- фабрика- ...
- люди - ...
- работа -
На какой звук оканчиваются все слова, подобранные нами? На какую букву? Как называется эта орфограмма?
Верно, тема нашего чистописания - буква д .
Догадайтесь , как я составила ряд для минутки чистописания Ди да дно дда (слайд 3)
Продолжите ряд букв, определив закономерность.
3. Словарно-орфографическая работа. (слайд 4)
Словарное слово узнаете , если найдёте орфограммы в словах, подчеркнёте и из этих букв получится слово: пруд земля век катить столб Родина вьюн
Декабрь. Какие орфограммы вы видите в этом слове?
III. Постановка учебной задачи. Воспроизведение ранее изученных знаний и способов деятельности.
1. Работа с пословицей. Запишем пословицу со словом декабрь
Декабрь год кончает зиму начинает. (слайд 5) Правильно я записала? Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? А если вставим союз и?
- Декабрь год кончает, зиму начинает. (слайд 6)
- Декабрь год кончает и зиму начинает. (слайд 7)
А может быть, чтобы союз был и запятая была? Какой союз?
- Декабрь год кончает, а зиму начинает. (слайд 8)
Декабрь год кончает и зиму начинает (слайд 9)
Запишем в тетрадь пословицу с союзом и, найдём грамматическую основу предложения и однородные члены. Слова год и зиму вы подчеркнули одинаково - это дополнения,они будут однородными членами.Почему? (Отвечают на один и тот же вопрос, но не относятся к одномуи тому же слову)
Над какой темой будем работать на уроке?
Сегодня мы будем повторять и закреплять всё, что вы узнали об однородных членах предложения на предыдущих уроках. (слайд 10)
Что нам надо сегодня вспомнить и повторить?
2. Воспроизведение правила об однородных членах.
Что такое однородные члены предложения? (слайд 11) Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однорородными
- Что надо знать? (Признаки однородных членов предложения) Назовите их. (слайд 12)
- Отвечают на один и тот же вопрос.
- Относятся к одному и тому же члену предложения.
- Не зависят друг от друга.
- Могут быть главными и второстепенными членами предложения.
- Произносятся с интонацией перечисления.
- Единичный союз и указывает, что перечисление закончено, запятая не ставится.
Если стоят однородные члены (слайд 13)
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
IV. Организация наблюдения над текстом Наблюдение за знаками препинания в предложении. Работа в парах. Воспроизведение знаний, закрепление. (слайд 14)
У вас на парте стихотворение. Как называется такая строфа? Ваша задача – расставить знаки преренания, найти грамматическую основу предложения, однородные члены и все второстепенные члены.
Мы любим дни морозные
Катка упругий лёд
Ночное небо звёздное
И шумный Новый год.
Давайте проверим. Правильно ли вы выполнили это задание.
V. Физминутка. (слайд 15)
“С неба падают снежинки”
С неба падают снежинки,(потягиваются)
Как на сказочной картинке. (фонарики)
Будем их ловить руками. (хватательные движения)
А потом покажем маме. (вытянули руки перед собой))
А вокруг лежат сугробы, (руки в стороны)
Снегом замело дороги (руки вверх, покачивают руками)
Не завязнуть в поле чтобы, (покачивают головой)
Выше поднимаем ноги (шаг на месте высоко поднимая ноги)
Вон лисица в поле скачет, (ладошку приложили ко лбу)
Словно рыжий, мягкий мячик (прыжки на месте)
Ну, а мы идем, идем (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом (садятся на места)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа в парах с деформированным текстом. Нахождение однородных членов ( слайды 16)
VII. Обобщение по теме “Однородные члены предложения” Тестирование.
1. Как называется члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?
а) дополнения
б) второстепенные
в) однородные
2. Однородными членами предложения могут быть:
а) только главные члены предложения (подлежащие и сказуемые)
б) только второстепенные члены предложения
в) и главные, и второстепенные члены предложения
3. Прочитай предложение. Какие в нём есть однородные члены?
Барсуки и ежи зимой впадают в спячку.
а) подлежащие
б) сказуемые
в) дополнения
4. Прочитай предложение. Какой вопрос надо задать к выделенным словам?
Учительница дала задание Диме и Славе на каникулы.
а) кого?
б) кем?
в) кому?
V. Домашнее задание : составить рассказ о зиме, используя однородные члены.
VI. Рефлексия “Волшебная линеечка” Подведение итогов урока.
На полях начертите “Волшебную линеечку” с четырьмя критериями (слайд 17)
- Красота
- Правильность
- Самостоятельность
- Понятность
Меткой “крестик” отметьте у себя в тетради каждый критерий.