Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании в образовательном процессе интерактивных форм обучения.
Задачи мастер-класса:
- сформировать у участников мастер-класса понятие об интерактивных формах обучения;
- выяснить, целесообразность применения интерактивных форм обучения;
- начать применения интерактивных технологий непосредственно в ходе мастер-класса;
- представить, каким может быть применение интерактивных форм обучения на образовательных предметах различных направлений.
Актуальность мастер-класса: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе.
Ожидаемые результаты:
- участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения интерактивной модели обучения, поймут её важность и необходимость для современной школы;
- практический выход: информационный лист, раскрывающий суть модели.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточные листы, канцелярские принадлежности, “горшок” и составляющие для приготовления каши.
Основное содержание мастер-класса:
I этап: организационный;
II этап: актуализация предыдущего опыта, знаний; постановка проблемы – создание проблемной ситуации;
III этап: узнавание нового;
IV этап: рефлексия
Ход мастер класса
Этап мастер-класса, время | Деятельность организатора мастер-класса | Деятельность участников мастер-класса | Слайд презентации |
Первый этап организационный, 2 мин. | - Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса! | Знакомство с организатором. Первое взаимодействие | №1 |
II этап – актуализация предыдущего опыта, знаний; постановка проблемы – создание проблемной ситуации | - Расскажу-ка я вам сказку: Шел солдат на побывку мимо деревни, утомился в пути, есть хочется, постучал в крайнюю избу: Дверь отворила старуха. Спрашивает: - А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? - Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела. - Ну, нет, так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.....Сейчас мы такую кашу сварим!! - Вспомнили? (горшок поставить на стол) - Кто главные герои известной сказки? - Хозяюшка отдала: соль, крупу, масло, (все это сложить в горшок) и была сварена вкусная каша. |
Отвечают о героях сказки... |
№2 герои сказки
№3 герои сказки |
- Заменим хозяюшку на ученика, а солдата
на учителя (на слайде заменила) - А чем станут топор и продукты, ингредиенты, составляющие нашу кашу, мы будем сегодня выяснять в ходе нашего мастер класса. У нас получается модель технологии интерактивного обучения, которую вы научитесь использовать и применять по окончании нашей встречи. |
№4 Замена героев на фото учителя и ученика №5 Цели и задачи |
||
III этап узнавание нового | - Модель технологии интерактивного
обучения рассмотрим на примере темы
“Растения-путешественники” (окружающий мир, 2
класс) - Чтобы узнать о каких именно растениях мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам собрать пазлы и слова из конструктора. Перед вами находятся “информационные листы”, с которыми мы будем работать. - На первый вопрос отвечаем по “цепочке” и ответ каждого записываем в лист. - Как в России появились эти культурные растения? Молодцы, но, это субъективное мнение, предположения, гипотезы. Их мы можем подтвердить или опровергнуть, обратившись к источникам. |
Участники мастер- класса собирают пазлы на интерактивной доске и слова при помощи конструктора ТИКО Ответы участники записывают в информационном листе |
№ 6 тыква, картофель, рис |
- А какие источники информации вам известны? | Книги, компьютер, свои наблюдения, проводили эксперимент и др. | ||
По данной теме материал мы можем найти в
энциклопедии, в интернете, спросить у взрослых,
связаться со специалистом, но... Благодаря
современным информационным технологиям, мы
сейчас с вами откроем словарь С.И.Ожегова и
энциклопедию Кирилла и Мефодия для начальной
школы и выберем для нас нужную информацию. - Картофель привез в Россию из европейских стран Петр I . Туда, в свою очередь, картофель завезли испанские мореплаватели из Америки. Сначала европейцы боялись его есть. Дамы использовали только цветки картофеля, прикрепляя их к платьям. Потом пробовали, есть отварной картофель с сахаром. А современные повара могут приготовить из картофеля более 200 блюд. Тыква – одно из первых и очень полезных растений, которое стал выращивать человек. Её плоды не только едят. Из особой тыквы – горлянки – делают посуду: бутылки, ведра, миски, чашки. В высушенных больших тыквах некоторые народы Азии и Африки хранят зерно и воду. Несколько больших тыкв, связанных вместе, образуют плот. Вот какое это удивительное растение! Его родина – Северная Америка. А вот родина риса, одного из древнейших растений, которое люди употребляют в пищу, предположительно, Индия. Для многих народов Азии рис – главный продукт питания. А в Европе он широко распространился лишь лет 200 назад. В нашей стране его возделывают в Краснодарском и Приморском краях, в Нижнем Поволжье. |
Взаимодействие в малых группах, парах.
Работа в информационных листах. |
||
Проверка задания | - Что же мы вместе узнали в результате
нашей общей работы? (вывод) - Давайте посмотрим, что мы записали вначале, найдем общее и различия. Молодцы! |
Ответы участников мастер-класса Работа с информационным листом |
|
Как мы назовем такие растения, которые
были привезены людьми из других стран? Давайте соберем слово из конструктора ТИКО. А теперь давайте вернемся к нашей сказке. Вспомните, мы заменили хозяюшку на ученика, а солдата на учителя. Вначале у нас ничего не было. Родились гипотезы, ваши предположения мы извлекли нужную информацию из источника, облекли их в научную форму и сварили .... Нет не кашу, а модель интерактивного обучения. Чем же стали топор и продукты, ингредиенты, составляющие нашу кашу. Топор – личные ваши размышления, мотивация. Чем же стали ингредиенты - подлинные источники. А каша - это результат наших знаний. |
Путешественники cобирают слово | № 7 схема интерактивного обучения |
|
Вывод | Сегодня мы работали с комплексом
образовательных технологий, используя в основе
технологию интерактивного обучения. Центральная роль в этом обучении принадлежит учащимся. Преподаватель выступает как организатор и помощник в познании окружающего мира. Обсуждение гипотез может происходит в малых группах. Взаимодействие между группами преобладает над воздействием учителя над группами. |
||
IV этап Рефлексия |
Как и в любой технологии, в технологии
интерактивного обучения есть свои трудности: 1. Ограничен объем изучаемого материала, но с другой стороны он рассмотрен более глубоко. 2. Существуют трудности установления и поддержания дисциплины, в этом и заключается мастерство учителя. Но положительные моменты: 1. Высокая степень мотивации; 2. На каждом уроке используются задания поискового характера, которые дают эмоциональный положительный настрой, повышают общий тонус учащегося; При интерактивном обучении вовлеченными в процесс познания оказываются практически все учащиеся. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Роль учителя – научить мыслить, а сделать это можно только размышляя вместе с ними. Такие уроки интересны детям, они пробуждают детей к мысли, даже самые скромные ученики не боятся высказывать свои мысли. Выводы, сделанные детьми на таких уроках, запомнятся надолго. “Познание начинается с удивления” Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний мастер класс будет полезен для каждого из присутствующих. Спасибо за сотрудничество. |