Цель урока: расширение и углубление знания школьников о цвете; воспитание любви и интереса к предмету.
Задачи урока:
- Повторить ранее изученное (например в начальной школе) цветоведения в ходе занимательных задач.
- Знакомство с теоретическими основами цветоведение (видео):
- понятия “колорит”, “контрастность цвета”, “дополнительный цвет” и др.
- Формирование представлений о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.
- Научить определять в художественных произведениях колорит, а также как художник использует в своих работах контрастные цвета для осуществления идейно-художественного замысла.
- Отработка навыков смешивания цветов и работы кистью в практическом задании.
- Развитие культуры зрительного восприятия.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Ход урока
1. Организационная часть урока
Проверка готовности к уроку, организация рабочего места ученика.
Я рада вас всех приветствовать. Приготовьте хорошее настроение, позитивный настрой друг к другу.
2. Повторение материала
Вступительная беседа учителя с фронтальным опросом школьников.
Звучит детская песенка про Радугу
Выглянуло солнышко из-за серых туч,
Золотистым зёрнышком прыгнул первый луч.
Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам.
И от этой песенки тает тишина,
И с ручьями весело прыгает весна.
Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам.
Учитель: Ребята о чём эта песенка (если затрудняются, можно задать наводящие вопросы).
Правильно о Радуге. В радуге можно увидеть много цветов.
Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока. Верно, мы поговорим сегодня о цвете. Тема урока “Цветоведение” Слайд 1
Ребята, разгадайте загадки. Слайд 2
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
Руки красные и рот,
Разноцветный я, как в сказке.
Не лентяй , не обормот,
Просто постарались. (Краски)
Краски я на ней мешаю,
Получаю новый цвет.
Не всегда она большая,
Но удобна, спору нет.
С красками она дружна.
Ну, скажите, кто она? (Палитра)
Для чего нам нужны кисточка, краски, палитра? Верно -для нашего творчества!
Что – же такое цвет? Вы уже знакомы с красками, и я думаю, что знаете о цвете. Посмотрите на радугу. Слайд 3 Какой цвет находиться не на своём месте? Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить популярное выражение в русском языке. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
В природе все выражено только в цвете, и все, что мы видим, мы воспринимаем исключительно в цвете. Наконец, восприятие цвета (точнее, ощущение) неизбежно окрашивается в тот или иной чувственный тон, что вызывает у нас удовольствие или неудовольствие.
Есть очень много предметов каким – то одним цветом. Назовите их по цвету радуги. Слайд 4
- Красным цветом – например клубника.
- Оранжевым цветом – апельсин.
- Жёлтым цветом – солнышко.
- Зелёным цветом – ёлочка.
- Голубым цветом – голубые карандаши.
- Синим цветом - кит.
- Фиолетовым цветом - дискошар.
Учитель: “Цветоведение” - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Художник должен организовать всю стихию цвета, чтобы достичь необходимого по его замыслу воздействия, чтобы полностью раскрыть смысл произведения. Для начала, вспомним, какие цвета называют основными. Слайд 5
Цвета (желтый, красный, синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными.
Какие цвета называют составными? Какие цвета смешиваются друг с другом, чтоб получить составные цвета? Слайд 6
- Красный+ жёлтый, получаем оранжевый.
- Жёлтый+синий, получаем зелёный.
- Красный +синий, получаем фиолетовый.
- Синий +красный, получаем коричневый.
Очень хорошо.
Слайд 7
Ребята, вы видите сидящих на ветке птиц. Они разные по цвету (можно перечислить какими цветами эти птицы). Как вы думаете, какие здесь птицы с ахроматическими цветами?
Ахроматические цвета, к которым относятся чёрный, серый и белый цвет. Эти цвета усиливают основные.
А какие цвета называют хроматическими?
Верно, это все остальные цвета, спектральные цвета. Слайд 8 (можно перечислить) Красный, красно-оранжевый, оранжевый и т.д
Предлагаю вам упражнения для глаз. Слайд 9 Посмотрите на движение солнышка. Выполните упражнение движение глаз по ходу солнышка.
Ребята, на картине Исаака Левитана “Золотая осень” представлены очень яркие, осенние листья ( красные, жёлтые, оранжевые). Как называют такие цвета? Слайд 10 Верно, тёплые.
Слайд 11 Как можно назвать цвета в картине Алексея Саврасова “Грачи прилетели” (можно сделать краткий анализ картины). Как называют такие цвета?
Объяснение теоритического материала “Цветоведение” (видео).Слайд 12
1 кадр Заставка
2 кадр Цвет – это один из признаков видимых нами предметов Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение человека. Все зрительные ощущения можно разделить на две группы: ахроматические и хроматические.
3 кадр Ахроматические цвета, к которым относятся чёрный, серый и белый цвет. Эти цвета усиливают основные.
4 кадр Белый лебедь на чёрном фоне будет ещё белее. На жёлтом фоне будет смотреться не таким белым. Белый, чёрный, серый цвет, имеющие хотя бы незначительный оттенок (розоватый, зеленоватый, желтоватый и т.д) будут являться хроматическими.
5 кадр Благодаря работам Ньютона, уже было известно, что белый цвет распадается на 7 основных цветов. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
6 кадр Видео Так как рождается цвет, Гёте выявил чистые цвета, эти цвета нельзя выявить путём смешивания - это красный, жёлтый и синий.
Он же сделал вывод, что оранжевый, зелёный, фиолетовый – это смешанные цвета, которые получаются путём смешивания основных цветов в разных пропорциях.
7 кадр Каждый цвет имеет свой строго определённый дополнительный цвет. Расположенные рядом, они усиливают друг друга, придают яркость друг другу. Такие пары называют контрастными.
8 кадр Каким ярким смотрится жёлтый треугольник на фиолетовом кружочке. Красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.
9 кадр Если в цветовом круге смешивать соседние цвета в различных пропорциях, то можно получить множество промежуточных оттенков. Смешивая оранжевый с жёлтым, получим оранжево- жёлтый и жёлто – оранжевый и много других оттенков.
10 кадр Цвета делят на тёплые и холодные. Это деление условно. Чаще всего они связаны с жизненным опытом человека.
11 кадр Основные характеристики цвета:
- цветовой тон;
- насыщенность;
- светлота.
12 кадр Цветовой тон – главная характеристика цвета. Определяет место цвета в спектре. Красный, зелёный, жёлтый , синий и т.д. Смешение цвета с белым и чёрным создаёт чистые цвета тона, с белым приглушённые.
13 кадр Насыщенность – это степень чистоты цвета. Она уменьшается добавлением к нему хроматического цвета белого, чёрного или серого. Самый насыщенный – это спектральные, а не насыщенные часто называют тусклыми, бледными. Третья характеристика цвета - Светлота.
Светлота – это положение цвета на шкале от белого до чёрного. Характеризуется такими словами, тёмный, светлый.
14 кадр Колорит – это гармоничное сочетание цветов. Он бывает тёплый, светлый, холодный, тёмный.
15 кадр Тёмный – И. Айвызовский “Вид Петербурга”.
16 кадр Тёплый колорит – Гента Уоллиса “Осень”.
17 кадр Светлый – В. Поленов “Московский дворик”.
18 кадр Тёмный колорит – И. Крамской “Лунная ночь”.
Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения.
19 кадр Конец!
Обучающее тестирование Слайд 13
1.Какие цвета относятся к ахроматическим?
а) Родственные
б) Равностоящие серые
в) Основные
2.Оптическое смешение цветов.
а) Лучевой метод
б) Смешение пигмента
3.Какая характеристика присуща только
ахроматическим цветам?
а) Тон
б) Насыщенность
в) Светлота
4. Цвета, которые нельзя получить смешиванием
а) Однотоновые
б) Родственные
в) Контрастные
г) Основные
5.Какие цветовые ассоциации являются наиболее
устойчивыми ?
а) Эмоциональные
б) Физиологические
в) Негативные
6.На какие две большие группы делится все
многообразие цветов?
а) Родственные и контрастные
б) Ахроматические и хроматические
в) Основные и производные
г) Насыщенные и ненасыщенные
д) Холодные и теплые
7.Учения о цвете
а) И. Ньютон
б) П. Пикассо
в) Гомер
8.Теплота краски
а) Склонность к белому
б) Склонность к пурпурному
в) Склонность к желтому
9.Схема возникновения зеленого цвета
а) Желтый + изумрудный
б) Синий + пурпурный
в) Желтый + синий
10.Какой цвет является контрастным для синего?
а) Зелёный
б) Оранжевый
в) Фиолетовый
5. Творческая лаборатория
Задание:
1 группа Составить гамму тёплых пятен “В Солнечном городе” или “Осенний листопад”.
2 группа Составить гамму холодных цветов “В царстве Снежной Королевы” или “В гостях у Деда Мороза”.
Можно выполнить и игровое задание – придумать сказочный мир цветной страны.
6. Рефлексия “Человечки настроения”
Материалы: каждому лист бумаги с нарисованными двумя. смайликами: веселой и грустной, между которыми проведена прямая, ниже написан список причин, которые могут повлиять на настроение.
Ход занятия. Пусть дети посмотрят на двух человечков, нарисованных на листочке. Отметят на прямой, проведенной между смайликами, ту точку, которая соответствует их настроению. Например: собственная успешность в работе.
7. Выставка творческих работ. Подведение итогов.