1. МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
2. ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
3. Тема урока: “Значение предметно-развивающей среды в жизнедеятельности начальной школы”
5. Место и роль урока в изучаемом разделе ОП: второй урок по теме: Тема 2.1. Требования к созданию предметно-развивающей среды
6. Цели урока: освоение дидактических единиц: Уметь: создавать в кабинете предметно-развивающую среду. Знать: педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете; источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; логику подготовки и требования к устному выступлению.
- профессиональных компетенций: ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
7. Задачи:
обучающая: Способствовать формированию
знаний о значении предметно-развивающей среды,
формирование умений и навыков принятия
практического решения поставленных
профессиональных задач при разработке
предметно-развивающей среды;
8. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
9. Используемые формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
10. Используемые методы обучения:
- словесный: эвристическая беседа, диалог;
- наглядный: демонстрация презентации, видеоролика;
- практический: практическая работа;
- рефлексивный: текущая рефлексия, итоговая рефлексия.
11. Принципы:
- индивидуального и дифференцированного подхода;
- деятельностного подхода в обучении;
- прочности усвоения знаний, умений;
- наглядности, доступности и посильности.
12. Учебно-методическое обеспечение урока:
дидактические средства: электронная
презентация, видеофильм, буклеты;
13. Межпредметные связи: ОП 01. Педагогика, ОП 02 Психология.
14. Прогнозируемый результат:
формирование умений: создавать в кабинете
предметно-развивающую среду;
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Ход урока
I. Вступительная часть (Мотивационно-целевой компонент)
Слайд1.
Здравствуйте.
Староста, список отсутствующих дайте, пожалуйста.
Я хочу начать урок с эпиграфа
“Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках”
Что же может и должен делать ученик на уроке?
Отвечаем по цепочке (обучающиеся формулируют правила поведения в школе на уроке и переменах)
Я надеюсь, что эти правила и вы будете соблюдать сегодня на нашем занятии. Они помогут Вам с легкостью освоить новую тему.
Перед Вами буклеты, информация представленная в них, поможет Вам ответить более полно на вопросы.
Назовите основные нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя начальных классов?
Вопросы обучающимся представлены на слайде, буклет (Приложение 1) поможет Вам ответить на вопросы:
1.Стандарт включает в себя требования к ......
2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ...
3. Стандарт направлен на обеспечение ....
4. Какой подход лежит в основе Стандарта и что он предполагает?
5. в ст.41. Федерального закона Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: ......
Слайд 2
Представим это определение схематично
Задание. Раскройте содержание представленной схемы на рисунке 1.
Рисунок 1. Структурная схема ФГОС НОО
Слайд 3 – 13 Тесты
Слайд 14
Обобщим требования нормативных документов к деятельности
“Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития” (Светлан Леонидовна Новоселова). Предметно-развивающая среда
Слайд 15
Какова же тема урока?
II Основная часть (Процессуально-содержательный компонент)
Слайд 16
Предметно-развивающая среда должна ориентироваться на зону “ближайшего развития” ученика.
- Кто является автором этого понятия? (Ответ. Лев Семенович Выготский)
- Как вы это понимаете?
Предметно-развивающая среда должна содержать:
- предметы и материалы, известные детям;
- предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью УЧИТЕЛЯ;
- совсем незнакомые предметы и материалы.
Слайд 17
Образовательная среда включает:
- пространственно-предметный компонент;
- технологический компонент;
- социальный компонент.
Слайд 18
Представление А.С.Макаренко о предметно-развивающей среде
Как с позиции сегодняшнего дня Вы можете интерпретировать представления А. С.Макаренко о предметно-развивающей среде.
Слайд 19
Пространственно-предметный компонент включает в себя пространственные условия и предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды.
Пространственно-предметный компонент
1.принцип разнообразности и сложности, который предусматривает создание возможностей пространственного и предметного выбора всеми участниками образовательного процесса;
2. принцип связности различных функциональных зон, который означает наличие возможностей многофункционального использования элементов пространственной среды, создание целостного пространства;
3. принцип гибкости и управляемости среды, который предполагает наличие возможностей для функциональных изменений различных предметов в зависимости от условий образовательного процесса;
4. принцип организации среды как носителя символического сообщения, который связан с предоставлением дополнительной актуальной информации участникам образовательного процесса, повышает их возможности управления этой средой;
5. принцип персонализации среды, который обеспечивает субъектам образовательного процесса возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве;
6. принцип автономности среды, который обеспечивает для всех участников образовательного процесса возможность жизнедеятельности в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, индивидуальным и другим особенностям.
Слайд 20
Коррекционная зона
Вы были на практике, вспомните какими пособиями, предметами была представлена эта зона в школе?
Слайд 21
Социальный компонент образовательной среды несёт на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны общества, в самоактуализации – то есть комплекса социально ориентированных потребностей.
Слайд 22
Социальный компонент образовательной среды
- учителя будут приветливы и ласковы;
- учителя не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением;
- учителя будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами;
- учителя будут относиться к ученикам с любовью
(тогда они легко завоюют их сердце так, что детям
будет приятнее пребывать в школе, чем дома).
Я.А. Коменский
Назовите основные характеристики, которые выделяют современные психологи, педагоги и социологи
Ответ: можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:
- Взаимопонимание и удовлетворённость всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями;
- Преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса;
- Авторитетность руководителей: директора и педагогов или родителей;
- Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
- Сплочённость и сознательность всех субъектов образовательного процесса
- Продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.
Слайд 23
Технологический компонент - связь социального и пространственно-предметного компонентов, или другими словами, составляет педагогическое обеспечение развития личности ученика.
Слайд 24
Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности:
Для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях.
Для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.
Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой, и составляет её развивающий психолого-педагогический потенциал.
Слайд 25
Пирамида потребностей американского психолога Абрахама Маслоу.
III. Практическая работа
Слайд 26
Работа в группах по 7-8 человек.
Посмотрите видео о технике безопасности в начальной школе (Приложение 2) [1]. Обратите внимание, какая деятельность разрешена (запрещена) с точки зрения безопасности на перемене, на уроке.
Вам необходимо придумать и нарисовать запрещающий /разрешающий знак поведения на уроке, перемене. Разработать правила поведения на перемене /уроке (5 положений). (один обучающийся рисует знак, остальные на отдельных листах пишут правила и приклеивают к ватману (Формат А3).
Для защиты практического задания (мини плаката) от группы один человек выходит к доске и защищает свой проект.
IV. Заключительная часть (Результативно-оценочный компонент)
Слайд 27
Подведение итога
Правильно организованна предметно-развивающая среда
- позволяет обеспечить качество образования в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов;
- обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса и создаёт окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего развития каждого ребенка, обучение и развитие детей с особыми потребностями (ОВЗ);
- вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности;
- способствует каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Оценка деятельности обучающихся на уроке
Критерии оценки
При оценке ученика надо учитывать следующие критерии:
- Правильность ответа.
- Его полноту.
- Степень осознанности изученного материала.
- Последовательность сообщения.
- Правильность языкового оформления ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик:
- Полно излагает изученный материал, дает правильные определения понятий.
- Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составляемые.
- Излагает материал последовательно.
Отметка "4" ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки "5", но допускается 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
- излагает материал не полно и допускает неточности в определении понятий или в формулировках правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
- излагает материал непоследовательно и допускает фактические ошибки в излагаемом материале.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.
Домашнее задание: Разработайте буклеты раскрывающие основное назначение предметно-развивающей среды.
Список используемых материалов
- Видео файл Техника безопасности в начальной школе https:/ /www.youtube.com/watch?v=4mbuUh-0lLs