Цель: познакомить с условиями написания разделительного ъ, закреплять полученные детьми знания о разделительном твердом знаке; развивать умение сравнивать и группировать факты, обобщать их, делать выводы; обогащать лексику, развивать память, логическое мышление; воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 1 часть С.В. Иванов, рабочая тетрадь «Пишем грамотно №1», компьютер, мультимедийный проектор, опорная схема, карточки (Приложение 1).
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Прозвенел уже звонок
Нам пора начать урок.
2. Каллиграфическая минутка
– Найдите сходство и различие данных букв: х, ф.
– Пропишите строчку букв хф, фх.
3. Актуализация знаний
– Чем вы занимались на прошлом уроке? (Изучали приставки)
– Что такое приставка? Какие приставки вы знаете? (Ответы учащихся)
– Назовите слова с приставками?
Подружился, погода, поезд, полка, подарок.
– Как найти приставку?
4. Самоопределение деятельности
На доске написаны слова в два столбика. Учащиеся работают на карточках.
выезд подъезд
приезд отъезд
заезд съезд
– Прочитайте слова. Разберите их по составу.
– Сравните слова каждого столбика. Найдите в них общее. (Ответы учащихся)
– Назовите различия. (Ответы учащихся)
– После каких приставок пишется разделительный ъ? (Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву)
– Обратите внимание: разделительный ъ знак пишется в словах после приставок, которые оканчиваются на согласную, только перед определенными буквами.
Прочитайте слова и скажите, перед какой гласной написан ъ?
(На доске написаны слова: отъехал, подъем, предъюбилейный, объявление)
– Давайте сформулируем правило о правописании разделительного твердого знака.
1. После какой части слова пишется разделительный твердый знак?
2. После каких приставок пишется разделительный ъ?
3. Перед какими гласными буквами пишется разделительный твердый знак? |
Опорная схема
|
5. Физминутка. Упражнения для снятия общего утомления
6. Первичное закрепление полученных знаний
Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно №1» (страница 85, упражнение №1, №2, №3)
7. Физминутка. Упражнение для глаз
8. Закрепление и систематизация полученных знаний. Тренировка в применении правила
Учащиеся работают на дополнительных карточках. Работа в парах. (Приложение 1)
9. Итог урока
– Что нового узнали?
– Когда пишется разделительный ъ? (ответы учащихся)