Цель:
- обобщить знания детей об изученных частях речи;
- обобщить знания детей о словарных словах, входящих в различные части речи;
- продолжить работу над развитием словарного запаса детей;
- учить применять фразеологические обороты в речи, объяснять значение пословиц и поговорок;
- воспитывать любовь к языку;
Оборудование: таблицы со словарными словами «работа, рабочий, песок, лопата, металл, машина, молоток, топор, шофер», слайд с озером и деревьями.
I. Сообщение темы и цели урока
– Наш урок сегодня необычный, потому что мы с вами должны построить городок знаний, полученных в 3 классе. А помогать нам в строительстве будут словарные слова, изученные за 3 года.
II. Имя существительное
1. – Вспомните, какие словарные слова связанные со строительством вы знаете?
р . бота, р . бочий, п . сок, л . пата, мета . . , м . шина, м . л . ток, т . пор, ш . фер.
– Из слов построим дом с колоннами и запишем эти слова в словарь.
– К какой части речи относятся данные слова?
– Что вы можете сказать о каждом из этих слов? (подписываем)
– Какие грамматические признаки указали? (род, склонение, число, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное)
– Какие будут постоянными?
2. Составление пословиц, объяснение.
– Крепкую, не разрубить, топором, дружбу.
– Всякая, мастера, работа, хвалит.
– Не топор, а, тешет, плотник.
– Укажите падеж имен существительных.
– Постоянная или непостоянная группа признаков?
III. Имя прилагательное
1. – Все астраханцы очень любят проводить свободное время у воды.
– Давайте построим водоём.
– Какой это водоем? (искусственный) (на доске появляется рисунок озера, в нем волны с окончаниями «ая», «ой», «ий», «ое», «ые»)
– К какой части речи относится это слово? Докажите!
– Какая это часть слова?
– Что можете сказать о слове, имеющем такое окончание?
– Какие грамматические признаки указали? (род, число; непостоянные)
2. Работа по карточкам
Маленьк … дело лучше больш… безделья.
Несчастлив … дни долго памятны.
Нет лучш … дружка, чем родим … матушка.
Задание: указать грамматические признаки имен прилагательных.
3. Устойчивые обороты.
Желторотый птенец 1в.
Длинный язык 2в.
– Запишите 2 предложения с данными сочетаниями в прямом и переносном значении.
– С какой частью речи могут быть связаны словарные слова?
IV. Глагол
1. – Жарким летом нам хочется укрыться в тени деревьев.
– Давайте их посадим (на доске появляются стволы деревьев и слоги «рас пус ка ет ся, от цве та ет, про сну лись, со зре ют»)
– Собери слова
– Что они обозначают? Какая часть речи?
2. Морфологический разбор.
Отцветает – глагол, отцветать, несов. в, 1 спр, ед.ч, наст. вр, 3 л.
Проснулись – глагол, проснуться, сов. в, 1 спр, прош. вр, мн.ч.
Созреют – созреть, сов. в, 1 спр, буд. вр, мн.ч, 3 л.
– Какие признаки постоянные? Непостоянные?
3. Соотнесение словарных слов с глаголами:
ябл . ня, с . рень, ч . ремуха
м . лина, см . родина, кр . жовник
ланд . ш, . дуванчик, нез . будка
4. Работа с устойчивыми оборотами.
Урожай не соберешь, если будешь ждать у моря погоды.
– Какой устойчивый оборот речи вы можете назвать в этом предложении? Назовите словарные слова.
Вывод: Связаны ли словарные слова с глаголами?
V. Наречие
1. – Где находится пруд?
– Где расположен сад? Давайте составим и запишем предложение. Каким членом предложения являются слова «слева», «направо».
Слева от дома находится пруд, а направо сад.
– Что это за часть речи?
2. Вставь пропущенные наречия. Замени одним словом.
Одна нога …, другая там.
Обвести … пальца.
– Назови основной признак.
VI. Служебные части речи
Задание: Запись под диктовку.
Сам погибай, а товарища выручай.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
– Объясни запятую, подчеркни словарные слова.
VII. Итог
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что узнали о словарных словах?
– Что надо делать, если сомневаешься в написании слова?
– С какими частями речи связаны словарные слова? Какие обороты речи запомнили?
VIII. Домашнее задание
Список литературы:
- Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», Москва «Владос» 2010 год.
- Волина В. «Игры с буквами и словами» Москва «Аст-Пресс» 2000 год
- Моршнева Л. Г. «Занимательные упражнения» Саратов ОАО «Издательство «Лицей» 2012 год.