Обобщение знаний о частях речи, работа со словарными словами. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • обобщить знания детей об изученных частях речи;
  • обобщить знания детей о словарных словах, входящих в различные части речи;
  • продолжить работу над развитием словарного запаса детей;
  • учить применять фразеологические обороты в речи, объяснять значение пословиц и поговорок;
  • воспитывать любовь к языку;

Оборудование: таблицы со словарными словами «работа, рабочий, песок, лопата, металл, машина, молоток, топор, шофер», слайд с озером и деревьями.

I. Сообщение темы и цели урока

– Наш урок сегодня необычный, потому что мы с вами должны построить городок знаний, полученных в 3 классе. А помогать нам в строительстве будут словарные слова, изученные за 3 года.

II. Имя существительное

1. – Вспомните, какие словарные слова связанные со строительством вы знаете?

р . бота, р . бочий, п . сок, л . пата, мета . . , м . шина, м . л . ток, т . пор, ш . фер.

– Из слов построим дом с колоннами и запишем эти слова в словарь.
– К какой части речи относятся данные слова?
– Что вы можете сказать о каждом из этих слов? (подписываем)
– Какие грамматические признаки указали? (род, склонение, число, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное)
– Какие будут постоянными?

2. Составление пословиц, объяснение.

– Крепкую, не разрубить, топором, дружбу.
– Всякая, мастера, работа, хвалит.
– Не топор, а, тешет, плотник.

– Укажите падеж имен существительных.
– Постоянная или непостоянная группа признаков?

III. Имя прилагательное

1. – Все астраханцы очень любят проводить свободное время у воды.
– Давайте построим водоём.
– Какой это водоем? (искусственный) (на доске появляется рисунок озера, в нем волны с окончаниями «ая», «ой», «ий», «ое», «ые»)
– К какой части речи относится это слово? Докажите!
– Какая это часть слова?
– Что можете сказать о слове, имеющем такое окончание?
– Какие грамматические признаки указали? (род, число; непостоянные)

2. Работа по карточкам

Маленьк … дело лучше больш… безделья.
Несчастлив … дни долго памятны.
Нет лучш … дружка, чем родим … матушка.

Задание: указать грамматические признаки имен прилагательных.

3. Устойчивые обороты.

Желторотый птенец             1в.
Длинный язык                      2в.

– Запишите 2 предложения с данными сочетаниями в прямом и переносном значении.
– С какой частью речи могут быть связаны словарные слова?

IV. Глагол

1. – Жарким летом нам хочется укрыться в тени деревьев.
– Давайте их посадим (на доске появляются стволы деревьев и слоги «рас пус ка ет ся, от цве та ет, про сну лись, со зре ют»)
– Собери слова
– Что они обозначают? Какая часть речи?

2. Морфологический разбор.

Отцветает – глагол, отцветать, несов. в, 1 спр, ед.ч, наст. вр, 3 л.
Проснулись – глагол, проснуться, сов. в, 1 спр, прош. вр, мн.ч.
Созреют – созреть, сов. в, 1 спр, буд. вр, мн.ч, 3 л.
– Какие признаки постоянные? Непостоянные?

3. Соотнесение словарных слов с глаголами:

ябл . ня, с . рень, ч . ремуха
м . лина, см . родина, кр . жовник
ланд . ш, . дуванчик, нез . будка

4. Работа с устойчивыми оборотами.

Урожай не соберешь, если будешь ждать у моря погоды.

– Какой устойчивый оборот речи вы можете назвать в этом предложении? Назовите словарные слова.

Вывод: Связаны ли словарные слова с глаголами?

V. Наречие

1. – Где находится пруд?
– Где расположен сад? Давайте составим и запишем предложение. Каким членом предложения являются слова «слева», «направо».
Слева от дома находится пруд, а направо сад.
– Что это за часть речи?

2. Вставь пропущенные наречия. Замени одним словом.

Одна нога …, другая там.
Обвести … пальца.

– Назови основной признак.

VI. Служебные части речи

Задание: Запись под диктовку.

Сам погибай, а товарища выручай.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.

– Объясни запятую, подчеркни словарные слова.

VII. Итог

– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что узнали о словарных словах?
– Что надо делать, если сомневаешься в написании слова?
– С какими частями речи связаны словарные слова? Какие обороты речи запомнили?

VIII. Домашнее задание

Список литературы:

  1. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», Москва «Владос» 2010 год.
  2. Волина В. «Игры с буквами и словами» Москва «Аст-Пресс» 2000 год
  3. Моршнева Л. Г. «Занимательные упражнения» Саратов ОАО «Издательство «Лицей» 2012 год.