Классный час "Научите меня общаться!". 9–10-е классы

Разделы: Классное руководство


Цель:  показать обучающимся методы общения при возникновении конфликтной ситуации, связанной с проявлением негативных эмоций.

Задачи:

  • обобщить знания обучающихся о понятии «общение»;
  • проанализировать предложенные видеосюжеты;
  • провести ряд упражнений, направленных на выявление эмоциональной напряженности;
  • познакомить с техникой «я-высказывание».

Используемые понятия:  общение, слова-«саботажники», оценочное общение, эмоциональная напряженность,  «я-высказывание».

Методы: беседа, анализ, метод работы в группах, ролевая игра.

Оборудование: компьютер и проектор

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: Добрый день. Давайте улыбнемся, поприветствуем друг друга и настроимся на хорошую работу. Наш классный час я хочу начать с притчи.

Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:
– Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете.
Хозяин велел позвать Эзопа.
– Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.
Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.
– Эзоп, ты же принес язык!
– А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».
Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:
– Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
Удивлению гостей не было предела.
– Эзоп, ты же опять принес язык!
– А разве это не самое ужасное, что есть на земле. Языком мы произносим слова ненависти, гнева, языком мы объявляем войну. Языком мы произносим слово «раб».

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем эта притча? (Варианты детей)
– Для чего нам нужен язык? (Чтобы общаться).
– Сегодня на нашем классном часе мы сосредоточим внимание на процессе общения в повседневной жизни, поговорим о том, как реагировать на негативные эмоции других людей и управлять собственными эмоциями, попробуем найти приемы, которые помогут нам сделать общение комфортным. Тема нашего классного часа: «Научите меня общаться».
– Раз мы заговорили об общении, то обязаны дать определение этому понятию. Так что же подразумевается под «общением»? Для чего люди общаются?  (Варианты детей)
– Вы действительно правы.
Общение — обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся  удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда – и власти над другим человеком. Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где нет постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой.
–  Всегда ли наше общение можно назвать комфортным, приятным? (Нет)
– Сейчас я предлагаю посмотреть видеосюжет о том, как общаются некоторые подростки.

Фрагмент из сериала «Школа»

– Поднимите, пожалуйста, руку, кто встречался с таким общением или сам хотя бы раз общался в такой манере? Как вы думаете, можно ли это общение назвать приятным? Почему? (Варианты детей)
– Правильно. Одним из барьером общения является оценка. В данном случае оценка была весьма негативной.

1. Оценочное общение

– А легко ли обойтись без оценочных суждений в общении? Это мы и попробуем выяснить. Для выполнения упражнения нам понадобятся 2 добровольца.

Упражнение «Безоценочное общение». Учащихся просят повернуться друг к другу, и в течение  1 минуты сначала один, а потом второй человек должен, глядя на партнера, описать его внешность и характер, избегая оценок.

– Легко было выполнять это задание?
Вывод: Сейчас вы увидели, как сложно не давать оценок – так и хочется сказать: «У тебя красивые волосы» или «Умный взгляд» и т.д. Мне понравилось, что вы сейчас давали друг другу положительные оценки. Ведь оценка – это ваше внимание к человеку. Постарайтесь при общении давать позитивные оценки, будьте терпимы друг к другу, старайтесь видеть только хорошее в собеседнике.

2. Саботажники общения

– Кроме оценочных суждений, общению могут мешать так называемые «саботажники общения». Кого называют саботажниками? (Лицо, занимающееся саботажем, т.е. преднамеренным расстройством или срывом работы при соблюдении видимости ее выполнения). Это слова, которые мешают общению, хотя люди при этом общаются.
К «саботажникам общения» относятся:

  • Слова–«должники» («Ты должен соображать…», «Вы не должны так сердиться…», «Тебе нужно побольше читать..»).
  • Выспрашивание, «допрос».
  • Диагноз мотивов поведения: («У тебя не хватает инициативы…», «Ты просто защищаешься».)
  • Убеждение логикой, успокоение отрицанием существования проблемы: «Нечего тут расстраиваться», «Всё это ерунда», «Не волнуйся, все будет хорошо».
  • Смена темы разговора: «То, что ты говоришь интересно…  Я вчера смотрел смешной фильм…».
  • Соревнование:

– Я вчера попал в ужасную ситуацию на экзамене: мне достался такой билет…
–  Это что, а вот я…
– Почему последний вариант (соревнование) относится к «саботажникам» общения?  Чего на самом деле хотят общающиеся? (Их не интересуют чужие проблемы, а только свои).
– Молодцы.
– Что же еще может мешать в процессе общения? Чтобы это выяснить, я предлагаю вам повернуться друг к другу, закрыть глаза и выполнить некоторые действия без слов.

  • Поздоровайтесь
  • Подружитесь
  • Поссорьтесь
  • Подеритесь
  • Помиритесь
  • Подружитесь

– Что вам больше понравилось делать: ссориться или мириться?
– А когда мы ссоримся, какие эмоции у нас могут возникать? (Гнев, злость, обида)
Так что еще может мешать нашему общению? (Эмоции)

3. Эмоциональная напряженность

– Общение – это чрезвычайно эмоциональная деятельность, и сильные эмоции могут мешать правильно воспринимать собеседника, затруднять истинные мотивы его поведения, а также приводить к конфликтам и недоразумениям.
– Давайте предположим следующую ситуацию: кто-то кричит на вас; может быть вам и понятно, почему это происходит, но тем не менее неприятно, когда на вас кричат. Предположите варианты ответа в данной ситуации (Варианты детей).
– Действительно, из этой  ситуации есть три варианта ответа:
1. Агрессивная реакция: накричать в ответ, что еще больше усложнит взаимоотношения.
2. Уйти в сторону. Это – отступление, и такая пассивная реакция часто приводит к охлаждению взаимоотношений, если не к полному разрыву.
3. Использовать оптимальное самоутверждение. Для этого необходимо найти формулировку, наилучшим образом отстаивающую вашу точку зрения.  Но эта формулировка не должна вызвать у собеседника агрессию и желание защититься (например: «Мне действительно жаль, что так получилось»).
– Когда кто-то жалуется на вас, нападает и критикует, он представляет, что вы – виновник его неприятностей. Ваша цель в этом случае – разрядить враждебность и приблизиться к урегулированию проблемы. Даже если в вашу сторону направлены обидные высказывания, постарайся понять истинную причину – почему именно человек возмущен, раздражен, обижен на вас – и сдержите первую реакцию ответа агрессией на агрессию.
– А еще что мы можем сделать, чтобы разрядить напряженную обстановку? (варианты детей).
– Отреагируйте сначала на эмоции. Иногда люди возмущены тем, что их не слышат или не ценят их усилия. Например, когда техничка ни с того ни с сего кричит на вас, обвиняя в том, что вы запачкали пол в коридоре, не огрызайтесь, а «присоединитесь» к ее чувствам: «Конечно, Надежда Павловна, на улице так грязно, и у вас столько работы…»
– В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления своими эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению. Наш информационный центр проделал определенную работу и предоставляет вашему вниманию правила по управлению негативными эмоциями. Слово нашему информационному центру.

Говорят заранее подготовленные ученики.

  • Уважайте чувства других людей. Человек имеет право на свои чувства. Кроме того, не всегда легко понять, какие переживания актуализирует та или иная ситуация у человека. Далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва – скорее, вы оказались только «спусковым крючком» давно копившегося раздражения по неизвестному вам поводу.
  • Наберитесь терпения, когда кто–то переживает бурную эмоциональную реакцию. Один из признаков взрослости – умение предоставить другим возможность выразить свои эмоции (естественно, в допустимых пределах), не обижаясь и не поддаваясь собственным.
  • Отойдите от негативной борьбы за власть. Бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки втягивает вас в эмоционально насыщенный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение (за ваш счет). Как только вы выявите подобные попытки доказать свою силу, просто отойдите в сторону, поскольку как борьба, так и сдача позиций будут подкреплять это поведение. Помогите этим людям восстановить их позитивное самоотношение другими способами – без попыток побороть вас, а, например, похвалой  их действительных достоинств.
  • Избегайте соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упреков и критики. Например, мы часто говорим или часто слышим: «Я же тебе говорила…», «Ты сам виноват….» вряд ли дадут желаемый эффект и, наоборот, вызовут ответную обиду или агрессию. Желание отомстить, как правило, проистекает из чувства глубокой обиды.

– Спасибо нашему информационному центру.
– Вопрос из зала: Так что же теперь вообще нельзя ругаться, показывать свое недовольство? Или есть выход из этой ситуации?
–  Очень своевременный вопрос. Действительно, как же быть? Оказывается, можно научиться выражать свои негативные чувства – обиду, злость, гнев, раздражение и агрессию.
– Существуют техники конструктивного выражения собственных негативных эмоций. «Я-высказывания» являются универсальным способом выражения вашего отношения к какой-либо ситуации,  не обижающим другого человека. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но особенно если вы раздражены, рассержены, в плохом настроении. С помощью этого способа вы можете дать обратную связь и при этом не вызвать ответную агрессию. Однако требуется сознательная установка и тренировка, чтобы применять этот способ даже в пылу ссоры.

Схема «Я-высказывания»:

  • Событие.  «Когда…» (описание нежелательной ситуации). Например: «Кричишь на меня, в компании делаешь мне замечания, говоришь о том-то и том-то…»
  • Ваша реакция.  «Я чувствую…» (описание ваших чувств).  Например: «Я очень злюсь, мне так обидно, что хочется плакать», «Я готов тебя ударить…»
  • Предпочитаемый исход.  «Мне хотелось бы, чтобы…» (описание желательного варианта). Например: «Чтобы ты перестала меня упрекать…»,  «Не говорила мне о том-то…», «Не отпускал шуточек в мой адрес…».

– При описании своего эмоционального состояния необходимо избегать элемента осуждения лично собеседника как причины этой реакции.

Ролевая игра «Нейтрализация негативных эмоций»

Обучающиеся  делятся  на три группы,  и им предлагается разыграть ситуации:

  • Мама приходит домой с родительского собрания и начинает вас ругать за двойки и пропуски. Она вспоминает все ваши «грехи» и кричит на вас. Ваша задача – нейтрализовать негативные эмоции, конструктивно выразить свои чувства и перейти к спокойному обсуждению ситуации.
  • «Зачем ты взял(а) мою вещь?» (ученик – ученик)

– Для того чтобы вы попрактиковались в конструктивном общении, я каждому оставляю небольшую памятку.
– А теперь снова внимание на экран.

Фрагмент мультфильма «Адажио»  (приблизительно 3 минуты)

– В этих фигурах подразумеваются люди, они общаются. И каждый из вас может быть на их месте. А чем закончиться это общение, будет зависеть только от вас. Спасибо за хорошую работу.