Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Тип урока | Закрепление ранее изученного |
|
Цель |
Повторить пройденный материал о частях речи. Умение пользоваться толково-этимологическим, орфографическим словарями. |
|
Планируемый |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
|
Личностные:
Метапредметные Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
|
Основные понятия |
Орфограмма, безударные гласные проверяемые ударением, правописание непроизносимых согласных, предложение, текст. |
|
Межпредметные связи |
Русский язык – развитие речи – литературное чтение – окружающий мир |
|
Ресурсы: |
Н.В.Нечаева. Русский язык. Учебник для 4 класса. Часть 1 |
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах. |
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности |
Включение в деловой ритм |
Готовятся к работе |
Личностные: самоопределение. |
– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу вспомнить пройденный материал, совершать новые интересные открытия.
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. |
Выполняют задание, тренирующие отдельных способностей к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
– Разгадайте чайнворд «Улитка». (Дети выписывают слова: снег, глаз, зебра, Австралия, Япония)
– Что объединяет эти слова? (Существительные)
– На какие группы их можно разделить? (1 в. – 1 и 2 скл. сущ.; 2 в. – собствен. и нариц. сущ.)
– Какое слова можно назвать лишним? ( зебра – одуш.)
Постановка учебной задачи | Анализирует знания учащихся. |
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. |
Регулятивные: целеполагание. |
– Назовите, что такое сущ, прил, гл. – как части речи. (Дети называют правила о данных частях речи.)
– Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Повторение грамматических признаков частей речи)
– Сформулируйте тему нашего урока. (Урок развития речи.)
Словарная работа |
Организует деятельность учащихся в парах, по вариантам. |
Определяют задание каждого варианта. Совместно составляют два графика. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
– Выпиши из каждого слова название животных степи, и запишите пословицу о труде.
Сухосличекшь мыестьши кахоламячики – не сисодива на жапевочиронок.
(Суслик, мышь, хомяки, сова, жаворонок. Хочешь есть калачи – не сиди на печи).
– Верно.
– 1 вариант – просклоняют существительное 3 склонения, (мышь),
– 2 вариант – просклоняют существительное 1 склонения. (сова).
Взаимопроверка.
Развитие умений – применение знаний. | Устанавливает осознанность восприятия. |
Выполняют задания с объяснением |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
Работа с толково-этимологическим словарем.
– Найдите в словаре значение слова ТЕСНИНА. (Узкая глубокая речная долина с очень крутыми склонами; узкое ущелье)
(Сообщение обучающегося о Хаджохской теснине).
Работа с предложением.
– Составьте предложение из данных слов: давно, теснина, объектом, является, Хаджохская, экскурсионным.
(Давно Хаджохская теснина является экскурсионным объектом.)
– Выполнить синтаксический разбор, с указанием частей речи.
– Выписать слово, в котором первый звук – мягкий согласный (является);
выписать слова, в которых 1 в. – звуков больше, чем букв (Хаджохская,, является, объектом);
2в. – звуков меньше, чем букв (экскурсионным).
Взаимопроверка.
Физкультминутка
Самостоятельная работа с самопроверкой | Организует деятельность по применению изученного ранее материала. |
Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, сравнивая с работой у доски. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Работа с текстом по карточке
1. Прочитайте текст. Прекрасна река Белая летом под яркими лучами солнца. Прохладный ветер дует с каменистых выступов. На отдыхе туристам предлагают душистую лесную землянику. В июне вечерние зори догорают медленно. Воды уснувшей реки отражают голубые и розовые краски. 2. Выпиши в таблицу слова, соответствующие типам орфограмм и заданий.
|
Проверка.
Безударная проверяемая гласная в корне прилагательного | Глаголы в настоящем времени во множественном числе |
Непроизносимая согласная |
каменистых |
предлагают |
солнца |
лесную |
догорают |
|
вечерние |
отражают |
|
Включение в систему знаний |
Организует выполнение творческого задания |
Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. |
Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. |
Работа с предложением.
Составьте и запишите предложение из данных слов. Подчеркните непроизносимые согласные. Обозначьте корень слов.
Сча_ливая, веселит, жизнь, сер_це.
(Счастливая жизнь сердце веселит.)
1 группа – морфологический разбор сущ. – сердце. (сердце – сущ., сердце, неодуш., нариц., в ед. ч., ср. р., 2 скл., в В.п., в пр. дополн.)
2 группа – морфологический разбор сущ. – жизнь. (жизнь – сущ., жизнь, неодуш., нариц., в ед. ч., ж. р., 3 скл., в И.п., в пр. подл.)
3 группа – морфологический разбор глагола – веселит. (веселит – гл., веселить, несов. в., IIспр., в ед. ч., наст. в., 2 л., в предл. сказ.)
Взаимопроверка.
Рефлексия деятельности | Организует рефлексию |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
– Ребята, у вас на столе лежат сердечки разного цвета. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.
- Красное сердечко – урок понравился, хорошо усвоил(а) пройденный материал.
- Желтое сердечко – у меня осталось несколько непонятных моментов.
- Зеленое сердечко – я плохо усвоил(а) пройденный материал.
Обсуждение результатов рефлексии.
– Спасибо за работу на уроке!
Литература:
- Наталия Нечаева: Методические рекомендации к курсу "Обучение грамоте". ФГОС
- Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.
- Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82