Цели:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Расширить знания древнейшим видом спортивных единоборств – тувинской национальной борьбой хуреш и вольной борьбой.
- Развивать целеустремленность и воспитать мужские качества.
Оборудование: ТСО, рисунки учащихся, плакаты, раздаточный материал.
Методы: сравнение, беседа.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя: Мы расскажем только о спортивной борьбе. Даже всего лишь об одном ее виде – о борьбе хуреш, самой любимой спортивной забаве тувинцев с давних времен. Об этом свидетельствуют все сокровищницы народного фольклора – сказки, эпосы, песни и пословицы. Все герои тувинских сказок, отменные борцы или, в крайнем случае, среди них нет человека, который бы не умел бороться. Так, прославляя и благословляя героев, их физические качества и черты, народ показывает победу над темными силами и создание счастливой жизни на земле. Так наши предки с образом борца-богатыря связывали свое стремление к свободе и счастливой жизни.
II. Основная часть
«Жизнь – это борьба,
Бороться значит жить»
П. Бомарше.
1) Об истории
Сколько бы тысяч лет ни насчитывала история человечества, люди боролись всегда. Боролись на заре жизни за существование, боролись с врагами за родную землю.
Можно сказать, борьба появилась задолго до появления на Земле человека. Дикие животные обучали и обучают своих детенышей приемам добывания пищи, а это нечто иное, как элементы спортивной борьбы. Можете понаблюдать за щенками, котятами. Или обратить внимание в телевизионных телепередачах на повадки диких животных. Они между собой борются, причем довольно технично, используя, в сущности, те же приемы, что применяют настоящие борцы. Борются, чтобы побеждать, борются, чтобы жить. Борьба учит не сдаваться и идти вперед. Такова сущность главного закона жизни – закона борьбы за существование.
2) Словарная работа: тувинцы "хуреш", хакасы, казахи "курес", татары "куряш", туркмены "гуреш", киргизы "кураш", азербайджанцы "гюлеш".
Содак-шудак произошел от монгольского "зодог", "дзолок", "шуудаг".
3) Содак-шудак
Содак-шудак – специальная тувинская одежда тувинского борца, который одевает во время борьбы.
Слово содак-шудак произошло от монгольского слова «содог», «шуудаг». Так как тувинцы и монголы живут рядом, у них одежда для борьбы одинаковые. Борьба у монголов и тувинцев схожая. Раньше тувинцы шили содак-шудак из смягченной кожи оленя и козла и красили желтой краской. Об этом свидетельствует тувинские народные сказки. Постепенно с развитием торговли для шитья «содак-шудак» стали применять щелк. Содак-шудак зеленого цвета носят начинающие маленькие борцы. Зеленый цвет сравнивают с растущей травой. Красный цвет носят молодые борцы 18-30 лет. Красный цвет означает – цвет огня, сила и радость молодого человека. Синий содак и красный шудак одевают заслеженные и опытные борцы. Чтобы был крепким содак-шудак украшают белыми шелковыми нитями. Белый цвет означает «добрый», «простодушный», «уважительный». Белые узоры это знак борца, который не желает людям зла, доброжелательный. От цвета одежда борца можно узнать его возраст, опыт, звание. Чтобы не было скользко во время борьбы, надевают тувинскую национальную обувь.
4) Секунданты (моге салыкчызы)
В борьбе хуреш борца выходящего на поединок сопровождает его секундант – моге салыкчызы.
Именно он называет спортсмена на борьбу, знакомит зрителей и соперника. Секундант поднимает боевой дух и защищает интерес своего борца в пределах правил соревнований. Он имеет право давать советы борцу во время схватки, оказать помощь в завязывании содак, выражать свое мнение в спорных моментах защищать честь и достоинство спортсмена. Секундантами борцов выступают борцы – ветераны.
5) Танец орла в исполнении мальчиков под музыку
6) Танец орла (девиг)
Девиг или «танец орла» – особый ритуал борца, это особый вид медитации, настройки борца перед выходом на схватку и выражение радости победы после поединка. При его выполнении борец импровизирует полет орла – символа небесной силы, огня и бессмертия. Девиг выполняется перед началом состязаний всеми борцами одновременно – групповое исполнение, оно означает начало соревнований и общее приветствие участников друг друга и народа, пришедшего на праздник. Каждый борец индивидуально исполняет его после вызова на поединок секундантом. Перед выходом на место состязания борцы три раза хлопают руками по внешней и внутреннй сторонам бедер. Эти движения означают, что существуют три вида состязания мужчин – стрельба из лука, конные скачки и хуреш. Потом борцы, распрямив плечи и спины и вытянув в стороны-вверх свои мощные руки, плавно исполняют танец орла. «Приземлившись», два раза хлопают по бедрам, что означает приглашение соперника на поединок: «Ты» или «Я». Девиг перед схваткой помогает снять стресс и наполняет тело, дух энергией, улучшает кровообращение.
После схватки победитель выполняет церемонию «встряхивания пыли» с побежденного, помогает уму подняться. Танец победителя заканчивается одним хлопком по бедрам – «Победа за мной».
7) Стихи в исполнении ученицы
Ну так вот –
Оба молодца содак-шуудак плотно-туго натягивать
стали,
когда на мышцы бедер не налезало,
надевали, взбивая влажным прутом,
когда на мышцы предплечья не налезало,
надевали, взбивая влажным прутом.
8) Награждения
Победителей борьбы обязательно награждают. Раньше самым значительным подарком являлся конь со всеми принадлежностями. В то время и награждали и дефицитным чаем, кешпой, щелком и т.д.
Давали для бодрствования борцов уважаемые титулы, звания: Начын, Арзылан, Чаан.
В настоящее время выдан президентом Тувы указ о назначении титулов для тувинских борцов.
Если один из 128 борцов 6 раз побеждал в соревнованиях республиканского значения. Ему присуждают титул «Чаан моге РТ».
Если один из 128 борцов 4 раза побеждал, то присуждают «Арзылан моге РТ».
Если один из 128 борцов 2 раза – «Начын моге РТ».
В настоящее время самым значительным призом является машина.
9) Монгуш Аяс
Монгуш Аяс родился в 1973 году 2 апреля в сумоне Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна, в семье аратов.
В семье 4 сестры 1 брат. Он младший. Женат, имеет 3 дочерей, 1-го сына.
Аяс Монгуш 17-тикратный чемпион Республики Тыва по хурешу.
Двухкратный чемпион мира, абсолютный и пятикратный чемпион Европы по борьбе «Сумо» в весевой категории до 115 кг.
Чемпион Азии по борьбе «Самбо». Заслуженный мастер спорта России и единственный борец, удостоенный самого высокого звания Чаан (слон) моге Республики Тыва.
10) Тувинская пословица: «У борца ступня скользка»
Беседа о смысле пословицы
11) Работа с рисунками учащихся
12) Песня «Хуреш» в исполнении ученика
13) Вольная борьба
Вольная борьба была включена в олимпийскую программу на II олимпийских играх, которые проходили в олимпийском городе Сент-Луже в 1904 году. А с 1951 года проводятся чемпионаты мира по вольной борьбе.
Борьба вольная вобрала в себя все лучшее, что есть в других видах борьбы. От классической она взяла приемы и правила определения победителя. Задача и вольника, и классика – прижать соперника лопатками к ковру.
14) Лучшие чемпионы по вольной борьбе
Иван Ярыгин
В Туве все гордятся тем, что двукратным чемпионом Олимпийских игр (1972, 1976 гг.), многократный победитель мировых и Европейских первенств по вольной борьбе, заслеженный мастер спорта СССР, лучший спортсмен России ХХ века. Ярыгин Иван Сергеевич приехав с родителями, учился в начальных классах в селах Оок и Бай-Хаак. Здесь он постигал секреты борьбы хуреш у товарищей – тувинских ребятишек. Благодаря им научился прекрасно применять такие приемы хуреш, как обвив, бросок через бедро, подхват и зацеп. В столице Республики Тыва имеется дворец спорта, носящий имя Ивана Ярыгина.
Опан Сат
Сат Опан родился 13 июня 1987 г. Чадана Дзун-Хемчикского района. В семье одна сестра, четверо братьев. В 17 лет в 2004 году получил звание «Мастер спорта России». В 2005 году получил звание «Мастер спорта мирового масштаба». В 2005, 2007 годах двукратный победитель первенства Европы и России среди молодежи. В 2010 году в апреле г. Баку по вольной борьбе получил золотую медаль.
Лориса Ооржак
Лориса Ооржак родилась 10 августа в 1983 году в поселке Хандагайты Овюрского кожууна.
Окончила Хандагайтинскую среднюю школу, закончила Тывинский Государственный Университет. Аспирант.
Начиная с десятилетнего возраста, начала заниматься вольной борьбой и участвовать в соревнованиях.
Лориса Ооржак двухкратная чемпионка мира среди молодежи, 13 кратная победительница молодежного первенства Европы и России по вольной борьбе, участница Олимпийских игр. Г.Афины-2004 (заняла 5 место), мастер спорта России международного класса.
Заслуженный работник Республики Тыва.
Ее имя внесено в книгу «Заслуженные люди Тувы двадцатого века».
15) Наш гость чемпион школы Кужугет Аржаан
А) Беседа с гостем.
Б) Вручение подарка гостью.
III. Итог
А) Викторина:
1. Вид из трех игр тувинских мужчин – хуреш.
2. Чаан моге РТ – Аяс Монгуш.
3. Национальная специальная одежда для борьбы – содак-шудак.
4. Чемпионка по вольной борьбе – Лориса Ооржак.
5. Чье имя носит спорткомплекс г. Кызыла – Иван Ярыгин.
6. Особый ритуал борца – Танец Орла.
7. Сопровождающий борца – секундант.
8. Национальный праздник тувинцев – Наадым.
9. Мастер спорта Мирового масштаба – Опан Сат
10. Чемпион Наадым 2015 по борьбе хуреш – Кара-Сал Седен-Очур.
Б) Заключительное слово учителя о хуреше.
В этом году летом будет проводиться мировой чемпионат по борьбе в Республике Тыва народов Азии. Давайте пожелаем нашим тувинским борцам удачу и побед.
О хуреше можно слушать, о хуреше можно читать, но лучше надо видеть. Конечно, в настоящее время – это спортивный поединок. Хуреш – это самобытная тувинская традиция, в конце концов, своеобразный кодекс чести. Схватка борцов – это не только состязание в силе и ловкости, но и умом.
Хуреш научит вас не сдаваться, идти вперед. Надо бороться, чтобы жить, надо бороться, чтобы побеждать. Потому что жить без борьбы невозможна. Да здравствует борьба! Да здравствует хуреш!
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
1) Ооржак С. Хуреш: борьба по-тувински. – М.: ОЛМА МЕДИА Групп, 2008.
2) Ооржак С. Хуреш – философия победы. – Кызыл, 2008.
3) Ооржак С. Знаметые борцы Тувы. – Кызыл, 2005.
4) В. Кривдик. Танец орла. – Кызыл, 1992.
5) Ооржак С. Путь борца.– Кызыл, 2006.
6) Кызырыкпай Б. Эр чол. – Кызыл, 2007.
7) Журнал «Хуреш». – Кызыл, 2010 (май, ноябрь).