Пояснительная записка
Актуальность
Взаимодействие с природой является неиссякаемым источником творчества. Существуя в гармонии с природой, человек создает уникальные художественные образы и сюжеты. Примером тому множество. Это и пейзажи известных художников, музыкальные произведения, ставшие классикой, известные театральные постановки. Потенциал искусства в формировании у детей экологической культуры в целом чрезвычайно высок. Одним из средств достижения цели является хореография.
Программа нацелена на воспитание эмоционально-ценностного отношения детей к природе средствами хореографии, а так же на физическое совершенствование дошкольников. Вместе с тем хореография способствует всестороннему развитию ребенка, решению личностных проблем путем реализации функций: оздоровительной, реабилитационной, эстетической, функции двигательной активности, познавательного интереса и т.д.
Программа не предполагает изучение базовых понятий экологического образования, так как эти знания приобретаются детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в детском саду.
Цель и задачи программы
Основной целью программы является воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе, совершенствование физических данных у детей средствами хореографии.
Задачи, стоящие перед педагогом в процессе выполнения программы, можно разделить на следующие.
- Обучающие:
- формирование нравственно-эстетической культуры по отношению к природе посредством воплощения мотивов природы в сценических образах, в процессе живого общения с объектами природы;
- развитие познавательного интереса к объектам природы, использование знаний о природе на занятиях хореографии;
- освоение теоретической и исполнительской базы знаний, умений, навыков в области хореографического искусства;
- овладение искусством сценического актерского и танцевального мастерства.
- Воспитательные:
- воспитание эмоционально-чувственного отношения к природе;
- воспитание эстетического отношения к природе;
- воспитание художественного вкуса;
- воспитание чувства патриотизма на образцах народной танцевальной культуры;
- воспитание трудолюбия, настойчивости, целеустремленности;
- воспитание нравственно-эстетического отношения к сверстникам, взрослым.
- Развивающие:
- повышение экокреативности;
- расширение эколого-эмоционального, эколого-эстетического опыта ребенка;
- обогащение опыта практической деятельности в природе;
- развитие физических данных ребенка, устранение недостатков телесного развития, патологических проявлений;
- развитие координации, чувства ритма, музыкальности, выразительности, артистизма, исполнительского мастерства и т.д.
На занятиях хореографии формирование представлений ребенка об окружающем мире происходит в процессе создания образов природы. Этот процесс предполагает пластическое изображение образа, создание музыкально-пластических этюдов, массовых сюжетных и тематических танцев. Создание экопластического образа основывается на результатах наблюдений за объектами живой и неживой природы, изучения их внешнего вида и особенностей. Мир природы близок и понятен детям, поэтому экоплатические образы получаются яркими, интересными, эмоциональными.
Формированию у ребенка положительного отношения к объектам природы и человеку способствуют и другие виды деятельности: познавательные беседы, чтение художественной литературы о природе, сочинение детьми сказок, рассказов, описание музыкальных образов, игры, посещение театров, выставок и музеев, участие в массовых мероприятиях по охране природы, забота о домашних растениях, животных и птицах.
Сочетание этих методов с методами хореографии создает возможность для развития у ребенка образного мышления, эстетического отношения к окружающему миру, чувства сопереживания. Кроме того, занятия хореографией способствуют физическому развитию, формированию культуры движения.
Усвоение нравственных норм происходит более эффективно, если ребенок включается в игровую деятельность по созданию танцевально-художественного образа животного или растения. Ребенку будет легче воплотить задуманный образ, если он обладает определенными эмоциональным и исполнительским опытом, владеет культурой и техникой исполнения движения, хорошо развит физически.
Параллельно решаются и задачи музыкального образования детей (формирование музыкального чутья, умения определять динамику музыкального произведения, его темпа, ритма, различных эмоциональных оттенков).
Формы работы с детьми по программе
По объему работы педагога программа рассчитана на один год обучения.
Программой предусмотрено обучение детей от 6-7 лет. Основной учебный курс предполагает овладение теоретическими и практическими навыками танцевального мастерства.
Год обучения по программе, посвящен освоению движений партерной гимнастики (в сочетании с постановкой корпуса, изучением позиций ног и рук) и простых танцевальных музыкально-ритмических упражнений на середине зала. Так же дети стараются освоить элементы классического, народного и джазового танца.
Наиболее распространенной формой обучения является занятие. Содержанием занятия является теоретический и практический материал, творческий поиск детей, постановочная и репетиционная работа. Предусматривается концертная деятельность. Программа так же охватывает такие традиционные формы работы с детьми, как: экскурсии на природу, самостоятельные домашние задания, участие в массовых мероприятиях, беседы, рассказ, знакомство с видео- и аудиоматериалами и т.д.
Важной формой работы с детьми является наблюдение за объектами в природе. Сенсорное восприятие особенностей объекта, осуществление действий, направленных на его охрану или помощь ему служат основой не только творческой, но и природоохранной деятельности детей. Наиболее глубокому проникновению в образ природы способствуют интегрированные занятия. Например, занятие, сочетающие в себе аппликацию и хореографию, или лепку и хореографию.
Проведение занятий осуществляется в соответствующем режиме, определенном динамикой педагогического процесса.
Формы занятий:
- занятия в зале;
- просмотр видео-материалов, анализ и обсуждение просмотра;
- прослушивание аудиозаписей;
- рассматривание иллюстраций по разным темам;
- беседы;
- открытые занятия для родителей и т.п.
Прогнозируемый результаты и способы их проверки.
После года обучения по дополнительной образовательной программе дети должны знать теоретически и показать практически:
- Знать основы партерной гимнастики.
- Уметь технически грамотно и музыкально исполнять простые шаги, подскоки и прыжки танца.
- Овладеть основами технических навыков перемещения в пространстве.
- Знать позиции и положения рук, ног, головы.
- Уметь технически верно исполнять упражнения на координацию движений рук и ног.
Оценить возможности детей и результаты обучения по программе помогает поэтапный контроль.
Входной контроль
Педагог учитывает рекомендации врачебного обследования (изучает медицинские карты, группы здоровья детей), определяет уровень физического развития каждого ребенка, возможности опорно-двигательного аппарата, природные данные (музыкальность, чувство ритма, координация, гибкость, выворотность, шаг и т.д.), выясняет отношение ребенка к природе, уровень психического развития (внимание, мышление, память).
Текущий контроль
Дети выполняют контрольные и творческие задания, выявляющие степень усвоения учебного материала. Педагог проводит беседы с детьми и их родителями.
Пример контрольных и творческих заданий для осуществления степени усвоения учебного материала:
1. Танцевальные импровизации детей, «пробы» – без показа педагога.
2. Танцевальные этюды.
3. Работа с пространством. Перестроения из круга в различные рисунки.
4. Навыки партерной гимнастики.
5. Создание художественных образов природы.
6. Массовый танец импровизация на заданную тему.
7. Знание характерных признаков разных времен года.
8. Исследование объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
9. Наблюдения за объектами живой и неживой природы, анализ наблюдения.
Итоговый контроль
В конце года проводится открытое занятие для педагогов и родителей. Дети демонстрируют приобретенные навыки, умения и знания в области экотанцепластики. Хореографические миниатюры (или массовый танец) открытого занятия являются продуктом совместного творчества педагога и детей. Детям, плохо освоившим материал можно предложить изучение программы повторно.
На этих этапах контроля педагог может внести коррективы в планирование и программно-методическое обеспечение.