Спад интереса к чтению у детей происходит в период окончания работы над букварём и в начале работы над книгой. Это вызвано сменой их деятельности. До школы дети в основном являлись слушателями, заучивали стихи на слух, не затрачивая на их чтение своего труда. Трудность состоит в том, что когда ученики овладевают послоговым чтением, когда единицей восприятия текста является не целое слово, как у умелого чтеца, а слог. В это время дети тратят большое усилие на сложение из слогов целого слова, при этом теряют связь прочитанного слова со смыслом целого предложения.
Такое чтение не даёт ученикам морального удовлетворения и, естественно, не вызывает интереса.
Необходимо создать все условия, чтобы в самостоятельную деятельность на уроке и после него были включены все ученики. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.
В течение моих поисков была обнаружена система упражнений, направленных на улучшение качественных показателей чтения обучающихся.
Эта система предлагает в процессе формирования навыков чтения, вводить специальные тренировочные упражнения, условно разделённые на три группы:
- Зрительное восприятие
- Произношение
- Понимание прочитанного
Первая группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на совершенствование способа и темпа чтения.
Для восприятия у обучающихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить упражнения начиная с букварного периода. Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова, подбираемые из текста.
1. Какая буква, слог, слово лишнее?
– а, у, р, о, ы
– ма, ра, ла, ны, СА
– река, речка, ручей, ручка, ручеёк
2. Что общего в словах и чем они отличаются?
Мел, мель, мал, мял, мыл, мил
3. Раздели слова на две группы
– корова
– соловей
– коза
– ворона
– овца
– сорока
4. Из какой сказки слова?
– Я – мышка – норушка….
– Бежит молочко по вымечку….
С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Система упражнений над дикцией включает в себя упражнения на:
– сочетание тренируемого звука с гласными, со словами, содержащими тренируемый звук
– чтение коротких рассказов, насыщенных тренируемым звуком
– чтение скороговорок для выработки навыков сохранения чёткости произношения при любом темпе речи.
– артикуляционная гимнастика
1. Чтение шёпотом и медленно:
Ра-ра-ра – начинается игра
Ры-ры-ры – у нас в руках шары
2. Чтение тихо и умеренно:
Арка арца
Арта арша
Арла арча
Арса арша
3. Чтение громко и быстро:
– гарь – парь – жарь
– дверь – зверь – червь
4. Чтение пословицы:
5. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Ученики считают про себя, указывая карандашом цифры или буквы. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания, направлены на то, чтобы помочь начинающим чтецам быстро овладеть пониманием слов в процессе чтения.
Понимание значения читаемого слова у первоклассника возникает после прочтения слова, и только при беглом чтении словами оно осуществляется в процессе чтения. В связи с этим вводятся упражнения, способствующие синтезу восприятия слова и понимание его значения. За короткое время ребёнок должен не только успеть прочитать слово, но и произвести определённую умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать.
1. Назови одним словом:
– Чиж, грач, сова, стриж …
– Ножницы, клещи, молоток, пила…
2. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:
– Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница
– Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела
Когда дети научились читать тексты в несколько предложений и объём произведений постепенно увеличивается, основной целью учителя является создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, окружающего мира, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать творческие задания, сочетать фронтальную и индивидуальную работы на уроке, учить работать с текстом.