Цели урока:
- Обучающие:
- формировать умения применять понятия конуса, усечённого конуса и формулы для вычисления площади боковой поверхности, объёма при решении задач в контексте ЕГЭ;
- рассмотреть задачи на комбинации тел и «найти подход» к решению таких задач.
- Развивающие:
- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ синтез, сравнения, делать необходимые выводы при решении задач разного уровня сложности.
- способствовать развитию умений творческого подхода к решению практической задачи.
- Воспитательные:
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету через решение практико-ориентированных задач.
- обеспечить благоприятную психологическую атмосферу для развития творческих способностей.
- совершенствование математической речи, математического языка.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап: Здравствуйте, ребята, садитесь! Начнем урок.
(Приложение 1, слайд №1)
2. Этап проверки домашнего задания и выравнивания знаний:
Предлагаю начать работу на уроке с устного опроса.
- Какие фигуры относятся к телам вращения? (слайд №2)
- Почему их так называют?
- Назвать основные элементы цилиндра, конуса. (слайд №3,4,5)
- Какие виды сечений может иметь цилиндр, конус?
- Что подразумевается под понятием «площади боковой и полной поверхности» тел вращения?
- Формулы для нахождения площади боковой поверхности, площади полной поверхности, объёма цилиндра, конуса, усечённого конуса.(слайд №6)
Цилиндр |
Конус |
Усечённый конус |
|
Площадь боковой поверхности |
Sбок = 2πRh |
Sбок = πRl |
Sбок = πl(R + R1) |
Площадь полной поверхности |
Sпол = 2πRh + 2πR2 |
Sпол = πRl + πR2 |
Sпол = πl(R + R1) + πR2 + πRl2 |
Объём |
V= πR2h |
V= πR2h |
V= πh(R2+R12+RR1) |
Откройте тетради с письменным домашним заданием. На прошлом уроке вам были заданы 2 задачи для самостоятельного решения. Сейчас проверим правильность выполнения домашнего задания, постараемся устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях (если такие имеют место!!!).
Задачи письменной домашней работы
Домашняя работа проверяется фронтально. Обсуждаются вопросы и затруднения при выполнении этих задач.
Задача №1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, площадь основания цилиндра равна 16π см2. Найти площадь поверхности цилиндра.
В результате проверки, выясняем, что радиус основания цилиндра равен 4 см, а высота цилиндра – 8 см. Тогда площадь поверхности цилиндра равна 96π см2.
Ответ. 96π см2
Задача №2: В цилиндрический сосуд налили 6 куб. см воды. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде увеличился в 1,5 раза. Найдите объём детали. Ответ выразите в куб. см.
В результате проверки, выясняем, что высота воды в цилиндре равен 9 см, а произведение R2= 1 см. Тогда объём детали будет равен 3 см3.
Ответ. 3 см3.
3. «Блиц-опрос»: Устные упражнения:
- Высота конуса 4 см, радиус основания – 3 см. Найти образующую конуса. (слайд №7)
- Радиус конуса 5 см, образующая – 8 см. Найти боковую поверхность конуса. (слайд №8)
- Образующая конуса равна 13 см, радиус основания – 5 см. Найдите высоту конуса. (слайд №9)
- Во сколько раз уменьшится объем конуса, если его высоту уменьшить в 3 раза? (слайд №10)
- Во сколько раз увеличится объем конуса, если его радиус основания увеличить в 1,5 раза? (слайд №11)
- Во сколько раз увеличится площадь боковой поверхности конуса, если его образующую увеличить в 3 раза? (слайд №12)
- Во сколько раз уменьшится площадь боковой поверхности конуса, если радиус его основания уменьшится в 1,5 раза, а образующая останется прежней? (слайд №13)
- Высота конуса равна 6, образующая равна 10. Найдите его объем, деленный на π. (слайд №14)
- Конус получается при вращении равнобедренного прямоугольного треугольника АВС вокруг катета, равного 6. Найдите его объем, деленный на π . (слайд №15)
- Радиус основания конуса равен 3, высота равна 4. Найдите площадь полной поверхности конуса, деленную на π. (слайд №16)
- Цилиндр и конус имеют общее основание и общую высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 27. (слайд №17)
- Объем конуса равен 16. Через середину высоты параллельно основанию конуса проведено сечение, которое является основанием меньшего конуса с той же вершиной. Найдите объем меньшего конуса. (слайд №18)
4. «Тяжело в учении, легко на ЕГЭ». Работа в парах:
Задачи.
- Осевое сечение конуса равносторонний треугольник со стороной 10см. Найти площадь боковой поверхности конуса. (слайд №19)
- Высота конуса 12 см, образующая – 13 см. Найти площадь полной поверхности конуса. ( Слайд №19)
- Высота конуса равна 2√3 см. Найдите площадь боковой поверхности и площадь осевого сечения конуса, если оно является правильным треугольником. (слайд №19)
5. Задачи по теме «Конус» в формате ЕГЭ (задачи решаем фронтально)
6. Итог урока
– Задачи, с какими фигурами мы сегодня решали.
7. Домашнее задание: подобрать по теме «Конус» 5 задач из банка данных по математике и решить их.
Дополнительные задачи:
- Радиусы оснований усеченного конуса 10√3 и 6√3, а образующая наклонена к плоскости основания под углом 60о. Найти высоту усеченного конуса.
- Отношение площадей боковой и полной поверхности конуса равно Найти угол между образующей и плоскостью основания конуса.
Ребята, спасибо за работу на уроке. Вам я желаю хорошо подготовиться и успешно сдать единый государственный экзамен. Урок окончен.