Урок биологии по теме "Лишайники". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Задачи:

  • Обучающая: изучить строение, особенности питания и размножение лишайника, его значение в природе и жизни человека
  • Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, электронными ресурсами, коммуникативных навыков и умения работать в группах, продолжить развитие образной памяти, логического мышления, речи учащихся.
  • Воспитывающая: продолжить воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств

Оборудование урока: компьютер, электронное приложение, электронный учебник, мультимедиа проектор, карточки с заданиями, карточки с изображениями грибов, водорослей, лишайников.

 

Название урока и его этапы

Основное содержание

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный

Подготовка кабинета к уроку. Приветствие учащихся. Выявление отсутствующих.

Приветствует учащихся. Создает положительный настрой на работу и сотрудничество (Приложение 1, слайд 1). Делит учащихся на группы, предлагая выбрать карточку с изображением гриба (съедобного или ядовитого), или водоросли (одноклеточной или многоклеточной)

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Формируют группы.

 

 

Формирование уважительного отношения к учителю и одноклассникам, самоорганизации,
учебной и социальной мотивации, волевой саморегуляции

Актуализация знаний

Актуализация опорных понятий «грибница», «Слоевище», «автотрофы», «гетеротрофы», «симбиоз». Карточки с терминами складываются в походный рюкзак

Постановка проблемного вопроса: Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А.Тимирязев назвал их «растениями-сфинксами». Почему?
Чтобы познакомиться с этими удивительными организмами, отправляемся в поход.
Предлагает для повторения опорные понятия. После того, как учащиеся дают определения понятиям, они складываются в походный рюкзак.
Что мы сегодня должны узнать о лишайниках? Слушает ответы детей. Записывает вопросы для обсуждения на уроке на доске.

Пытаются ответить на поставленный вопрос, обсудив в группах.
Повторяют опорные понятия. Предлагают темы для обсуждения на уроке.

Учащиеся должны знать значение основных понятий, которые будут использоваться на уроке

 Регулятивные: формирование 
умения планировать свою работу на уроке, ставить цели

Познавательные: формирование умения решать проблемные вопросы

Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли

Определение границы собственного знания и незнания

Изучение новой темы

Изучение особенностей строения, форм лишайников, размножения, значения в природе и жизни человека

Распределяет вопросы по группам, предлагает способы выполнения задания.
1 группа в походе должны найти лишайники и изучить их строение и жизненные формы        (найти схему строения и рисунки жизненных форм лишайников в электронном учебнике)  
 2 группа изучает как лишайники размножаются? (читают в учебнике и готовят рассказ)               
3 группа изучает как питаются лишайники? (прочитать в учебнике, создать схему, иллюстрирующую питание)
4 группа изучает какое значение имеют лишайники в природе и в жизни человека? (рисуют плакат)

Работают в группах, находят ответы на поставленные вопросы, используя компьютер, интернет, дополнительную литературу.

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов
Учащиеся должны уметь давать характеристику лишайникам

 Регулятивные: формирование познавательной инициативы

Познавательные: формирование умений работать с различными источниками информации, схемами, рисунками

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества, умения работать в группах

 Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе

Закрепление изученного материала

Закрепление знаний, полученных учащимися на уроке.

Проверяет выполнение группами заданий. Проводит игру  на определение правильных и неправильных высказываний. Обсуждение проблемного вопроса, заданного в начале урока

Играют, поднимая таблички красного цвета, если высказывание неверное и таблички зеленого цвета, если высказывание верное. Обсуждают проблемный вопрос, заданный в начале урока.

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов
Учащиеся должны уметь давать характеристику лишайникам

 Регулятивные: формирование умения контролировать и проводить коррекцию выполненных на уроке заданий

Познавательные: структурирование знаний, умение выполнять логические операции

Коммуникативные: формирование умения слушать, вступать в диалог, логически мыслить

Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе.

Рефлексия

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Предлагает учащимся ответить на вопросы: «Что нового узнали на уроке? Что было сложным для выполнения? Что было интересным? Довольны ли вы своей работой?
Предлагает  выбрать смайлик, соответствующий состоянию учащегося на уроке и прикрепить его на доске.

Отвечают на вопросы учителя. Прикрепляют смайлики к доске.

 

 Регулятивные: формирование умения оценивать свои знания и  умения работать на уроке

 

Формирование способности к самоопределению и самооценке своих знаний

Домашнее задание

Домашнее задание по изученному материалу

п.19, р.т.66,67 – всем.

По желанию – творческое задание: ответить на вопрос «Почему лишайники называют «пионерами растительного покрова»? Ответы представить в интересной форме (в виде рисунков, стихов, сказки, презентации)

Записывают задание в тетрадь и  в дневник.

 

 

 Формирование волевой саморегуляции