Задачи:
- Обучающая: изучить строение, особенности питания и размножение лишайника, его значение в природе и жизни человека
- Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, электронными ресурсами, коммуникативных навыков и умения работать в группах, продолжить развитие образной памяти, логического мышления, речи учащихся.
- Воспитывающая: продолжить воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств
Оборудование урока: компьютер, электронное приложение, электронный учебник, мультимедиа проектор, карточки с заданиями, карточки с изображениями грибов, водорослей, лишайников.
Название урока и его этапы |
Основное содержание |
Виды деятельности учителя |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
Организационный |
Подготовка кабинета к уроку. Приветствие учащихся. Выявление отсутствующих. |
Приветствует учащихся. Создает положительный настрой на работу и сотрудничество (Приложение 1, слайд 1). Делит учащихся на группы, предлагая выбрать карточку с изображением гриба (съедобного или ядовитого), или водоросли (одноклеточной или многоклеточной) |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Формируют группы. |
|
|
Формирование уважительного отношения к учителю и одноклассникам, самоорганизации, |
Актуализация знаний |
Актуализация опорных понятий «грибница», «Слоевище», «автотрофы», «гетеротрофы», «симбиоз». Карточки с терминами складываются в походный рюкзак |
Постановка проблемного вопроса: Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А.Тимирязев назвал их «растениями-сфинксами». Почему? |
Пытаются ответить на поставленный вопрос, обсудив в группах. |
Учащиеся должны знать значение основных понятий, которые будут использоваться на уроке |
Регулятивные: формирование Познавательные: формирование умения решать проблемные вопросы Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли |
Определение границы собственного знания и незнания |
Изучение новой темы |
Изучение особенностей строения, форм лишайников, размножения, значения в природе и жизни человека |
Распределяет вопросы по группам, предлагает способы выполнения задания. |
Работают в группах, находят ответы на поставленные вопросы, используя компьютер, интернет, дополнительную литературу. |
Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов |
Регулятивные: формирование познавательной инициативы Познавательные: формирование умений работать с различными источниками информации, схемами, рисунками Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества, умения работать в группах |
Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе |
Закрепление изученного материала |
Закрепление знаний, полученных учащимися на уроке. |
Проверяет выполнение группами заданий. Проводит игру на определение правильных и неправильных высказываний. Обсуждение проблемного вопроса, заданного в начале урока |
Играют, поднимая таблички красного цвета, если высказывание неверное и таблички зеленого цвета, если высказывание верное. Обсуждают проблемный вопрос, заданный в начале урока. |
Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов |
Регулятивные: формирование умения контролировать и проводить коррекцию выполненных на уроке заданий Познавательные: структурирование знаний, умение выполнять логические операции Коммуникативные: формирование умения слушать, вступать в диалог, логически мыслить |
Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе. |
Рефлексия |
Подведение итогов урока. Выставление оценок. |
Предлагает учащимся ответить на вопросы: «Что нового узнали на уроке? Что было сложным для выполнения? Что было интересным? Довольны ли вы своей работой? |
Отвечают на вопросы учителя. Прикрепляют смайлики к доске. |
|
Регулятивные: формирование умения оценивать свои знания и умения работать на уроке
|
Формирование способности к самоопределению и самооценке своих знаний |
Домашнее задание |
Домашнее задание по изученному материалу |
п.19, р.т.66,67 – всем. По желанию – творческое задание: ответить на вопрос «Почему лишайники называют «пионерами растительного покрова»? Ответы представить в интересной форме (в виде рисунков, стихов, сказки, презентации) |
Записывают задание в тетрадь и в дневник. |
|
|
Формирование волевой саморегуляции |