Четверть века назад я окончила среднюю школу №4 г. Вязьмы Смоленской области. В 1996 году, после окончания Смоленского педагогического института, вернулась в родную школу уже учителем физики и математики. Я стала работать бок о бок с моими учителями по жизни и по предмету. Чупова Галина Алексеевна передала мне, как своей ученице, руководство школьным методическим объединением. Нужно было организовать работу учителей и учеников в свете новых образовательных стандартов. И я рада, что именно в моей школе оказались творческие учителя и способные учащиеся, интересы которых выходили далеко за пределы учебных предметов, и реализовать себя в пределах школьной программы такие дети и педагоги в полной мере не могли.
Поэтому среди существующих форм внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных возможностей учащихся, необходимо было выбрать модель, которая предусматривает организацию поисковой деятельности учащихся путём постановки познавательных и творческих задач, требующих самостоятельного решения.
После изучения и обобщения совместного опыта по внеклассной работе было решено организовать школьный математический клуб для учащихся. Создание математического клуба и стало нашим проектом.
Учительский проект позволил реализовать концепцию математического образования в нашем образовательном учреждении.
Математический клуб был создан на базе школьным методическим объединением учителей математики в сентябре 2007 года.
В 2010 – 2011 учебном году начался подготовительный этап реализации проекта школьного математического клуба. Методическое объединение учителей математики поставило перед собой цель по реализации данного проекта. В наши задачи входило:
- Изучение и обобщение накопленного опыта по организации математических клубов в других школах;
- Разработка основных положений и структуры, определение целей, задач и форм работы клуба;
- Проведение диагностики для определения направленности, интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся;
- Вовлечение учащихся в математический клуб.
Диагностику глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов школьников следовало осуществить через классно-урочные занятия, через проведение интеллектуальных игр, конкурсов «Кенгуру», «Пума».
В 2011-2012 учебном году школьный математический клуб начал действовать.
П О Л О Ж Е Н И Е
о математическом клубе «Интеграл»
МБОУ СОШ №4 им. Героя Советского Союза А.Б. Михайлова
г. Вязьмы Смоленской области
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Математический клуб «Интеграл» является добровольной творческой организацией школьников и учителей, стремящихся
- к совершенствованию своих знаний в области математики;
- развитию своего интеллекта.
Научно-практическая новизна учительского проекта:
Основной особенностью Математического клуба является уникальное сочетание трёх факторов:
- состав членов клуба основан на широкой и демократической социальной базе при наличии весьма скромных начальных требований к знаниям и фантазии учащихся;
- наличие комплексного подхода к математическому образованию, основанного на широком спектре авторских программ педагогов школы;
- азартная и увлекательная интеллектуальная среда, порождаемая системой работы.
В учебно-воспитательной работе клуба реализованы следующие направления современной педагогической науки:
- Философия общения со школьниками — педагогика сотрудничества;
- Форма обучения – индивидуально-групповая;
- Психологическая концепция развития школьника – личностный подход в развитии способностей учащегося.
2. УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ НАДЛЕЖИТ ВЫПОЛНЯТЬ В МАТЕМАТИКЕ
1. Быть точным
2. Быть ясным
3. Быть насколько можно простым
4. Смотреть в корень
5. Выявлять порядок, симметрию и определенность, как важнейшие виды прекрасного
6. Для достижения цели приумножать усилия, вычитать лень, делить успехи с друзьями.
3. ДЕВИЗ КЛУБА
Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий.
ИНТЕГРАЛ
«Интерес, Наблюдательность, Творчество Есть Главные Регалии Активной Личности»
3. ЭМБЛЕМА КЛУБА
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА
1. Основной целью деятельности Клуба является закрепление устойчивого интереса к математике, формирование математической культуры. В своей деятельности Клуб преследует также следующие цели:
- Привлечь к активным занятиям математикой способных учащихся;
- Снабдить учащихся интеллектуально-математическим инструментарием, что позволит заполнить существующий вакуум между школьной программой и академическим образованием;
- Дать учащимся реальное представление о природе математического творчества;
- Воспитывать и развивать у подростков утончённый '' математический вкус'' и фантазию;
- Сформировать азартную интеллектуальную соревновательную среду, подталкивающую ребёнка к изучению труднодоступных вопросов математики;
- Воспитывать в учащихся уверенность в своих силах (от успехов в малом к новым успехам);
- Создать необходимое дидактико-методическое обеспечение вышесказанного, которое, главным образом, иллюстрировало бы математику, как живую науку, всё время находящуюся в развитии;
- Обучить школьников методам активизации творческого мышления.
2. Основными задачами Клуба являются:
- Овладение способами интеллектуальной деятельности, адекватными современной методологии науки, в том числе методами совместной творческой деятельности. Например: мозговой штурм – Brainstorming, распределение ролей, по аналогии с научным коллективом, идеальный конечный результат и другие приемы.
- Развитие индивидуальных интеллектуальных способностей в рамках новейших методов познания;
- Развитие собственных способов мышления и интеллектуальных способностей;
- Проведение мероприятий по организации досуга;
- Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, Днях науки;
- Выпуск математической газеты «Интеграл»;
5. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
Работа Клуба проводится в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:
- отдельные задания (изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном (электронном) оформлении работ и др.);
- работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);
II направление – групповая работа, которая включает в себя организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся
- Изучение и анализ достижений в области математики;
- Разбор олимпиадных задач;
- Написание научно-исследовательских работ учащимися и их защита.
III направление – массовая работа
- совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад.
- организация фестивалей, турниров.
- участие в научно-практической конференции школьников.
- участие в международной математической олимпиаде «Кенгуру».
В рамках деятельности Клуба разработан ряд целевых проектов, работа в которых рассчитана на несколько лет. Среди них можно выделить несколько:
1. издательский проект – школьная математическая газета «Интеграл», главная задача которой - по результатам своей деятельности, в триместр один раз на своих страницах освещать и обобщать опыт работы Клуба.
2. технологический проект под рабочим названием «Интеграл», в рамках которого проводятся мероприятия по созданию школьного образовательного ресурса по математике.
3. мультимедийный проект «Интеграл-медиа», главная задача которого разработка интерактивных мультимедийных презентаций для иллюстрации проектов и научно-исследовательских проектов.
6. СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КЛУБА
1. Секция «Научное исследование»
- обучение учащихся работе с научной литературой;
- изучение видов проектно-исследовательских работ;
- консультации по проектно-исследовательским работам.
2. Секция «Математика после уроков»:
- организация работы по более глубокому усвоению тем школьного учебника по средствам факультативных занятий, элективных курсов;
- подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, консультации.
3. Секция « Информационно-коммуникационные технологии»:
- использование ИКТ в электронном оформлении документов;
- разработка интерактивных мультимедийных презентаций для уроков математики.
- организация и проведение виртуальных конкурсов, викторин, олимпиад, используя электронную почту.
4. Секция «Издательская»:
- выпуск математических газет;
- отражение результатов участия школьников в различных конкурсах, олимпиадах по математике.
7. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ КЛУБА и ФУНКЦИИ СОВЕТА КЛУБА
1. Высший орган управления Клуба — Совет Клуба.
Исполнительный орган — Президент Клуба.
Президент, избирается на ежегодной конференции из числа членов Клуба. На той же конференции избирается Совет Клуба, из 4 членов (по числу творческих групп) избираемых из числа учащихся. Совет во главе с его Президентом планирует, координирует и осуществляет контроль за деятельностью творческих групп. Для руководства текущей работой Совет собирается 1 раз в триместр.
2. Члены Клуба обязаны:
- активно способствовать решению задач, стоящих перед Клубом;
- выполнять требования настоящего Положения;
- личным примером способствовать поддержанию престижа члена Клуба;
- активно участвовать в клубных мероприятиях.
3. Члены Клуба имеют право:
- вносить на рассмотрение Совету Клуба любые предложения о совершенствовании его деятельности;
- принимать участие во всех текущих и плановых мероприятиях Клуба;
- избирать и быть избранными в Совет Клуба;
- пользоваться библиотекой Клуба и имеющимися в Клубе программным обеспечением и возможностями Интернета;
- свободно выйти из состава членов Клуба.
4. Ежегодная конференция членов Клуба созывается в сентябре и выполняет следующие задачи:
- принимает отчет Президента Клуба о деятельности Клуба за прошедший год;
- избирает Президента Клуба, из числа предложенных кандидатур Советом Клуба;
- избирает членов Совета Клуба.
5. В компетенцию Совета Клуба входит решение следующих задач:
- планирование и организация деятельности Клуба на текущий учебный год.
- прием и исключение членов Клуба.
6. Президент Клуба осуществляет следующие функции:
- руководит работой Клуба;
- представляет на всех уровнях интересы Клуба;
- председательствует на конференции Клуба.
7. Секретарь Клуба осуществляет следующие функции:
- ведет список членов Клуба;
- представляет Клубу кандидатов в члены Клуба;
- оповещает членов клуба о проведении текущих мероприятий.
8. Деятельность учащихся предполагает следующие формы:
- индивидуальную работу под руководством учителя математики;
- заседание секций;
- заседания Совета клуба;
- клубные и школьные мероприятия: викторины, в том числе виртуальные, предметные недели, олимпиады, турниры, Дни науки;
- подготовка к международной игре «Кенгуру»
9. В рамках деятельности Клуба работает Экспертный совет. В его состав входят учителя-консультанты. Главная задача совета состоит в оказании профессиональной консультативной помощи учащимся в процессе работы над проектами.
10. Общее руководство клубом «Интеграл» осуществляют учителя математики и они подотчетны администрации школы.
Содержание программы клуба
Математика и жизнь
- Нужна ли человеку математика?
- Числовые суеверия.
- О связи математики с жизнью. Математика и геометрия вокруг нас
- Правила работы со справочной литературой, энциклопедиями
- Правила написания докладов, рефератов
- Создание презентаций к выступлениям
История математики
- О происхождении арифметики. Счёт и системы счисления
- О происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры различных времён у разных народов
- О натуральном ряде. Современная запись больших чисел
- Фигурные, треугольные, квадратные, совершенные, дружественные числа
- Возникновение и совершенствование мер. Старинные русские меры
- Создание международной метрической системы. Метрическая система мер в России
- Арифметические знаки и обозначения. Знак процента
- Пропорции. “Золотое сечение”
- Счёт времени
За страницами учебника математики
- Страницы из биографий математиков : С.В.Ковалевская ; Евклид и Эратосфен; Пифагор и его школа; Архимед ; Л.Ф.Магницкий и его “Арифметика” ; Пьер Ферма.
- Оптические иллюзии
- Проблема четырех красок
- Магические квадраты
- Математические фокусы и головоломки, задачи со спичками
- Умножение решеткой. Палочки Неппера.
Тематические заседания
- Подготовка к тематическому заседанию «Графы и их применение»
- Подготовка к тематическому заседанию «Теорема Пифагора»
- Проведение тематического заседания «Диофантовы уравнения»
- Проведение тематического заседания «НОК и НОД, алгоритм Евклида»
- Проведение тематического заседания: «Флексагоны, флексоры и флексманы»
Выводы:
Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и так же:
- в выявлении интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- в создании условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- в развитии опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- в создании условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;
- в развитии опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
- в расширении рамок общения школьников с социумом.
И только в рамках математического клуба эти задачи легко реализуются, не смотря на различный уровень математической подготовки учащихся.
Работа математического клуба «Интеграл» активно способствует:
1) в направлении личностного развития: формированию представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитию интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: формированию общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении: созданию фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, заполнение существующего вакуума между школьной программой и академическим образованием.
Результаты:
Работа и открытые заседания клуба «Интеграл» освещены в Приложении 1