Учительский проект по созданию математического клуба для учащихся "Интеграл"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Четверть века назад я окончила среднюю школу №4 г. Вязьмы Смоленской области. В 1996 году, после окончания Смоленского педагогического института, вернулась в родную школу уже учителем физики и математики. Я стала работать бок о бок с моими учителями по жизни и по предмету. Чупова Галина Алексеевна передала мне, как своей ученице, руководство школьным методическим объединением. Нужно было организовать работу учителей и учеников в свете новых образовательных стандартов. И я рада, что именно в моей школе оказались творческие учителя и способные учащиеся, интересы которых выходили далеко за пределы  учебных предметов, и реализовать себя в пределах школьной программы такие дети  и педагоги в полной мере не могли.
Поэтому среди существующих форм внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных возможностей учащихся, необходимо было выбрать  модель, которая предусматривает организацию поисковой  деятельности учащихся путём постановки познавательных и творческих задач, требующих самостоятельного решения.
После изучения и обобщения совместного опыта   по внеклассной работе было решено организовать школьный математический клуб для учащихся. Создание математического клуба и стало нашим проектом.
Учительский проект позволил реализовать концепцию математического образования в нашем образовательном учреждении.
Математический клуб был создан на базе школьным методическим объединением учителей математики в сентябре 2007 года.
В 2010 – 2011 учебном году начался подготовительный этап реализации проекта школьного математического клуба.  Методическое объединение учителей математики поставило перед собой цель по реализации данного проекта. В наши задачи входило:

  • Изучение и  обобщение накопленного опыта по организации математических клубов в других школах;
  • Разработка основных положений и структуры, определение целей, задач и форм работы клуба;
  • Проведение диагностики для определения направленности, интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся;
  • Вовлечение учащихся в математический клуб.

Диагностику  глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов школьников  следовало осуществить через классно-урочные занятия, через проведение интеллектуальных игр, конкурсов «Кенгуру», «Пума».
В 2011-2012 учебном году школьный математический клуб начал действовать.

П О Л О Ж Е Н И Е
о математическом клубе «Интеграл»
МБОУ СОШ №4 им. Героя Советского Союза А.Б. Михайлова
 г. Вязьмы Смоленской области

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Математический клуб «Интеграл» является добровольной творческой организацией школьников и учителей, стремящихся

  • к совершенствованию своих знаний в области математики;
  • развитию своего интеллекта.

Научно-практическая новизна учительского проекта:

Основной особенностью Математического клуба является уникальное сочетание трёх факторов:

  • состав членов клуба основан на широкой и демократической социальной базе при наличии весьма скромных начальных требований к знаниям и фантазии учащихся;
  • наличие комплексного подхода к математическому образованию, основанного на широком спектре авторских программ педагогов школы;
  • азартная и увлекательная интеллектуальная среда, порождаемая системой работы.

В учебно-воспитательной работе клуба реализованы следующие направления современной педагогической науки:

  • Философия общения со школьниками — педагогика сотрудничества;
  • Форма обучения – индивидуально-групповая;
  • Психологическая концепция развития школьника – личностный подход в развитии способностей учащегося.

2.  УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ НАДЛЕЖИТ ВЫПОЛНЯТЬ В МАТЕМАТИКЕ

1. Быть точным
2. Быть ясным
3. Быть насколько можно простым
4. Смотреть в корень
5. Выявлять порядок, симметрию и определенность, как важнейшие виды прекрасного
6. Для достижения цели  приумножать усилия, вычитать лень, делить успехи с друзьями.

3. ДЕВИЗ КЛУБА

Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий.

ИНТЕГРАЛ

«Интерес, Наблюдательность, Творчество Есть Главные Регалии Активной  Личности»

3.  ЭМБЛЕМА КЛУБА

4.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА

1. Основной целью деятельности Клуба является закрепление устойчивого интереса к математике, формирование математической культуры. В своей деятельности Клуб преследует  также следующие цели:

  • Привлечь к активным занятиям математикой способных учащихся;
  • Снабдить учащихся интеллектуально-математическим инструментарием, что позволит заполнить существующий вакуум между школьной программой и академическим образованием;
  • Дать учащимся реальное представление о природе математического творчества;
  • Воспитывать и развивать у подростков утончённый '' математический вкус'' и фантазию;
  • Сформировать азартную интеллектуальную соревновательную среду, подталкивающую ребёнка к изучению труднодоступных вопросов математики;
  • Воспитывать в учащихся уверенность в своих силах (от успехов в малом к новым успехам);
  • Создать необходимое дидактико-методическое обеспечение вышесказанного, которое, главным образом, иллюстрировало бы математику, как живую науку, всё время находящуюся в развитии;
  • Обучить школьников методам активизации творческого мышления.

2. Основными задачами Клуба являются:

  • Овладение способами интеллектуальной деятельности, адекватными современной методологии науки, в том числе методами совместной творческой деятельности. Например: мозговой штурм – Brainstorming, распределение ролей, по аналогии с научным коллективом, идеальный конечный результат и другие приемы.
  • Развитие индивидуальных интеллектуальных способностей в рамках новейших методов познания;
  • Развитие собственных способов мышления и интеллектуальных способностей;
  •  Проведение мероприятий по организации досуга;
  •  Участие в  проводимых в рамках деятельности школы, района олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, Днях науки;
  •  Выпуск математической газеты «Интеграл»;

5. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА

Работа Клуба проводится в нескольких направлениях:

I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:

  • отдельные задания (изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном (электронном) оформлении работ и др.);
  • работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);

II направление – групповая работа, которая включает в себя организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся

  • Изучение и анализ достижений в области математики;
  • Разбор олимпиадных задач;
  • Написание научно-исследовательских работ учащимися и их защита.

III направление – массовая работа

  • совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад.
  • организация фестивалей, турниров.
  • участие в научно-практической конференции школьников.
  • участие в международной математической олимпиаде «Кенгуру».

В рамках деятельности Клуба разработан ряд целевых проектов, работа в которых рассчитана на несколько лет. Среди них можно выделить несколько:

1. издательский проект – школьная математическая газета «Интеграл», главная задача которой - по результатам своей деятельности, в триместр один раз на своих страницах освещать и обобщать опыт работы Клуба.
2. технологический проект под рабочим названием «Интеграл», в рамках которого проводятся мероприятия по созданию школьного образовательного ресурса по математике.
3. мультимедийный проект «Интеграл-медиа», главная задача которого разработка интерактивных мультимедийных презентаций для иллюстрации проектов и научно-исследовательских проектов.

6. СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КЛУБА

1. Секция «Научное исследование»

  • обучение учащихся работе с научной литературой;
  • изучение видов проектно-исследовательских работ;
  • консультации по проектно-исследовательским работам.

2. Секция «Математика после уроков»:

  • организация работы по более глубокому усвоению тем школьного учебника по средствам факультативных занятий, элективных курсов;
  • подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, консультации.

3. Секция « Информационно-коммуникационные технологии»:

  • использование ИКТ в электронном оформлении документов;
  • разработка интерактивных мультимедийных презентаций для уроков математики.
  • организация и проведение виртуальных конкурсов, викторин, олимпиад, используя  электронную почту.

4. Секция «Издательская»:

  • выпуск математических газет;
  • отражение результатов участия школьников в различных конкурсах, олимпиадах по математике.

7. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ КЛУБА и ФУНКЦИИ СОВЕТА КЛУБА

1. Высший орган управления Клуба — Совет Клуба.

Исполнительный орган — Президент Клуба.
Президент, избирается на ежегодной конференции из числа членов Клуба. На той же конференции избирается Совет Клуба, из 4 членов (по числу творческих групп) избираемых из числа учащихся. Совет во главе с его Президентом планирует, координирует и осуществляет контроль за деятельностью творческих групп. Для руководства текущей работой Совет собирается 1 раз в триместр.

2. Члены Клуба обязаны:

  • активно способствовать решению задач, стоящих перед Клубом;
  • выполнять требования настоящего Положения;
  • личным примером способствовать поддержанию престижа члена Клуба;
  • активно участвовать в клубных мероприятиях.

3. Члены Клуба имеют право:

  • вносить на рассмотрение Совету Клуба любые предложения о совершенствовании его деятельности;
  • принимать участие во всех текущих и плановых мероприятиях Клуба;
  • избирать и быть избранными в Совет Клуба;
  • пользоваться библиотекой Клуба и имеющимися в Клубе программным обеспечением и возможностями Интернета;
  • свободно выйти из состава членов Клуба.

4. Ежегодная конференция членов Клуба созывается в сентябре и выполняет следующие задачи:

  • принимает отчет Президента Клуба о деятельности Клуба за прошедший год;
  • избирает Президента Клуба, из числа предложенных кандидатур Советом Клуба;
  • избирает членов Совета Клуба.

5. В компетенцию Совета Клуба входит решение следующих задач:

  • планирование и организация деятельности Клуба на текущий учебный год.
  • прием и исключение членов Клуба.

6. Президент Клуба осуществляет следующие функции:

  • руководит работой Клуба;
  • представляет на всех уровнях интересы Клуба;
  • председательствует на конференции Клуба.

7. Секретарь Клуба осуществляет следующие функции:

  • ведет список членов Клуба;
  • представляет Клубу кандидатов в члены Клуба;
  • оповещает членов клуба о проведении текущих мероприятий.

8. Деятельность учащихся предполагает следующие формы:

  • индивидуальную работу под руководством учителя математики;
  • заседание секций;
  • заседания Совета клуба;
  • клубные и школьные мероприятия: викторины, в том числе виртуальные, предметные недели, олимпиады, турниры, Дни науки;
  • подготовка к международной игре «Кенгуру»

9. В рамках деятельности Клуба работает Экспертный совет. В его состав входят учителя-консультанты. Главная задача совета состоит в оказании профессиональной консультативной помощи учащимся в процессе работы над проектами.

10. Общее руководство клубом «Интеграл» осуществляют учителя математики и они подотчетны администрации школы.

Содержание программы клуба

Математика и жизнь

  1. Нужна ли человеку математика?
  2. Числовые суеверия.
  3. О связи математики с жизнью. Математика и геометрия вокруг нас
  4. Правила работы со справочной литературой, энциклопедиями
  5. Правила написания докладов, рефератов
  6. Создание презентаций к выступлениям

История математики

  1. О происхождении арифметики. Счёт и системы счисления
  2. О происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры различных времён у разных народов
  3. О натуральном ряде. Современная запись больших чисел
  4. Фигурные, треугольные, квадратные, совершенные, дружественные числа
  5. Возникновение и совершенствование мер. Старинные русские меры
  6. Создание международной метрической системы. Метрическая система мер в России
  7. Арифметические знаки и обозначения. Знак процента
  8. Пропорции. “Золотое сечение”
  9. Счёт времени

За страницами учебника математики

  1. Страницы из биографий математиков : С.В.Ковалевская ; Евклид и Эратосфен; Пифагор и его школа; Архимед ; Л.Ф.Магницкий и его “Арифметика” ; Пьер Ферма.
  2. Оптические иллюзии
  3. Проблема четырех красок
  4. Магические квадраты
  5. Математические фокусы и головоломки, задачи со спичками
  6. Умножение решеткой. Палочки Неппера.

Тематические заседания

  1. Подготовка к тематическому заседанию «Графы и их применение»
  2. Подготовка к тематическому заседанию «Теорема Пифагора»
  3. Проведение тематического заседания «Диофантовы уравнения»
  4. Проведение тематического заседания «НОК и НОД, алгоритм Евклида»
  5. Проведение тематического заседания: «Флексагоны, флексоры и флексманы»

Выводы:

Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и так же:

  • в выявлении интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
  • в создании условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • в развитии опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
  • в создании условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;
  • в развитии опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
  • в расширении рамок общения школьников с социумом.

И только в рамках математического клуба эти задачи легко реализуются, не смотря на различный уровень математической подготовки учащихся.

Работа математического клуба «Интеграл» активно способствует:

1)        в направлении личностного развития: формированию представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитию интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2)        в метапредметном направлении: формированию общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности;
3)        в предметном направлении: созданию фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности, заполнение существующего вакуума  между школьной программой и академическим образованием.

Результаты:

Работа и открытые заседания клуба «Интеграл» освещены в Приложении 1