Цели и задачи формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах определяются обществом, исходя из региональных особенностей дорожного движения, динамики развития транспортных средств, дорог и т.д. Среди факторов, влияющих на формулировку целей и задач, безусловно, являются дорожно-транспортные происшествия с участием детей. К другим факторам можно отнести:
1. Стремление ребёнка к самостоятельности (я сам) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности. Улица полна неожиданностей и для того, чтобы успешно ориентироваться в условиях дороги необходим высокий уровень самоконцентрации воли и внимательности, способность координировать свое внимание на основном и не отвлекаться на второстепенных деталях дорожного движения.
2. Следующим фактором является недостаточный опыт общения детей с дорогой, слабая обученность дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах.
3. Низкий уровень общего и психо-физиологического развития и др., в том случае, если учебно-воспитательный процесс будет обеспечен всеми необходимыми для этого учебно-методическими, дидактическими и материально-техническими условиями движения:
Обходи трамвай – как лошадь
А автобус – как быка!
Чтобы лошадь не лягнула,
Чтобы бык не забодал,
Чтобы ты вдруг под колёса,
Под машину не попал!
- развитие психо-физиологических качеств ребёнка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребёнка к процессу обеспечения личной безопасности(самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах – одна из важнейших. Эта задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:
- формирование координации движения;
- совершенствование навыков ориентации в пространстве;
- формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения.
- повышение уровня психико-физиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребёнка на улице;
- формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.
Реализация вышеперечисленных целей и задач обучения ПДД в детских дошкольных учереждениях возможна только, кроме субъективных факторов, влияющих на формирование целей и задач, можно выделить и объективные. К ним относятся: значительное увелечение интенсивности движения на дорогах и плохое состояние дорожного покрытия, появление на улицах автомобилей иностранных марок более скоростных, бесшумных.
При формулировке целей и задач обучения детей ПДД следует учесть и культуру поведения детей в общественном транспорте. Культура поведения – это неотъемлемая составная часть общей культуры личности. В процессе передвижения человека по населенному пункту, в общественном транспорте, проявляется его отношение к окружающим, в том числе к старшим, умение соблюдать правила пользования общественным транспортом и т.п.
Следовательно, основной целью изучения правил дорожного движения и поведения на улице является снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения.