Программа "Ступеньки здоровья". 1–4-й классы

Разделы: Начальная школа


Введение

Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.
В законе РФ «Об образовании» говорится, что  «обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление  здоровья обучающихся»
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно-психического напряжения. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Программа  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,  обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,  достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей – всегда актуальна. Именно внеурочная деятельность в состоянии сделать для полноценного здоровья современного ученика  больше, чем врач.
Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни. От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к новому напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.
Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень трудно.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Ступеньки  здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Курс «Ступеньки здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.
Авторская педагогическая программа «Ступеньки  здоровья» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы во внеурочной деятельности.

Программа «Ступеньки здоровья» состоит из 4 разделов:

  • Дорога и дети.
  • Основы безопасного поведения  в окружающем мире.
  • Наше здоровье.
  • Подвижные игры.

Исходя, из основных положений ФГОС второго поколения данная программа актуальна.

АКТУАЛЬНОСТЬ данной авторской педагогической разработки состоит в том, что в современном обществе  появилась серьёзная необходимость в развитии навыков здорового образа жизни, овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием.

НОВИЗНА. В настоящее время в данной школе отсутствует программа внеурочной деятельности по физическому воспитанию и не проводятся  уроки по основам безопасной жизнедеятельности  учащихся младшего школьного возраста. Ранее в общеобразовательную программу начального общего  образования был заложен  1 час в неделю по предмету «Основы безопасной жизнедеятельности»  из  регионального компонента, который учил  укреплять свое здоровье и  сохранять жизнь учащихся начальной школы. Это  и является новизной данной авторской педагогической разработки.

Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • формировать у младших школьников  мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья, первоначальные представления о значении физической культуры;
  • развивать познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность, расширить кругозор учащихся; развивать  умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развивать  умения проводить самостоятельные наблюдения;
  • воспитывать  у младших школьников потребности  к здоровому образу жизни.

Принципы  программы:

Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности.Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализацииосуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличностиспособствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядностиобязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств  к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Методы и приёмы работы:

Эффективность занятий по авторской педагогической разработке в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Школа  здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми:

  • занимательная беседа,
  • рассказ, чтение,
  • обсуждение детских книг по теме занятия,
  • инсценирование  ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов;
  • экскурсии и т.д.

Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления:
– сопоставление;
– сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях,  выявление причин и др.

Формы: занятия в классе, занятия в природе, уроки-путешествия,  уроки-КВН,  игры,  викторины, экскурсии.

Основные разделы программы:

1. Дорога и дети. Целью является создать условия для формирования у школьников навыков соблюдения правил  дорожного  движения,  сохранения жизни и здоровья детей.

2. Основы безопасного поведения  в окружающем мире. Целью является формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

3. Наше здоровье. Целью является формировать у детей основы культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

4. Подвижные игры. Цельюявляется развивать ловкость, быстроту, выносливость, организовывать активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности, содействовать улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Наполняемость группы формируется на основании  заявлений родителей обучающихся
Программа рассчитана на четыре года обучения, 1 час в неделю (135 часов).
Участники программы: обучающиеся 1-4 классов.

Сроки реализации программы 4 года:

1 год обучения – 33 ч
2 год обучения – 34 ч
3 год обучения – 34 ч
4 год обучения – 34 ч

Ожидаемый результат (УУД в рамках ФГОС): сформированность у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре; овладение искусством здорового образа жизни, умение вести здоровый образ жизни.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные:

Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями. Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Формулировать самому простые правила поведения в природе. Испытывать чувство гордости за красоту родной природы. Вырабатывать в  противоречивых жизненных ситуациях  правила поведения.

Регулятивные:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Составлять план выполнения задач. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Познавательные:

Предполагать, какая информация необходима. Самостоятельно отбирать для решения   учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Диагностика.

Результаты  учащихся  отражаются в динамике их индивидуальных достижений, продвижение в  достижении планируемых результатов. Обобщённая оценка этих результатов и других личностных результатов может осуществляться в ходе различных мониторинговых  исследований:

  • Тесты по изученным темам.
  • Составление диаграмм.
  • Мониторинг.
  • Практические занятия.

Литература для учителя:

  1. Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.
  2. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита». - СПб., 1997г.
  3. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
  4. Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. - СПб.1998г.
  5. «Мир детства: Младший школьник» М., 1988г.
  6. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы». - М., ВАК 2007г.
  7. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» \под ред. Сократова. М. 2005г.
  8. Урунтаева  Г.А. «Как я расту: Советы психолога родителям» М., 1996г.
  9. Юдин Г.Н. «главное чудо света» М., 1991г.

Приложения