Цель: способствовать созданию условий для формирования толерантного поведения участников образовательного процесса.
Задачи:
- содействовать формированию межличностных отношений учащихся в духе принятия, понимания, признания;
- продолжать знакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
- развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей живущих в Краснодарском крае;
- развивать внимание, память, творческое мышление у учащихся;
- воспитывать чувства коллективизма, сплочённости, любви к Краснодарскому краю;
- способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы с вами поговорим о нашем родном крае, в котором
мы живем.
Упражнение «Эмоциональное знакомство».
Представляясь, каждый произносит свое имя дважды. Первый раз произносит с положительными чувствами, как хотел бы, чтоб к нему обращались, второй раз – с отрицательными.
После того, как все участники произнесли свои имена, ведущий предлагает взяться всем за руки и подарить по цепочке дружественное рукопожатие.
2. “Мозговой штурм”
Упражнение «Снежный ком». Учащиеся поочереди дают ответ на вопрос: «От чего зависят ваши взаимоотношения с другими людьми?»
3. Основная часть
Наша Родина Россия, большая и сильная страна. Но у нас есть еще малая Родина это Кубань. Очень красивый край, который мы любим и гордимся. В 2012 году мы отмечали две памятные даты в истории нашей малой Родины: 75 лет образования Краснодарского края, и 220 лет со дня освоения Кубанских земель Черноморскими казаками. 13 сентября 1937 года. Был образован Краснодарский край. В его составе 14 городов и 71 район. Территория края составляет восемьдесят одну тысячу четыреста километров с населением около 5 млн. человек. А сейчас, ребята, мы с вами побываем в гостях у Деда Краеведа и он более подробно расскажет о нашем крае. (Смотрим видео[4]) Природа нашего края очень богата и разнообразна. Кубань представляет собой уникальный пример богатейшей природной коллекции редких растительных сообществ. Горный Кавказ славится дубовыми лесами и можжевеловыми рощами. Широки и бескрайни кубанские степи.
Малая родина – это не только природа, но ещё и взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык, и мечты, и определенные склонности, вынесенные из самой земли с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека. Наш край многонационален, в нем проживают русские, армяне, турки, украинцы, греки, грузины, азербайджанцы, адыгейцы, цыгане, татары, немцы, белорусы. Каждый человек должен обладать культурой межнационального общения: быть уважительным, терпимым, отзывчивым, уважать национальные чувства других народов.
Игра» «Все мы чем-то похожи...» [3]
Цели: В ходе этой игры очень красиво проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей. Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что Вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки, и возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.
Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.
Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "У каждого из нас есть мягкая игрушка...", "Любимый цвет каждого из нас — синий...", "У каждого из нас мама ходит на работу...", "Мы все очень любим макароны...", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает", "В каникулы мы все любим ездить на море..." и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Анализ упражнения:
— Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
— Как вы работали в своей команде?
— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
— Какими должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими?
Только от каждого из вас зависит, как будут складываться ваши отношения с людьми. В библии есть такая цитата: «Не поступай с людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе». На земле проживает пять миллиардов жителей, но каждому из них хватает места, солнца, воды и воздуха. Нужно сохранить наш маленький мир. Для этого надо быть очень внимательным и бережливым. Жить в мире с собой, в согласии с другими людьми, видеть красоту мира – вот настоящее счастье для человека.
4. Рефлексия
5. Итог занятия
«Будущим поколениям»
Цель: развитие осознания ценности жизни; сплочение группы.
Инструкция: «На большом листе бумаги в символической форме передайте пожелания будущим поколениям людей».
Комментарий. Можно подходить к листу поочерёдно, или все вместе осуществляют шифровку послания потомкам. После чего можно провести «ритуал» отправки почты… (на усмотрение ведущего и участников).
Список литературы:
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с, ил.
- http://refdb.ru/look/1124634.html
- http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/05/20/konspekt-tematicheskogo-klassnogo-chasa-ya
- http://russia.tv/video/show/brand_id/5094/episode_id/106353/video_id/106353/