Под оценочными средствами понимают комплект контрольных измерительных и контрольных оценочных материалов, предназначенных для оценивания результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, отдельной ее части, отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, одной темы (раздела) и/или совокупности тем (разделов) учебного предмета.
Структурными компонентами оценочных средств являются контрольные измерительные материалы (далее – КИМ).
КИМ должен позволить установить в зависимости от этапа обучения уровень освоения обучающимися образовательной программы и/или отдельной ее части, отдельной части или всего объема учебного предмета (курса, дисциплины, модуля), и/или одной темы (раздела) и/или совокупности тем (разделов) учебного предмета. Следовательно, для составления КИМ необходимо составить полный перечень вопросов, которые подлежат контролю и оценке на каждом вышеуказанном этапе обучения (на этапе промежуточной аттестации контролируется и оценивается уровень освоения обучающимися образовательной программы и/или отдельной ее части, отдельной части или всего объема учебного предмета (курса, дисциплины, модуля); в ходе текущего контроля успеваемости – уровень освоения обучающимися одной темы (раздела) и/или совокупности тем (разделов) учебного предмета (курса, дисциплины, модуля)).
Для разработки КИМ, предназначенных для промежуточной аттестации, необходимы кодификаторы элементов содержания и требований к уровню освоения обучающимися образовательной программы (части образовательной программы), отдельной части или всего объема учебного предмета (курса, дисциплины, модуля). Основой для разработки указанных кодификаторов являются целевые установки освоения обучающимися образовательных стандартов, а также требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к метапредметным и предметным результатам освоения основных образовательных программ или требования федерального компонента государственных образовательных стандартов к уровню подготовки выпускников по всем предметам учебного плана в формулировках знать/понимать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Для разработки КИМ, предназначенных для осуществления текущего контроля успеваемости, необходимы кодификаторы элементов содержания и требований к уровню освоения обучающимися элементов содержания и требований к уровню освоения обучающимися содержания учебного предмета в конкретном классе, одной темы (раздела) и/или совокупности тем (разделов) учебного предмета (курса, дисциплины, модуля).
На основе кодификаторов разрабатывается структура, содержание КИМ, а также спецификации КИМ. Спецификации КИМ включают в себя оценочный материал для оценивания уровня освоения обучающимися элементов содержания образовательной программы, сформированных умений на каждом этапе реализации образовательной программы, и инструкцию по выполнению аттестационной работы.
Таким образом, оценочные средства будут представлены в виде следующих документов:
- кодификаторы, которые содержат перечень элементов содержания и перечень требований к уровню освоения обучающимися содержания образовательных стандартов, проверяемых на этапах промежуточной аттестации, а также на этапах текущего контроля успеваемости;
- спецификации КИМ для проведения промежуточной аттестации и осуществления текущего контроля успеваемости;
- типовые контрольные измерительные задания для промежуточной аттестации и осуществления текущего контроля успеваемости;
Элементы предметного и метапредметного содержания, типовые контрольные измерительные и оценочные материалы каждый учитель может подбирать исходя из тематического планирования, решаемых им на уроке педагогических задач и требований к результатам ФГОС по предмету.
В качестве примера приведу разработанные мной кодификатор, спецификацию с оценочными материалами, контрольные измерительные задания к предмету «Информатика» в 7 классе для итогового контроля (учебник Босова Л.Л. Информатика, 7 класс, ФГОС)
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения итоговой контрольной работы
Предмет: информатика
Учебник: Босова Л.Л. Информатика 7 класс (ФГОС)
Вид контроля: итоговый за 7 класс
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 |
Свойства информации |
1.2 |
Кодирование информации. |
1.3 |
Основные виды информационных процессов |
1.4 |
Основные компоненты персонального компьютера |
1.5 |
Состав и функции программного обеспечения компьютера |
1.6 |
Файловая система. Каталог |
1.7 |
Компьютерная графика (растровая, векторная) |
1.8 |
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере |
1.9 |
Текстовые форматы документа |
1.10 |
Гипертекст |
1.11 |
Единицы измерения информации |
1.12 |
Скорость передачи информации. Пропускная способность канала |
1.13 |
Компьютерное представление цвета |
1.14 |
Алфавит. Мощность алфавита. |
1.15 |
Информационный объем сообщения |
1.16 |
Обработка информации |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 |
Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований |
2.2 |
Владеть информационно-логическими умениями |
2.3 |
Работать индивидуально |
2.4 |
Владеть письменной речью |
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс информатики 7 класса
код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 |
Декодировать и кодировать информацию |
3.2 |
Оперировать единицами измерения количества информации |
3.3 |
Оценивать количественные параметры информационных объектов |
3.4 |
Анализировать информационные модели |
3.5 |
Описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров |
3.6 |
Оперировать объектами файловой структуры |
3.7 |
Применять основные правила создания текстовых документов |
3.8 |
Визуализировать соотношения между числовыми величинами |
3.9 |
Оценивать информацию с позиции ее свойств |
3.10 |
Выделять информационную составляющую процессов в различных системах |
3.11 |
Анализировать устройство компьютера |
3.12 |
Знать виды графических изображений |
3.13 |
Знать форматы документов, создаваемых в разных программах |
Спецификация КИМ для проведения итоговой контрольной работы
Предмет: информатика
Учебник: Босова Л.Л. Информатика 7 класс (ФГОС)
Вид контроля: итоговый
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся класса содержания учебного материала по информатике за курс 7 класса.
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по информатике, а также содержанием учебника для общеобразовательных учреждений Информатика 7 класс Босова Л.Л.
Контрольная работа состоит из 16 заданий: 12 заданий базового уровня, 4 – повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1
Таблица 1
№ задания |
уровень |
Что проверяется |
Тип задания |
Примерное время выполнения задания |
1 |
Базовый |
1.1, 2.1, 2.2, 2.3, 3.9 |
Тест с выбором ответа |
1 мин. |
2 |
Базовый |
1.2, 1.11, 2.1, 2.2, 2.3, 3.3, 3.2 |
Тест с выбором ответа |
1 мин. |
3 |
Базовый |
1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 3.10 |
Тест с выбором ответа |
1 мин. |
4 |
Базовый |
1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 3.11 |
Тест с выбором ответа |
1 мин. |
5 |
Базовый |
1.5, 2.1, 2.2, 2.3, 3.5 |
Тест с выбором ответа |
1 мин. |
6 |
Базовый |
1.6, 2.1, 2.2, 2.3, 3.4, 3.6 |
Тест с выбором ответа |
1 мин. |
7 |
Базовый |
1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 3.12 |
Тест с выбором ответа |
1 мин. |
8 |
Базовый |
1.8, 2.1, 2.2, 2.3, 3.7 |
Тест с выбором ответа |
1 мин. |
9 |
Базовый |
1.9, 2.1, 2.2, 2.3, 3.13 |
Тест с выбором ответа |
1 мин. |
10 |
Базовый |
1.10, 2.1, 2.2, 2.3, 3.7 |
Тест с выбором ответа |
1 мин. |
11 |
Базовый |
1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.4 |
Тест с выбором ответа |
3 мин. |
12 |
Базовый |
1.11, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2, 3.3, 3.8 |
Развернутое решение |
5 мин. |
13 |
Повышенный |
1.12, 1.11, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.2, 3.3 |
Развернутое решение |
5 мин. |
14 |
Повышенный |
1.11, 1.13, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.2, 3.3 |
Развернутое решение |
5 мин. |
15 |
Повышенный |
1.11, 1.14, 1.15, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.2, 3.3 |
Развернутое решение |
7 мин. |
16 |
Повышенный |
1.2, 1.16, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3.1 |
Развернутое решение |
5 мин. |
На выполнение 16 заданий отводится 40 минут. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.
Таблица 2
№ задания |
Количество баллов |
1-12 |
1 балл – правильный ответ; 0 баллов – неправильный ответ |
13 |
Данные приведены к одинаковым единицам измерения – 1 балл |
14 |
Определено общее количество пикселей – 1 балл |
15 |
Определено общее количество символов в документе – 1 балл |
16 |
2 балла – правильный ответ; |
Итого |
23 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Баллы | Отметка |
21-23 баллов |
Отметка «5» |
17-20 баллов |
Отметка «4» |
11-16 баллов |
Отметка «3» |
1-10 баллов |
Отметка «2» |
0 баллов |
Отметка «1» |
Итоговая контрольная работа по информатике (7 класс, ФГОС)
1. Информацию, отражающую истинное положение вещей, называют
а) понятной
б) полной
в) полезной
г) достоверной
2. Двоичный код каждого символа при кодировании текстовой информации (в кодах Unicode) занимает в памяти персонального компьютера:
а) 1 байт
б) 1 Кбайт
в) 2 байта
г) 2 бита
3. Измерение температуры представляет собой
а) процесс хранения информации
б) процесс передачи информации
в) процесс получения информации
г) процесс обработки информации
4. Какое устройство ПК предназначено для вывода информации?
а) процессор
б) монитор
в) клавиатура
г) магнитофон
5. Операционные системы входят в состав:
а) системы управления базами данных
б) систем программирования
в) прикладного ПО
г) системного ПО
6. Дано дерево каталогов.
Определите полное имя файла Doc3.
а) A:/DOC3
б) A:/DOC3/Doc3
в) A:/ ПОРТ2/Doc1
г) A:/ПОРТ3/Doc3
7. Растровое изображение – это:
а) Рисунок представленный из базовых элементов
б) Рисунок представлен в идее совокупности точек
в) Рисунок представлен геометрическими фигурами
8. В каком из перечисленных предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?
а) Имеем – не храним , потеряем – плачем.
б) Имеем – не храним, потеряем – плачем.
в) Имеем – не храним,потеряем – плачем.
г) Имеем – не храним, потеряем–плачем.
9. Текстовым форматом документа является:
а) .xls
б) .doc
в) .ppt
г) .jpeg
10. В качестве гиперссылки можно использовать:
а) только фрагмент текста
б) только рисунок
в) фрагмент текста, графическое изображение, управляющий элемент
г) ячейку таблицы
11. Одно их слов закодировано следующим образом 2+Х=2Х. Найдите это слово
а) сервер
б) курсор
в) модем
г) ресурс
12. Расположите величины в порядке возрастания: 1010 байтов, 2 байта, 1 Кбайт, 20 битов, 10 битов
13. Пропускная способность некоторого канала связи равна 128 000 бит/с. Сколько времени займет передача по этому каналу файла объемом 1,5 Мбайт?
14. Для хранения растрового изображения размером 64х64 пикселя отвели 512 байтов памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?
15. Сообщение, информационный объем которого равен 10 Кбайт, занимает 8 страниц по 32 строки, в каждом из которых записано 40 символов. Сколько символов в алфавите, на котором записано это сообщение?
16. От разведчика была получена шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе. При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:
И |
А |
Н |
Г |
Ч |
. . |
. – |
– . |
– – . |
– – – . |
Определите текст исходной радиограммы по полученной шифрованной радиограмме: . – . . – . – – . – – – . . – – .